Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:37, курсовая работа
Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек – наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию на момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства – у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения.
Введение 2
1 Деятельность как условие развития ребенка 4
1.1 Ведущая деятельность в контексте возрастного развития 5
1.2 Усвоение нравственных норм 5
2 Особенности общения 8
2.1 Участие взрослого в новообразовании ребенка 8
2.2 Ребенок в группе сверстников 9
2.3 Развитие механизмов идентификации и обособления 10
3 Значение игр в жизни дошкольника 11
3.1 Игра – универсальная форма развития 11
3.2 Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры 12
4 Умственное развитие 13
4.1 Память и воображение 13
4.2 Развитие речи 14
5 Мир постоянных вещей 16
5.1 Период стереотипного воспроизведения доступного 16
5.2 Фонематический слух у ребенка 17
Заключение 19
Глоссарий 21
Список использованных источников 22
Список сокращений 23
В
дошкольном возрасте продолжается формирование
характера ребенка. Он складывается под
влиянием наблюдаемого детьми характерного
поведения взрослых. В эти же годы начинают
оформляться такие важные личностные
качества, как инициативность, воля, независимость.
2.2. Ребенок в группе сверстников
«В
числе ведущих факторов, влияющих
на эмоциональное развитие ребенка,
- детский коллектив. На основе совместной
деятельности, опосредованной эмоциональными
эталонами – нравственными
Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.
Взаимодействие
ребенка со сверстниками – это
на только возможность совместно
познавать окружающий мир, но и возможность
общения с детьми своего возраста,
возможность общения с
Общение
со сверстниками – жесткая школа
социальных отношений. Именно со сверстниками
требует высокого эмоционального напряжения.
«За радость общения» ребенок
тратит много энергии на чувства,
связанные с успехом
2.3.
Развитие механизмов
Именно
в общении через подражание ребенок
осваивает способы
В дошкольном возрасте ребенок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко и естественно пользуется идентификацией и обособлением. Стремясь подтвердить свою самостоятельность, ребенок весьма недвусмысленно обособляется, демонстрируя свое стремление настоять на своем.
Постепенно на протяжении детства, упражняясь непрестанно изо дня в день, идентификация и обособление становятся не только более тонкими механизмами, но могут стать для ребенка и неосознаваемо используемой техникой общения. Ребенок может научиться использовать внешние проявления идентификации и обособления, начать эксплуатировать их в общении в корыстных целях. Однако эти механизмы служат прежде всего открытому социальному взаимодействию.
3.1. Игра – универсальная форма развития
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. А.М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности и тем самым отвечают потребности ребенка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребенок становится взрослым лишь в воображении, мысленно.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника.
В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, Но и личность ребенка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности.
Игра
относится к символико-
На протяжении своего развития ребенок постоянно «овладевает» взрослым человеком. Сначала он овладевает им как орудием. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему действий, Но и всю систему последствий своих действий. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.
Различные
формы серьезной деятельности взрослых
служат образцами, которые воспроизводятся
в игровой деятельности: ориентируясь
на взрослого как на образец, взяв на себя
ту или иную роль, ребенок подражает взрослому,
действует как взрослый, но только с предметами-заместителями
(игрушками) в сюжетно-ролевой игре. В игре
для ребенка существенны не сколько свойства
предметов, сколько отношение к предмету,
отсюда – возможность замещения предметов,
что способствует развитию воображения.
Играя, ребенок также овладевает соответствующими
действиями. Игровая деятельность к концу
дошкольного возраста дифференцируется
на такие формы, как сюжетно-ролевые игры,
игры-драматизации, игры с правилами.
3.2. Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры
Важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Единица, центр игры – роль, которую берет на себя ребенок. В детском саду в игре ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей действительности. Но самое замечательное в ролевой игре то, что взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.
Игровые
действия – это действия, свободные
от операционально-технической
В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия. Перенос значений с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать можно только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.
В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.
Последний компонент в структуре игры – правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила. Ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия, которая продолжается в школьном возрасте.
« С точки зрения связи сюжетно-ролевого содержания и правил подвижные игры с правилами, имеющиеся в соответствующих руководствах, могут быть разбиты на пять групп: 1) игры подражательно-процессуальные, в которых сюжет связан непосредственно с имитацией действий, 2) драматизированные игры по определенному сюжету, 3) игры по сюжету с несложными правилами, 4) игры с правилами без сюжета, 5) спортивные игры и игры-упражнения с ориентировкой на определенные достижения.»(Эльконин Д.Б.) Причисленные группы подвижных игр с правилами распределяются в процентном отношении по возрастам. (см. Приложение).
Итак,
игра – это деятельность по ориентации
в смыслах человеческой деятельности,
она ориентировочная по своему существу.
Именно поэтому она становится ведущей
деятельностью ребенка в
4.
Умственное развитие
4.1. Память и воображение
В дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л.С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр.), а изменения отношения между отдельными функциями. «Внешней особенностью дошкольного возраста является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой – память.»(Смирнова Е.О) .
Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. Мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника – значит вспоминать, т.е. опираться на свой жизненный опыт или видоизменять его. Задачей мыслительного акта является для ребенка не логическая структура самих понятий, а конкретное воспоминание своего опыта.
То,
что память становится в центр
сознания ребенка, приводит к существенным
следствиям, характеризующим психическое
развитие дошкольника. Прежде всего
ребенок приобретает
4.2. Развитие речи
Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющая деятельность ребенка.
Развитее речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми. Вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
Одна из функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте, - коммуникативная функция, или функция общения. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи. Эта речь представляет собой вопросы, возникающие в связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями, ответы на вопросы, наконец определенные требования. Ситуативная речь вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не знающему ситуации.
По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия. Ребенок начинает предъявлять требования к самому себе и пытается следовать им при построении речи.
«Овладевая законами построения контекстной речи, ребенок не перестает пользоваться ситуативной речью» (Эльконин Д.Б.)
Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения.
Особым
типом речи ребенка является объяснительная
речь. В старшем дошкольном возрасте
у ребенка возникает
Планирующая функция. На протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. В этом заключается вторая функция речи. Выполнить функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка.
Информация о работе Основы новообразования личности дошкольника