Основные причины неуспеваемости в начальных классах и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:52, реферат

Описание

Основные причины неуспеваемости в начальных классах………………………………………….2
2. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)……………………………………………4
3. Медлительные дети…………………………………………………………………………………….6
4. Демонстративные дети…………………………………………………………………………………8
5. Тревожные дети…………………………………………………………………………………………9
6. Леворукий ребенок в школе……………………………………………………………………………

Содержание

Школьная неуспеваемость - острая проблема начальных классов. Любое направление коррекционной работы с неуспевающими младшими школьниками предполагает предварительную диагностику - определение причины отставания в учении конкретного ученика, а также планирование на этой основе совместных действий школьного психолога, педагога и родителей. К основным причинам неуспеваемости в начальных классах психологи и педагоги чаще всего относят следующие:
- недостаточное развитие мышления;
- низкий уровень навыков учебного труда;
- большие пробелы в знаниях;
- отрицательное отношение к учению;
- слабое здоровье, большая утомляемость;
- низкий уровень развития волевых качеств, недисциплинированность;
- отрицательное влияние семьи, сверстников, недостатки школьного обучения.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по спецпсихолгии.docx

— 51.49 Кб (Скачать документ)

Конкретные рекомендации родителям детей с синдромом  дефицита внимания могут быть следующими:

  1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
  9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  12. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Не менее ответственная  роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под  разными предлогами настаивают на их переводе в другую школу. Однако эта  мера проблем ребенка не решает.

           Учителям рекомендуется:

  1. Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.
  2. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение.
  3. Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.
  4. Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  5. Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  6. Научить гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем.
  7. Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.
  8. На определенный отрезок времени давать только одно задание.
  9. Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  10. Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Предлагаем  познакомиться с играми, предназначенными для терапии гиперактивных детей  младшего школьного возраста.

вверх

  1. Медлительные дети

Медлительные дети обращают на себя внимание особенностями своего поведения и деятельности: они нерасторопны и неуклюжи, повсюду опаздывают и ничего не успевают, по словам взрослых, «их вечно надо подгонять». Этими «копушами» все недовольны, их постоянно торопят, подгоняют, нередко запугивают: «Давай быстрее, поторопись, тебя никто ждать не будет!»

Поступление в школу создает для медлительных детей дополнительные трудности: они самыми последними готовятся к уроку, не успевают выполнить весь объем классной работы, им не хватает времени, чтобы записать задание на дом, они подолгу, порой до позднего вечера, просиживают над домашними уроками, долго думают, медленно пишут, медленно читают. Они все делают медленно. Такие дети страдают от каждодневной спешки, испытывают из-за этого постоянное напряжение, нервничают, глубоко переживают свою невозможность все успеть, сделать вовремя, не опоздать, не отстать от других. Раздражение, недовольство взрослых, наказания только усугубляют эти переживания. Чувство вины и неуверенности в себе - характерная черта медлительных детей.

Иногда этих детей совершенно незаслуженно обвиняют в лени, в том, что они специально, «назло» все делают медленно. Однако медлительность не свойство вредного характера. Это индивидуальная особенность ребенка, которая может быть обусловлена разными причинами. Так, выделяются следующие причины медлительности:

  1. индивидуально-типологические особенности, свойства нервной системы;
  2. особенности воспитания;
  3. отставание в развитии отдельных психических функций (моторики, речи);
  4. общее состояние здоровья ребенка.

Исследования показывают, что для медлительных детей характерны слабость и инертность нервных процессов. Дети с такими особенностями нервной  системы, как правило, замедленны во всех своих действиях, они медленно включаются в работу, долго переключаются  на другую деятельность, долго восстанавливаются  после нагрузки, быстро отвлекаются, не могут продолжительно и интенсивно работать. Самая характерная черта медлительных детей - низкая скорость работы. Это связано с малой подвижностью нервных процессов.

Как известно, любое действие складывается из нескольких составляющих: предварительный ориентировочный  этап, затем выполнение самого действия. Исследования показывают, что медлительные дети затрачивают на ориентировку значительно  больше времени, они дольше обдумывают, что и как следует делать. Поэтому время от сигнала к началу действия до возникновения самого действия у медлительных детей в 2,5-3 раза продолжительнее, чем у сверстников. Само действие также выполняется в 1,5-2 раза медленнее. У медлительных детей этот темп низкий. Подгонять, торопить таких детей не только бесполезно, но и вредно. Поторапливания, окрики, команды «Делай быстрее!» заставляют медлительного ребенка суетиться, нервничать, что затрудняет правильную ориентировку в задании, скорость же выполнения самого действия при этом не меняется. Напротив, медлительному ребенку требуется больше времени, чтобы собраться и начать действие. Это характерно как для внешних действий (движений), так и для умственных (медлительные дети, как правило, «тугодумы»). При учете особенностей этих детей, создании условий, обеспечивающих оптимальный темп работы, качество и точность выполнения заданий медлительными детьми могут быть весьма высокими.

Другая особенность деятельности медлительных детей - трудность быстрого переключения на новый вид работы. Это является следствием инертности нервных процессов. Медлительные дети не смогут с ходу ответить на ряд  последовательных вопросов, во время  выполнения математических заданий  им трудно ответить на вопросы из области  русского языка и т. д.

Скорость подачи и объем  новой информации должны быть строго нормированы для медлительных детей  и соответствовать их возрасту и  возможностям. Показано, что у медлительных детей при ускорении темпа  подачи материала происходит снижение количества усваиваемой информации. Поэтому быстрый темп речи учителя, быстрый показ учебного материала мешают медлительным детям уловить суть объяснения, так что значительная часть увиденного и услышанного на уроке при таком темпе работы ими не усваивается. При повторении того же еще раз или медленном объяснении инертные дети способны хорошо усвоить материал и справиться с заданиями.

У детей с ослабленным  здоровьем (часто болеющие, страдающие хроническими соматическими заболеваниями) темп деятельности также может быть снижен. Внешние проявления их деятельности могут быть такими же, как и у  медлительных детей: длительное включение  в работу, трудности переключения, медленный темп работы, высокая истощаемость и быстрое утомление. Все эти  особенности являются следствием ослабленного функционального состояния нервной  системы. Такие дети требуют снижения нагрузки и соблюдения щадящего режима.

Школьные трудности медлительных детей начинаются, как правило, во второй четверти I класса, когда увеличиваются  объем и интенсивность письменных работ и медлительные дети перестают  успевать за возросшим темпом. Как отмечают психологи, организация учебной деятельности в школе более благоприятна для учащихся с сильной и подвижной нервной системой, тогда как дети со слабыми и инертными нервными процессами попадают в школе в менее выгодные условия.

Медлительные дети в силу своих индивидуальных особенностей находятся в школе в ситуации хронического цейтнота: они постоянно  не успевают и отстают. Работая на пределе своих динамических возможностей, они быстро утомляются, устают, их нервная  система ослабляется и истощается. Длительное перенапряжение, постоянный неуспех в учебной деятельности нередко приводят к появлению  невротических расстройств (повышенной раздражительности, плаксивости, замкнутости, нарушениям сна, появлению головных болей, страхов и пр.).

Учителям и родителям необходимо найти такие варианты индивидуального подхода, которые бы помогли работать ребенку в оптимальном для него темпе. Например, не спеша заканчивать дома работу, которую не удалось выполнить в классе, проводить контрольные работы и диктанты с группой таких детей отдельно, работать на уроке по карточкам с индивидуальными заданиями и т. п.

  1. Демонстративные дети

Постоянно нарушают дисциплину в классе не только гиперактивные, но и демонстративные дети. Эта категория  детей оказывается одной из наиболее трудных для учителя.

Демонстративность - особенность  личности, связанная с повышенной потребностью во внимании окружающих. Дети, обладающие этой чертой, эгоцентричны и стремятся в своей семье  и школе вызвать удивление, восхищение, сочувствие. Они рано начинают заботиться о том впечатлении, которое производят. Еще в дошкольном детстве у них проявляется жажда восторгов и похвал. Дети с удовольствием читают стихи, танцуют и поют перед зрителями, показывают свои рисунки, хвастаются редкими игрушками и т. д. Они обычно не выносят, если при них хвалят других детей, другим уделяют больше внимания.

Демонстративные дети часто  держатся несколько нарочито, манерно. Они любят принимать эффектные  позы, кокетничать, стоя перед зеркалом, играют на публику. Их эмоциональные  реакции утрированны, театрализованны. Они любят представить себя в  благоприятном свете перед взрослыми  и сверстниками. Поэтому при посторонних  могут быть подчеркнуто послушны, играть роль «самого примерного ребенка». Такие дети часто фантазируют, лгут, сочиняемые ими истории тоже привлекают внимание.

Если ребенок стремится  к похвале, высокой оценке, логично  было бы предположить, что он будет  старательно добиваться успеха в  каких-то видах деятельности, будет  завоевывать положительное отношение  к себе окружающих. Но это трудно и требует усилий, а при неблагоприятных  обстоятельствах, может быть, и невозможно. И часть демонстративных детей, отчаявшись добиться восхищения или  хотя бы одобрения, идет другим путем. Они начинают приставать к взрослым, мешать им, кривляться, нарушать принятые в семье правила поведения.

В таких случаях дети действительно  хотят вызвать раздражение взрослых. Нарушая нормы поведения, они  добиваются необходимого им внимания. И пусть это недоброжелательное внимание (замечания, нотации, крик), все  равно оно служит подкреплением  данной черты. Ребенок, действуя по принципу «Лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на порицание  и продолжает делать то, за что его  наказывают. Он становится неуправляемым. А взрослые теряют действенное средство воздействия на ребенка: наказание  теперь не только не приводит к нужному  результату, но и вызывает обратный эффект.

В школе срабатывает тот же механизм. Успехи в I классе во многом определяются тем, ставят ли демонстративных детей в пример другим. Когда способный и хорошо подготовленный к школе ребенок добивается в самом начале обучения значительных успехов и учитель выделяет его, это становится источником сильной престижной мотивации и старания, продвижения в освоении учебного материала. Реальные достижения и соответствующий социальный статус обеспечивают ученику удовлетворенность собой, а учебные проблемы не возникают.

Если первоклассник учится не блестяще и ничем не выделяется среди одноклассников, он может удовлетворять  свою слишком сильную потребность  во внимании, не зарабатывая особого  отношения учителя и высокого статуса учебными достижениями. Используются другие способы, в частности нарушение дисциплины, причем бурно эмоционально, с театральными эффектами, иногда даже с агрессивностью. Нарушая работу всего класса, вызывая у других детей удивление, возмущение, смех или одобрение, такой ученик получает ответную эмоциональную реакцию учителя, что служит для него положительным подкреплением. Причем чем выше эмоциональное напряжение учителя, тем более удовлетворенным оказывается ребенок.

Со временем демонстративный  младший школьник начинает играть в  классе привычную для всех роль хулигана или шута. Причем его негативизм распространяется не только на дисциплинарные нормы, но и на чисто учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ученик не может овладеть нужными знаниями и умениями, успешно  учиться. Он становится неуспевающим.

Таким детям желательно найти  возможность самореализации. И в  этом может помочь совет школьного  психолога. Лучшее место для проявления демонстративности - сцена. Помимо участия в концертах и спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в частности изобразительная. В последнем случае необходимы коллективное обсуждение и подчеркивание достоинств выполненной работы, организация выставок, запись отзывов и т. п. Социально одобряемые способы привлечения к себе внимания окружающих вытесняют негативные формы поведения, преобладавшие у ребенка ранее.

Если демонстративный  ученик нарушает дисциплину, важно  снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения на уроке. А подкреплением для него служит ЛЮБОЕ проявление внимания взрослых. Задача учителя, причем очень трудная, - не замечать реплик, глупых шуток, отдельных  мелких проступков, обходиться без  нотаций и назиданий. Если очередную  выходку нельзя оставить безнаказанной, делать замечание или наказывать нужно как можно менее эмоционально. Спокойствие (идеально - безразличие) учителя  снижает интерес класса к этому  ребенку, а он сам, убеждаясь в  том, что его усилия не приносят желаемого  эффекта, начинает отказываться от привычного способа действий.

К сожалению, следовать этим рекомендациям способны далеко не все  учителя, уроки которых «разрушают»  демонстративные дети. Учителя подвержены стрессам, показатели степени их социальной адаптации ниже, чем у представителей многих других профессий.

Информация о работе Основные причины неуспеваемости в начальных классах и пути их преодоления