Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:52, реферат
Основные причины неуспеваемости в начальных классах………………………………………….2
2. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)……………………………………………4
3. Медлительные дети…………………………………………………………………………………….6
4. Демонстративные дети…………………………………………………………………………………8
5. Тревожные дети…………………………………………………………………………………………9
6. Леворукий ребенок в школе……………………………………………………………………………
Школьная неуспеваемость - острая проблема начальных классов. Любое направление коррекционной работы с неуспевающими младшими школьниками предполагает предварительную диагностику - определение причины отставания в учении конкретного ученика, а также планирование на этой основе совместных действий школьного психолога, педагога и родителей. К основным причинам неуспеваемости в начальных классах психологи и педагоги чаще всего относят следующие:
- недостаточное развитие мышления;
- низкий уровень навыков учебного труда;
- большие пробелы в знаниях;
- отрицательное отношение к учению;
- слабое здоровье, большая утомляемость;
- низкий уровень развития волевых качеств, недисциплинированность;
- отрицательное влияние семьи, сверстников, недостатки школьного обучения.
Конкретные рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания могут быть следующими:
Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другую школу. Однако эта мера проблем ребенка не решает.
Учителям рекомендуется:
Предлагаем
познакомиться с играми, предназначенными
для терапии гиперактивных
вверх
Медлительные дети обращают на себя внимание особенностями своего поведения и деятельности: они нерасторопны и неуклюжи, повсюду опаздывают и ничего не успевают, по словам взрослых, «их вечно надо подгонять». Этими «копушами» все недовольны, их постоянно торопят, подгоняют, нередко запугивают: «Давай быстрее, поторопись, тебя никто ждать не будет!»
Поступление в школу создает для медлительных детей дополнительные трудности: они самыми последними готовятся к уроку, не успевают выполнить весь объем классной работы, им не хватает времени, чтобы записать задание на дом, они подолгу, порой до позднего вечера, просиживают над домашними уроками, долго думают, медленно пишут, медленно читают. Они все делают медленно. Такие дети страдают от каждодневной спешки, испытывают из-за этого постоянное напряжение, нервничают, глубоко переживают свою невозможность все успеть, сделать вовремя, не опоздать, не отстать от других. Раздражение, недовольство взрослых, наказания только усугубляют эти переживания. Чувство вины и неуверенности в себе - характерная черта медлительных детей.
Иногда этих детей совершенно незаслуженно обвиняют в лени, в том, что они специально, «назло» все делают медленно. Однако медлительность не свойство вредного характера. Это индивидуальная особенность ребенка, которая может быть обусловлена разными причинами. Так, выделяются следующие причины медлительности:
Исследования показывают, что для медлительных детей характерны слабость и инертность нервных процессов. Дети с такими особенностями нервной системы, как правило, замедленны во всех своих действиях, они медленно включаются в работу, долго переключаются на другую деятельность, долго восстанавливаются после нагрузки, быстро отвлекаются, не могут продолжительно и интенсивно работать. Самая характерная черта медлительных детей - низкая скорость работы. Это связано с малой подвижностью нервных процессов.
Как известно, любое действие
складывается из нескольких составляющих:
предварительный
Другая особенность
Скорость подачи и объем новой информации должны быть строго нормированы для медлительных детей и соответствовать их возрасту и возможностям. Показано, что у медлительных детей при ускорении темпа подачи материала происходит снижение количества усваиваемой информации. Поэтому быстрый темп речи учителя, быстрый показ учебного материала мешают медлительным детям уловить суть объяснения, так что значительная часть увиденного и услышанного на уроке при таком темпе работы ими не усваивается. При повторении того же еще раз или медленном объяснении инертные дети способны хорошо усвоить материал и справиться с заданиями.
У детей с ослабленным
здоровьем (часто болеющие, страдающие
хроническими соматическими заболеваниями)
темп деятельности также может быть
снижен. Внешние проявления их деятельности
могут быть такими же, как и у
медлительных детей: длительное включение
в работу, трудности переключения,
медленный темп работы, высокая истощаемость
и быстрое утомление. Все эти
особенности являются следствием ослабленного
функционального состояния
Школьные трудности
Медлительные дети в силу
своих индивидуальных особенностей
находятся в школе в ситуации
хронического цейтнота: они постоянно
не успевают и отстают. Работая на
пределе своих динамических возможностей,
они быстро утомляются, устают, их нервная
система ослабляется и
Учителям и родителям необходимо найти такие варианты индивидуального подхода, которые бы помогли работать ребенку в оптимальном для него темпе. Например, не спеша заканчивать дома работу, которую не удалось выполнить в классе, проводить контрольные работы и диктанты с группой таких детей отдельно, работать на уроке по карточкам с индивидуальными заданиями и т. п.
Постоянно нарушают дисциплину в классе не только гиперактивные, но и демонстративные дети. Эта категория детей оказывается одной из наиболее трудных для учителя.
Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью во внимании окружающих. Дети, обладающие этой чертой, эгоцентричны и стремятся в своей семье и школе вызвать удивление, восхищение, сочувствие. Они рано начинают заботиться о том впечатлении, которое производят. Еще в дошкольном детстве у них проявляется жажда восторгов и похвал. Дети с удовольствием читают стихи, танцуют и поют перед зрителями, показывают свои рисунки, хвастаются редкими игрушками и т. д. Они обычно не выносят, если при них хвалят других детей, другим уделяют больше внимания.
Демонстративные дети часто
держатся несколько нарочито, манерно.
Они любят принимать эффектные
позы, кокетничать, стоя перед зеркалом,
играют на публику. Их эмоциональные
реакции утрированны, театрализованны.
Они любят представить себя в
благоприятном свете перед
Если ребенок стремится
к похвале, высокой оценке, логично
было бы предположить, что он будет
старательно добиваться успеха в
каких-то видах деятельности, будет
завоевывать положительное
В таких случаях дети действительно
хотят вызвать раздражение
В школе срабатывает тот же механизм. Успехи в I классе во многом определяются тем, ставят ли демонстративных детей в пример другим. Когда способный и хорошо подготовленный к школе ребенок добивается в самом начале обучения значительных успехов и учитель выделяет его, это становится источником сильной престижной мотивации и старания, продвижения в освоении учебного материала. Реальные достижения и соответствующий социальный статус обеспечивают ученику удовлетворенность собой, а учебные проблемы не возникают.
Если первоклассник учится не блестяще и ничем не выделяется среди одноклассников, он может удовлетворять свою слишком сильную потребность во внимании, не зарабатывая особого отношения учителя и высокого статуса учебными достижениями. Используются другие способы, в частности нарушение дисциплины, причем бурно эмоционально, с театральными эффектами, иногда даже с агрессивностью. Нарушая работу всего класса, вызывая у других детей удивление, возмущение, смех или одобрение, такой ученик получает ответную эмоциональную реакцию учителя, что служит для него положительным подкреплением. Причем чем выше эмоциональное напряжение учителя, тем более удовлетворенным оказывается ребенок.
Со временем демонстративный младший школьник начинает играть в классе привычную для всех роль хулигана или шута. Причем его негативизм распространяется не только на дисциплинарные нормы, но и на чисто учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ученик не может овладеть нужными знаниями и умениями, успешно учиться. Он становится неуспевающим.
Таким детям желательно найти возможность самореализации. И в этом может помочь совет школьного психолога. Лучшее место для проявления демонстративности - сцена. Помимо участия в концертах и спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в частности изобразительная. В последнем случае необходимы коллективное обсуждение и подчеркивание достоинств выполненной работы, организация выставок, запись отзывов и т. п. Социально одобряемые способы привлечения к себе внимания окружающих вытесняют негативные формы поведения, преобладавшие у ребенка ранее.
Если демонстративный
ученик нарушает дисциплину, важно
снять или хотя бы ослабить подкрепление
неприемлемых форм поведения на уроке.
А подкреплением для него служит
ЛЮБОЕ проявление внимания взрослых.
Задача учителя, причем очень трудная,
- не замечать реплик, глупых шуток, отдельных
мелких проступков, обходиться без
нотаций и назиданий. Если очередную
выходку нельзя оставить безнаказанной,
делать замечание или наказывать
нужно как можно менее
К сожалению, следовать этим рекомендациям способны далеко не все учителя, уроки которых «разрушают» демонстративные дети. Учителя подвержены стрессам, показатели степени их социальной адаптации ниже, чем у представителей многих других профессий.
Информация о работе Основные причины неуспеваемости в начальных классах и пути их преодоления