Основы новообразования личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:37, курсовая работа

Описание

Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек – наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию на момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства – у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения.

Содержание

Введение 2

1 Деятельность как условие развития ребенка 4

1.1 Ведущая деятельность в контексте возрастного развития 5

1.2 Усвоение нравственных норм 5

2 Особенности общения 8

2.1 Участие взрослого в новообразовании ребенка 8

2.2 Ребенок в группе сверстников 9

2.3 Развитие механизмов идентификации и обособления 10

3 Значение игр в жизни дошкольника 11

3.1 Игра – универсальная форма развития 11

3.2 Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры 12

4 Умственное развитие 13

4.1 Память и воображение 13

4.2 Развитие речи 14

5 Мир постоянных вещей 16

5.1 Период стереотипного воспроизведения доступного 16

5.2 Фонематический слух у ребенка 17

Заключение 19

Глоссарий 21

Список использованных источников 22

Список сокращений 23

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Петрозаводский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Психология  развития и возрастная психология
Тема Основы новообразования  личности дошкольника
Фамилия студента Кравчук
Имя студента Наталья
Отчество  студента Николаевна
№ контракта 08001080701066

 

     Содержание

     Введение  2

     1 Деятельность как условие развития ребенка  4

     1.1 Ведущая деятельность в контексте возрастного развития  5

     1.2 Усвоение нравственных норм  5

     2 Особенности общения  8

     2.1 Участие взрослого в новообразовании ребенка  8

     2.2 Ребенок в группе сверстников  9

     2.3 Развитие механизмов идентификации и обособления  10

     3 Значение игр в жизни дошкольника  11

     3.1 Игра – универсальная форма развития  11

     3.2 Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры  12

     4 Умственное развитие  13

     4.1 Память и воображение  13

     4.2 Развитие речи  14

     5 Мир постоянных вещей  16

     5.1 Период стереотипного воспроизведения доступного  16

     5.2 Фонематический слух у ребенка  17

     Заключение   19

     Глоссарий  21

     Список использованных источников  22

     Список  сокращений  23

     Приложения  24 

     Введение

     Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития.

     Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами  для поддержания жизни. По физическому  строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек – наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию на момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства – у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения.

     Как известно, объект может изменяться, но не развиваться. Рост, например, - это количественное изменение, в том числе и психического  процесса. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Х. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии, перестройка связей между сторонами объекта.

     Главная проблема возрастной психологии –  проблема становления личности. Развитие психики следует рассматривать  «не только как рост, но и изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят  в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям».1

     Отделение ребенка от взрослого к концу  раннего возраста создает предпосылки  для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит  за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма – это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей. По словам Д.Б. Эльконина, здесь дошкольный возраст вращается, как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций  системе общественных отношений.

     Дошкольный возраст вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.

     «В  дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.».

     Основной  смысл выделения ведущей деятельности заключается в понимании сущности ее воздействия на психическое развитие растущего человека.

     Основная  часть

     1 Деятельность как условие развития ребенка

 

     1.1. Ведущая деятельность в контексте возрастного развития

     Дошкольный  возраст (от 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сентизивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства.

     Основным  условием психического развития ребенка  является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчеркивал, что «главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества».

     Именно  в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).

     Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на определенной стадии его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии. Признаком перехода от одной  возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.

     В дошкольном возрасте ведущей деятельностью  является игра. В игровой деятельности впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир.

     Переоценка  словесных методов в воспитании приводит к нравственному формализму, в обучении к формальному усвоению знаний. Л.С. Рубинштейн отмечал, что  всякая попытка взрослых «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя его собственную деятельность по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств.   

     1.2. Усвоение нравственных норм 

     Одним из важнейших новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном  возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения. Здесь впервые возникает вопрос о том, как надо вести, то есть создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом.

     Это сравнение с образцом есть осознание  своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца. Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста.

     Одними  из первых детьми усваиваются нормы  и правила так называемого  «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми, Они наиболее сложны и трудны для детского понимания и следование им на практике детям дается с большим трудом.

     Для поведения детей в дошкольном возрасте наступает период, когда  оно выходит за рамки познавательной саморегуляции и переносится  на управление социальными действиями и поступками. Иными словами, наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция.

     «Вначале  дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения  путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам.»(Р.С.Немов) .

     Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями. Это значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения.

     2 Особенности общения

 

     2.1. Участие взрослого в новообразовании ребенка

     Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении со взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Поэтому общение  со взрослыми – необходимое условие  психического и личностного развития ребенка, его первая социальная потребность.

     В общении со взрослыми формируется  потребность общения с другими  людьми, эмоциональное отношение  к ним и к миру, «развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность, и лишь к 6-7 годам у ребенка выделяется собственно коммуникативная деятельность» (М.И. Лисина).

     Очень важен стиль руководства взрослого. Он должен способствовать тому, чтобы  ребенок чувствовал себя полноценным  участником совместной деятельности, имел возможность проявить инициативу и самостоятельность в достижении цели. Излишняя регламентация поведения ребенка, когда ему отводится роль механического исполнителя отдельных поручений взрослого, расхолаживает ребенка, снижает его эмоциональный тонус, оставляет равнодушным к результатам общего  дела.

     Хорошие родители дают пример своему ребенку, не давят на него, стараются воспитать  у него чувство личности. Для этого  надо уважать своего ребенка, любить его, давать ему возможность исполнять  допустимые желания, воспитывать у  него сознательное отношение к своим поступкам.

     Взаимоотношения ребенка с другими людьми –  взрослыми и детьми – наиболее сильный и важный источник его  переживаний. Когда окружающие относятся  к ребенку ласково,  признают его  права проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие -  чувство уверенности, защищенности. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям.

Информация о работе Основы новообразования личности дошкольника