Основные психологические методы исследования при отборе и найме персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание

Решение кадровых вопросов в условиях рыночных отношений и рынка рабочей силы имеет большое значение, так как меняется общественный статус работника, характер его отношений к труду и условиям продажи рабочей силы. В этих условиях руководитель предприятия (работодатель) должен в своих решениях исходить из того, что человеческий потенциал проявляется при благоприятных условиях для работника, а его способности в выполнении работ, решении задач, в том числе проблемных, зависят от многих качественных показателей, характеризующих его как личность и специалиста.

Содержание

Введение
Психологические основы отбора
Принципы построения технологий отбора
Определение способностей кандидата
Достоверность и обоснованность методов отбора
Собеседование по найму
Тесты по найму
Проверка рекомендаций и послужного списка
Пример собеседования (менеджер по работе с ключевыми клиентами)

Заключение

Литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по управлению персоналом.docx

— 54.37 Кб (Скачать документ)

         Собеседование предназначено  для выяснения некоторых деловых  качеств кандидата и личного знакомства с ним. Прежде всего должно быть выяснено знание специалистом того дела, за которое он берётся. Конкретное содержание проверки на знание дела определяется описанием (квалификацией) рабочего места. Проверяется, насколько претендент понимает предстоящую работу (функции , технологии) , знает технические средства , которыми ему предстоит пользоваться .

         Некоторые общие  рекомендации эффективного проведения беседы сводятся к следующему:

  • Установление взаимопонимания с кандидатом и предоставление возможности ему чувствовать себя свободно;
  • Концентрация внимания в ходе всего собеседования на требованиях к работе;
  • Недопустимость оценки по первому впечатлению;
  • Подготовка комплекта структурированных вопросов, которые будут задаваться всем кандидатам, а также достаточная гибкость, чтобы исследовать и другие возникающие вопросы.
 

         Различают беседы формализованные (строго по схеме), слабоформализованные и неформализованные. В ходе любой из них происходит обмен информацией, обычно в форме вопросов и ответов. Цель практически любого вида беседы - знакомство с претендентом . Однако эти три вида беседы значительно отличаются по подходам. В ходе беседы формализованного типа проводящий её человек не отклоняется от имеющегося у него стандартного списка вопросов и отмечает ответы кандидата на специальном бланке. Такой подход, как правило, не позволяет получить достаточно широкого представления о заявителе, так как не даёт возможности приспособить ход беседы к ответам претендента .

         При проведении беседы слабоформализованного типа имеются  лишь основные вопросы и наряду с  ними могут задаваться дополнительные. Этот метод допускает большую гибкость, чем первый, но требует и большей квалификации от проводящего беседу. Хотя для этих бесед и нет специальных макетов, всё же кадровикам рекомендуется определённый перечень вопросов, которые обычно задаются кандидатам:

  • Почему Вы обратились о приёме на работу именно к нам? Что Вы знаете об этой работе?
  • Почему Вы выбрали именно эту карьеру?
  • Что бы Вы стали делать, если ... (описание критической ситуации на рабочем месте)?
  • Как бы Вы могли описать себя?
  • Что Вы хотите рассказать о себе? О Вашей семье?
  • Каковы Ваши основные сильные и слабые стороны?
  • Каковы Ваши интересы вне работы?
  • Считаете ли Вы, что получили хорошую подготовку общего характера?
  • Какие особенности в Вашей подготовке позволяют Вам думать, что Вы добьётесь успеха в избранной Вами сфере деятельности?
  • Что Вам нравилось больше всего и меньше всего на прежней работе?
  • Почему Вы уволились с прежней работы?
  • На какую заработную плату Вы рассчитываете?
  • Чем Вы надеетесь заниматься через 5 (10,15) лет?
 

   При проведении беседы по неформализованному типу у человека проводящего её обычно нет заранее подготовленных вопросов. Разговор ведётся свободно, в зависимости от сложившейся ситуации и характера самого заявителя. Но тем не менее имеются определённые рекомендации по проведению собеседования по этому типу. Сюда входит запрещение комментариев по поводу пола кандидата, если это не связано как-то с выполнением работы. Недопустимо задавать вопросы, связанные с расовой принадлежностью (о цвете кожи, глаз, волос), увечьями (как они получены, и насколько они серьёзны), возрастом, семейным положением и количеством детей (это выясняется лишь после приёма), ростом и весом, пригодностью к воинской службе , интересоваться родом войск, в которых служил кандидат, жилищными условиями, судимостью. Запрещается также требовать рекомендации религиозных организаций.  Кроме того, есть перечень вопросов, которые должны задаваться с большой осторожностью, это вопросы: о месторождении, пользовании псевдонимом или вторым именем, о религиозных убеждениях, гражданстве, членстве в различных клубах и обществах.

         В целом же разговор ведётся достаточно свободно. Здесь нужно постараться вызвать кандидата на откровенность и внимательно прислушиваться к его словам. Разговор, как правило, начинается с какого-либо простого вопроса, допустим: «Что в данной работе Вам нравится больше всего?». После того, как он начнёт говорить, следует делать лишь короткие замечания в тех случаях, когда собеседник отклоняется от темы беседы.

         Собеседование при  приёме на работу делится обычно на три основные части : вступительную, основную и заключительную.

         Вступительная часть  составляет около 15 % времени для  создания атмосферы взаимопонимания. Опрос обычно начинается с темы, интересующей обе стороны. При этом нужно стараться ободрять опрашиваемого, избегать отрицательных оценок и критических замечаний, как можно больше проявлять дружелюбие и интерес к личности кандидата. Главная же цель основной части беседы - получение информации для оценки в претенденте качеств, требуемых для данной должности и принятия решения. При этом желательно, чтобы кандидат говорил сам, а интервьюер внимательно слушал. В заключительной части необходимо подвести итоги и разъяснить дальнейший ход приёма на работу. Не следует заканчивать беседу отрицательным решением, о нём человека рекомендуется уведомить позже.

В ходе беседы менеджеру по персоналу нужно определить:

  • достаточно ли квалифицирован кандидат для данной работы;
  • желает ли он выполнять её при существующих условиях;
  • какова продолжительности будущей работы в организации;
  • возможность продвижение по служебной лестнице вверх;
  • совершенствование профессии кандидата;
  • мнение относительно сверхурочной  работы, командировок;
  • является ли  этот  кандидат  самым  подходящим  из всех остальных.
 

         Что касается продвижения в должности, то по этому вопросу должна быть ясность. Если есть возможность продвижения, то претенденту желательно сообщить, что ему для этого следует делать. Если нет такой возможности, то об этом также следует уведомить будущего работника, но в то же время сказать о льготах, которые он сможет иметь по мере увеличения стажа работы его в организации.

         О мотивации действий претендента можно судить, задав ему всего два вопроса: «Почему он ушёл с прежней работы?» и «Что его привлекает на новой работе?» Уточнение мотивации ориентирует администрацию относительно уровня заинтересованности в работе будущего работника.

         В ходе беседы представляется возможным выяснить некоторые способности претендента, например: способности понимать, выражать свои мысли, писать, говорить и прочее. Необходимо обратить внимание на опрятность в одежде, в облике в целом, а также на манеру держаться. Предпочтительными надо считать: опрятность, скромность в облике и естественность в поведении.

         При проведении беседы, вопросы задаются не только кандидатам, но и сами они могут получить у менеджера по персоналу некоторую информацию, касающуюся их возможной работы в данной организации. Как правило, задаются следующие вопросы:

  • Как оценивается исполнение работы?
  • Много ли переводов с одного отдела или участка в другой?
  • Какова политика продвижения?
  • Имеет ли предприятие программы по обучению и повышения     квалификации?
  • Как велика ответственность, которая ложится на новых работников?
  • Оказывается  ли  предпочтение  людям  закончившим образование?
  • Какова политика компании в области дополнительного образования?
  • Каков имидж компании в обществе?
  • Каковы социальные гарантии?
 

         Помимо основной цели беседы - отбора наиболее подходящих для организации лиц, существует и другая цель - реклама. Необходимо внушить собеседнику значимость данной организации. Это требование предъявляется ко всем работникам службы персонала при всех формах и методах отбора персонала. Уже на первых стадиях встреч с людьми важно уделить им должное внимание, чтобы у них создалось благоприятное впечатление о компании. Для этого необходимо, чтобы человек, занимающийся приёмом новых сотрудников, имел навыки общения с людьми разных типов. Ему должно нравиться общаться с людьми и оказывать помощь  находящимся в затруднении заявителям. При недостаточной квалификации человека, проводящего беседу, она может оказаться малоэффективной и даже повлечь за собой судебное разбирательство.

         Вместе с тем, исследования выявили целый ряд проблем, снижающих эффективность собеседований как инструмента отбора кадров. Основа этих проблем имеет эмоциональный и психологический характер. Так, например, существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого впечатления, без учёта, сказанного в остальной части собеседования. Другая проблема заключается в тенденции оценивать кандидата в сравнении с лицом, с которым проводилось собеседование непосредственно перед этим. Если предыдущий собеседник выглядел особенно плохо, то последующий посредственный кандидат будет выглядеть хорошо или даже очень хорошо. Есть у проводящих интервью и такая тенденция, как оценка более благоприятно тех кандидатов внешний вид, социальное положение и манеры которых в большей мере напоминают их собственные.

         В результате такого метода отбора как собеседование  удаётся довольно определённо выявить  фактический уровень профессиональной подготовки претендента и соответствие его предстоящей работе. Надо отметить, что редко бывает, чтобы претендент на должность полностью её соответствовал, поэтому собеседование также имеет целью выявить степень несоответствия. Если степень несоответствия такова, что претендента можно подучить на месте, то тогда он может быть принят на работу. В этом случае важно, что управляющий видит, какие он берёт на себя обязательства, поэтому доучиванию нового работника. Но более важно и то, что принимаемый на работу видит своё небольшое несоответствие, профессиональную неготовность, и в связи с этим необходимость учиться и стараться в работе. Необходимой ясности в соответствии работника и работы не бывает, если его принимают на работу только по документам без должной проверки. В результате это несоответствие, если оно есть, не зафиксировано и не определена его степень, доучивание не проводится, а в итоге страдает дело. Часто в таких случаях работник начинает оспаривать перед администрацией своё несоответствие работе.  
 
 
 
 
 

               3.Тесты по найму 

         Применяемые при  отборе тесты предназначены для того, чтобы получить психологический портрет кандидата, оценить его способности, а также профессиональные знания и навыки. Они позволяют сравнивать кандидатов между собой или с эталонным, то есть идеальным кандидатом. Как правило, тесты разработаны психологами, но, чтобы их использовать, совсем не обязательно быть психологом.

Тесты используются для измерения качеств  человека, необходимых для результативного  выполнения работы. 

         При приёме на работу чаще всего используют тесты, направленные на изучение:

  • профессиональных знаний и навыков;
  • уровня развития интеллекта и других способностей;
  • наличия и степени проявления определённых личностных качеств.
 

         Специалистам по персоналу известны, как правило, тысячи различных тестов. Из этого многообразия можно выделить основные.

         Тесты выполнения отдельных работ. Например, тест на компьютерное программирование для программистов, тест на вождение для водителей, прослушивание для музыкантов и т. п. Кандидатов просят проделать определённую работу на механизме, с которым им придётся работать в случае принятия на работу, а затем уже регистрируется количество и качество результата. Тесты такого рода наиболее достоверны.

         Другой вид тестов связан с искусственным созданием обстановки, приближенной к реальной. Например, тесты на психомоторные способности (время принятия решения, поворотливость пальцев, скорость движения конечностей и др.), тесты на канцелярские способности (проверяется запоминание чисел и имён). Сюда же относится большая группа так называемых письменных тестов, используемых для измерения общего уровня умственного развития и способностей. Их существует огромное множество. Например, тест на способности - шкала Векслера, состоящий из двух групп заданий. Первая, словесная, включает вопросы по словарному запас , общей информированности, арифметике. Вторая группа состоит из заданий, основанных на завершении рисунка, собирании предметов и т. п. Широко также используется калифорнийский тест умственной зрелости, а также тесты позволяющие измерить различные личностные параметры человека. Наиболее известны тест Кэттела, выделяющий шестнадцать основных качеств претендента, Миннесотский многопрофильный личностный тест «семантический дифференциал», служащий для исследования репрезентативности эмоциональных явлений в сознании , тесты по изучению типа нервной деятельности  (темперамента) , акцентуации характера и другие.

Информация о работе Основные психологические методы исследования при отборе и найме персонала