Основные причины неуспеваемости в начальных классах и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:52, реферат

Описание

Основные причины неуспеваемости в начальных классах………………………………………….2
2. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)……………………………………………4
3. Медлительные дети…………………………………………………………………………………….6
4. Демонстративные дети…………………………………………………………………………………8
5. Тревожные дети…………………………………………………………………………………………9
6. Леворукий ребенок в школе……………………………………………………………………………

Содержание

Школьная неуспеваемость - острая проблема начальных классов. Любое направление коррекционной работы с неуспевающими младшими школьниками предполагает предварительную диагностику - определение причины отставания в учении конкретного ученика, а также планирование на этой основе совместных действий школьного психолога, педагога и родителей. К основным причинам неуспеваемости в начальных классах психологи и педагоги чаще всего относят следующие:
- недостаточное развитие мышления;
- низкий уровень навыков учебного труда;
- большие пробелы в знаниях;
- отрицательное отношение к учению;
- слабое здоровье, большая утомляемость;
- низкий уровень развития волевых качеств, недисциплинированность;
- отрицательное влияние семьи, сверстников, недостатки школьного обучения.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по спецпсихолгии.docx

— 51.49 Кб (Скачать документ)
  1. Тревожные дети

Среди младших школьников выделяются дети с высокой и устойчивой тревожностью, которая становится яркой особенностью личности. Прежде чем рассматривать возникающие у них проблемы, ответим на вопросы: почему некоторые дети поступают в I класс с достаточно высоким уровнем тревожности? Что способствует закреплению или развитию тревожности в школе?

Личностная тревожность  формируется при авторитарном стиле, сочетающемся с высоким уровнем  притязаний, ожиданий родителей по отношению к ребенку, и при  гиперопеке, когда тревожные родители воспроизводят это качество в  своем ребенке. Если кто-то из родителей тревожен и проявляет гипертрофированную заботу о ребенке, его жизни и здоровье, это порождает у него переживание нестабильности окружающего мира, предчувствия надвигающейся со всех сторон опасности. Ребенок боится жить и выйти за рамки привычных отношений, ориентируется только на семью. Но при искусственном ограничении социального опыта ребенка семья не обеспечивает ему переживания надежности, защищенности. Отсюда чувство беззащитности, неуверенность в своих силах, высокая тревожность.

Гораздо чаще дети становятся тревожными, когда в семье им предъявляют  непосильные требования, проявляют  раздражение чаще, чем беспокойство, постоянно и открыто выражают недовольство их поведением. Конечно, взрослые должны оценивать действия ребенка, адекватно выражать свое отношение  к проступкам. Но очень важно то, как часто и в какой форме  это делается. Когда ребенка укоряют, стыдят и откровенно ругают за все  подряд - лежащую не на месте игрушку, пролитый чай, грязные руки, слишком  громкую или слишком тихую  речь и т. д., - всплески ситуативной  тревожности превращаются в сплошной эмоциональный фон. Возникают тревожное  ожидание неприятностей, страх перед  наказанием.

Отметим, что авторитарный стиль воспитания вызывает появление  личностной тревожности не у всех детей. В некоторых семьях бесконечные  упреки отскакивают от ребенка, как от стенки горох: ребенок оказывается к ним недостаточно чувствительным, привыкает, не реагирует или жизнерадостно включается в перебранку. Устойчивая тревожность развивается у детей с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность.

Ранняя личностная тревожность  считается результатом нарушения  детско-родительских отношений. Она  может проявиться при отсутствии безусловной родительской любви, неприятии  ребенка таким, какой он есть на самом  деле, - некрасивым, не очень умным, слишком  резвым или, наоборот, тихим и замкнутым. Но обычно тревожность резко повышается в период подготовки к школьному  обучению. Родители, остро не реагировавшие  раньше на то, что делает ребенок, начинают предъявлять ему слишком высокие  требования. Ожидая больших успехов, они нервничают и раздражаются по поводу их отсутствия.

Таким образом, еще до поступления  в школу ребенок попадает в  ситуацию неуспеха. Приступая к выполнению любого задания, он ждет и боится неудачи. Из-за этого не достигает высоких  результатов и получает отрицательную  оценку родителей. Ожидание неудачи  становится постоянным, тревожность  повышается, деятельность все больше разрушается, ниже становится и оценка: неспособный, глупый, не справится. Усиливается  неуверенность в себе, замыкается порочный круг.

Этот порочный круг сохраняется  и в школе, с той только разницей, что в него включаются новое значимое лицо — учитель и низкие отметки. Тревожные дети учатся в I классе ниже своих возможностей, а некоторые  из них могут стать неуспевающими.

Развитию тревожности  младших школьников способствуют авторитарный стиль общения учителя с классом, ориентация педагога не на индивидуальную, а на социальную норму, «наклеивание ярлыков» на детей, этой норме не соответствующих. Эмоциональная холодность, нетактичность, иногда откровенная грубость учителя  определяют особую психологическую  атмосферу в классе, вызывающую общее  повышение тревожности учеников, особенно в начале обучения.

У неуспевающих высокая тревожность  сочетается со снижением самооценки. Отличники со своей «звездной  болезнью» постоянно боятся утратить высокий статус в классе, не соответствовать  занимаемому положению, вызвать  недовольство родителей. Спокойная  жизнь троечников основывается на низком уровне притязаний, на принципах «не  напрягаться», «свою тройку всегда получишь», что повышает эмоциональную  устойчивость.

Учителя, оценивая результаты учебной работы школьников, не должны противопоставлять детей друг другу, должны сравнивать не достижения разных учеников, а результаты одного ученика, полученные в разное время, т. е. его  индивидуальное продвижение в освоении материала.

Проблемы тревожных детей  разнообразны: с одной стороны, это  неуспеваемость или неумение наладить контакты со значимыми людьми, с  другой - снижение самооценки, уверенности  в себе, чувство вины, острое переживание  каждой неудачи, «разрастание» негативного  эмоционального опыта, возможность  невротических реакций. Чтобы помочь таким детям, снизить уровень  их тревожности, прежде всего, необходимо обеспечить им достижение успеха. А поскольку главное - не сам по себе успех, а реакция на него, родители и учителя не должны заострять внимание на неудачах и отдельных ошибках. Им следует поощрять малейшие позитивные сдвиги в учебной работе, а замечания делать в особой форме: «Ты молодец. У тебя получается очень хорошо. Но пока еще получилось не до конца. В следующий раз ты наверняка сделаешь еще лучше, чем сейчас».

  1. Леворукий ребенок в школе

Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в  процессе обучения и воспитания. Асимметрия рук, т. е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук (амбидекстрия) обусловлены особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

До недавнего времени  леворукость представляла серьезную  педагогическую проблему. Считалось  необходимым систематически переучивать  леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для письма - все должны были писать правой. При переучивании использовали порой самые жесткие меры (наказание, надевание варежки на левую руку и пр.), не считаясь с индивидуальными  особенностями и возможностями  ребенка и принося в жертву его здоровье. Существуют многочисленные данные, показывающие, что у леворуких детей невротические состояния и неврозы встречаются значительно чаще, чем у детей-правшей. Одной из главных причин развития неврозов у левшей считается насильственное обучение действиям правой рукой в первые годы жизни или в первый год обучения в школе. Эта причина становится очевидной в свете данных об особенностях функциональной асимметрии мозга: переучивание приводит к ломке естественных процессов, что служит мощным стрессогенным фактором. По существу, насильственное переучивание является формой давления праворукой среды, подравнивающей под себя леворукого ребенка и игнорирующей его индивидуальность.

В последние годы школа  отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут  удобной для них рукой. Однако тем самым проблема леворукости для школы не снимается, поскольку остаются дети - скрытые левши. Речь идет о тех случаях, когда природного левшу переучивают в дошкольном детстве. Такое переучивание может носить целенаправленный характер, когда родители, замечая склонность ребенка к предпочтению левой руки, стремятся исправить этот «недостаток» и предупредить те возможные трудности, которые ожидают ребенка в дальнейшем.

В дошкольном возрасте возможно и ненасильственное переучивание. В  раннем дошкольном возрасте родители и воспитатели не всегда обращают специальное внимание на то, какая  рука у ребенка ведущая, тем более  что направление «рукости» достаточно отчетливо устанавливается только к 3-5 годам. Между тем при обучении новым действиям дети стараются  сделать так, как говорит взрослый: брать ложку в правую руку, держать  карандаш правой рукой и т. п. И  ребенок-левша, выполняя требования взрослого, делает так, как велят, даже если это  действие ему не очень удобно. В  результате такого ненасильственного  переучивания многие родители могут  и не подозревать, что их ребенок - левша.

При овладении бытовыми навыками скрытая леворукость ребенка, как  правило, не сказывается на успешности выполнения действий, однако, приступая  к систематическому обучению в школе, особенно при овладении письмом  и чтением, такие дети могут встретиться  с неожиданными трудностями. Поэтому важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.

Для диагностики типа ведущей  руки у детей начиная с 5-6 лет  возможно использование различных  функциональных проб: тест переплетения пальцев, тест «аплодирование», тест перекреста рук на груди, или «поза Наполеона», и др. В практике работы с детьми широко применяется метод оценки участия рук в процессе выполнения различных действий. Это могут быть символические действия, когда ребенка просят показать, как он, например, поливает цветы, режет хлеб, держит зубную щетку, ножницы и т. д. Действия могут быть и реальные, выполняемые в специально подобранных заданиях, требующих манипулирования. На основании этого делается заключение о доминирующей руке у ребенка и даются соответствующие рекомендации в отношении того, какой рукой его целесообразно учить писать. Леворуким считается ребенок, набравший больше плюсов в графе «Левая рука». Как указывают авторы, если такой ребенок берет ручку в левую руку и пытается писать ею, нецелесообразно его переучивать и заставлять писать правой рукой. Но даже если ребенок получил больше плюсов в графе «Правая рука», но рисует левой рукой и качество рисунка выше, чем при рисовании правой рукой, не следует принуждать его писать правой рукой (при том условии, что сам он пытается писать левой).

Определенные сложности  возникают при выборе ведущей  руки у амбидекстров, т. е. тех детей, которые продемонстрировали одинаково  хорошее владение и левой, и правой рукой. В этом случае возможны такие  варианты:

  1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило, эти дети - левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть недостаточно удовлетворительным (плохой почерк, пишет как курица лапой).
  2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть имевшаяся ранее травма правой руки, нарушение ее моторных функций. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы  полнее использовать его природные  особенности и снизить вероятность  осложнений, возникающих у леворуких  детей при переходе к систематическому школьному обучению. Однако, стремясь предупредить сложности, ожидающие  левшу при обучении письму правой рукой, нужно помнить: определение  ведущей руки и выбор на этом основании  руки для письма - чрезвычайно ответственный  шаг. Однако наряду с этим известно немало случаев успешного переучивания леворуких детей без отрицательных последствий.

Таким образом, вопрос о переучивании леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально  с учетом индивидуальных физиологических  и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма  и личных установок ребенка.

В деятельности леворукого ребенка особенности организации  его познавательной сферы могут  иметь следующие проявления:

  1. Сниженная способность зрительно-двигательной координации - дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений, особенно их последовательности; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк.
  2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений: у левшей часто отмечаются искажение формы и пропорции фигур при графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смешение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за и т. п.).
  3. Особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала.
  4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.
  5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа. Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени - чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.

Информация о работе Основные причины неуспеваемости в начальных классах и пути их преодоления