Основные причины неуспеваемости в начальных классах и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:52, реферат

Описание

Основные причины неуспеваемости в начальных классах………………………………………….2
2. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)……………………………………………4
3. Медлительные дети…………………………………………………………………………………….6
4. Демонстративные дети…………………………………………………………………………………8
5. Тревожные дети…………………………………………………………………………………………9
6. Леворукий ребенок в школе……………………………………………………………………………

Содержание

Школьная неуспеваемость - острая проблема начальных классов. Любое направление коррекционной работы с неуспевающими младшими школьниками предполагает предварительную диагностику - определение причины отставания в учении конкретного ученика, а также планирование на этой основе совместных действий школьного психолога, педагога и родителей. К основным причинам неуспеваемости в начальных классах психологи и педагоги чаще всего относят следующие:
- недостаточное развитие мышления;
- низкий уровень навыков учебного труда;
- большие пробелы в знаниях;
- отрицательное отношение к учению;
- слабое здоровье, большая утомляемость;
- низкий уровень развития волевых качеств, недисциплинированность;
- отрицательное влияние семьи, сверстников, недостатки школьного обучения.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по спецпсихолгии.docx

— 51.49 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Реферат

по  специальной педагогике и психологии

«Основные причины неуспеваемости в начальных классах

и пути их преодоления»

 

специальности «Педагогика  и методика начального образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 
1. Основные причины неуспеваемости  в начальных классах………………………………………….2 
2. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)……………………………………………4 
3. Медлительные дети…………………………………………………………………………………….6 
4. Демонстративные дети…………………………………………………………………………………8 
5. Тревожные дети…………………………………………………………………………………………9 
6. Леворукий ребенок в школе……………………………………………………………………………10

 

 

  1. Основные причины неуспеваемости в начальных классах

Школьная неуспеваемость - острая проблема начальных классов. Любое направление коррекционной работы с неуспевающими младшими школьниками предполагает предварительную диагностику - определение причины отставания в учении конкретного ученика, а также планирование на этой основе совместных действий школьного психолога, педагога и родителей. К основным причинам неуспеваемости в начальных классах психологи и педагоги чаще всего относят следующие:

- недостаточное развитие  мышления;

- низкий уровень навыков  учебного труда;

- большие пробелы в  знаниях;

- отрицательное отношение  к учению;

- слабое здоровье, большая  утомляемость;

- низкий уровень развития  волевых качеств, недисциплинированность;

- отрицательное влияние  семьи, сверстников, недостатки  школьного обучения.

Учителям необходимо знать  о тех учебных ситуациях, которые  затрудняют деятельность медлительных школьников.

Виды учебных  ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:

  • длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке); ребенок быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал;
  • ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности если на нее отводится ограниченное время;
  • ситуации, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;
  • работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; следует отметить, что для слабого по своим нейродинамическим особенностям учащегося благоприятнее ситуации письменного ответа, а не устного (в тех случаях, когда навык письма хорошо сформирован);
  • работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;
  • работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос учащегося);
  • работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал (карты, слайды, учебник), заставляет делать записи в тетради, следить по учебнику и т. д.);
  • работа в шумной, неспокойной обстановке;
  • работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т. д.;
  • работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога;
  • ситуации, когда требуется на уроке усвоить большой по объему, разнообразный по содержанию материал.

Виды учебных  ситуаций, затрудняющих деятельность инертных учащихся:

  • учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и способам решения;
  • учитель подает материал в достаточно высоком темпе, неясна последовательность вопросов, обращенных к классу;
  • время работы ограничено, невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой;
  • требуется частое отвлечение (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося);
  • требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;
  • оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания;
  • выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.

В работе с медлительными  школьниками учителям рекомендуется  придерживаться определенных правил.

Приемы в  работе учителя, облегчающие учебную  деятельность школьников со слабой нервной  системой:

  • не ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;
  • желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме (при достаточной сформированности навыка письма);
  • нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;
  • лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;
  • путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у такого ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться; эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, контрольных, олимпиад и т. д.;
  • следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно относится к ним;
  • во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;
  • следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать внимание, создавать спокойную обстановку.

Приемы в  работе учителя, облегчающие учебную  деятельность учащихся с инертной нервной  системой:

  • не требовать от них немедленного включения в работу: их активность в выполнении нового вида задания возрастает постепенно;
  • следует помнить, что инертные дети не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации;
  • не нужно требовать от инертного ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа; они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизаций;
  • поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например, от дел, которыми они были заняты на перемене), не следует проводить их опрос в начале урока;
  • нужно избегать ситуаций, когда от инертного ученика требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; инертным необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;
  • в момент выполнения задания не следует их отвлекать, переключать внимание на что-либо другое;
  • нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал; следует отложить опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.
  1. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)

Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку  они резко выделяются на фоне сверстников  своим поведением. Одной из специфичных  его черт являются чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Специальные исследования показывают, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Эти нарушения являются следствием минимальных мозговых дисфункций. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания с гиперактивностью» (Заваденко Н. Н.).

Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди  детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения  фиксируются значительно чаще, чем  у девочек. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

Для постановки диагноза «синдром дефицита внимания с гиперактивностью»  необходимо наличие симптомов невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

А. I. Симптомы невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении, как минимум, 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам (необходимо наличие шести или более из перечисленных ниже симптомов):

  1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения задания и других видов деятельности.
  6. Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
  7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

II. Симптомы гиперактивности  и импульсивности, которые сохраняются  на протяжении по меньшей мере 6 месяцев и выражены настолько,  что свидетельствуют о недостаточной  адаптации и несоответствии нормальным  возрастным характеристикам: 
Гиперактивность

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
  6. Часто бывает болтливым.

 
Импульсивность

  1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

B. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности ребенка в возрасте до 7 лет начинают вызывать беспокойство окружающих.

С. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).

D. Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах детей или их школьной успеваемости.

Ставить тот или иной диагноз  должен врач, так как важна точность в установлении этого расстройства, которое необходимо отличать от нормальной возрастной двигательной активности детей, индивидуальных особенностей темперамента, нарушений поведения, возникающих  вследствие психической травмы, и  т. д.

Во время урока таким детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.

Нарушения поведения гиперактивных  детей не только влияют на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими  людьми. В большинстве случаев  такие дети имеют проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские  отношения, среди детей являются источником постоянных конфликтов и  быстро становятся отверженными.

В семье эти дети обычно страдают от постоянных сравнений с  братьями и сестрами, поведение и  учеба которых ставится им в пример. Они недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных  прибегать к частым, но нерезультативным наказаниям. Большинству таких детей  свойственна низкая самооценка. У  них нередко отмечаются агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству  и другие формы асоциального поведения. Родители должны помнить, что улучшение состояния ребенка «зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой - постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями.

Информация о работе Основные причины неуспеваемости в начальных классах и пути их преодоления