Основы новообразования личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:37, курсовая работа

Описание

Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек – наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию на момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства – у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения.

Содержание

Введение 2

1 Деятельность как условие развития ребенка 4

1.1 Ведущая деятельность в контексте возрастного развития 5

1.2 Усвоение нравственных норм 5

2 Особенности общения 8

2.1 Участие взрослого в новообразовании ребенка 8

2.2 Ребенок в группе сверстников 9

2.3 Развитие механизмов идентификации и обособления 10

3 Значение игр в жизни дошкольника 11

3.1 Игра – универсальная форма развития 11

3.2 Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры 12

4 Умственное развитие 13

4.1 Память и воображение 13

4.2 Развитие речи 14

5 Мир постоянных вещей 16

5.1 Период стереотипного воспроизведения доступного 16

5.2 Фонематический слух у ребенка 17

Заключение 19

Глоссарий 21

Список использованных источников 22

Список сокращений 23

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

     Речь  ребенка, возникающая во время деятельности и обращения к себе самому, называется эгоцентрической речью. На протяжении дошкольного возраста эгоцентрическая речь изменяется. В ней появляются высказывания, не просто констатирующие то, что делает ребенок, а предваряющие и направляющие его практическую деятельность. Такие высказывания выражают образную мысль ребенка, опережающую практическое поведение. Ближе к старшему дошкольному возрасту эгоцентрическая речь встречается реже. Эгоцентрическая речь  подвергается интериоразации, превращается во внутреннюю речь и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию. Эгоцентрическая речь, таким образом, является промежуточной ступенью между внешней и внутренней речью ребенка.

          

     5.  Мир постоянных вещей 

     5.1.  Период стереотипного воспроизведения  достигнутого

     В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному  назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему миру, с изумлением открывает  для себя некоторую относительность  постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства.

     В перепетиях отношений со взрослыми  и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и тому подобное. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте.

     « Испытывая потребность в любви  и одобрении, осознавая эту потребность  и зависимость от нее, ребенок  учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

     В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом  (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного  отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес  к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации» (Обухова Л.Ф.) 

     Телесная  активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности посвящается ребенком и  освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью.

     Возникающее неудержимое, естественное для этого  периода онтогенеза стремление к  овладению телом, психическими функциями  и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребенку  чувство переполненности и радости жизни. В то же время ребенок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В эти периоды ребенок категорически отказывается присваивать новое (слушать новые сказки, овладевать новыми способами действий и др.), он с упоением воспроизводит известное. Весь период детства с трех до семи лет просматривается эта тенденция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками – периодами стереотипного воспроизведения достигнутого. В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности. 

     5.2. Фонематический слух у ребенка

     Фонематический  слух формируется у ребенка на основе непосредственного речевого общения. Уже к концу раннего детства дети хорошо дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга хотя бы только одним звонким или глухим, твердым или мягким звуком. Таким образом, первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано. Однако производить звуковой анализ слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове ребенок не умеет и к концу дошкольного возраста. Речевое общение не ставит перед ним такие задачи. Поэтому ребенок пяти-шести лет затрудняется дать анализ простейших слов, содержащих, например, три звука (мак, сыр, дом, кит). Обучение детей звуковому анализу слова показало, что при определенных условиях даже младшие дошкольники могут выделять первый и последний звуки в слове, а для детей среднего дошкольного возраста эта задача не представляет сколько-нибудь значительных трудностей. При анализе звукового состава слова ребенок начинает произносить его особым образом – с интонационным выделением того звука, который затем должен быть назван отдельно. Начиная с пяти-шестилетнего  возраста дети могут производить полный звуковой анализ слова, если они  овладевают приемом подчеркнутого произношения отдельных звуков. Такой прием позволяет детям свободно ориентироваться в звуковом составе слова. Таким образом, ребенок дошкольного возраста может научиться произносить слова с целью выявления звукового состава, отказываясь при этом от сложившихся в общении привычных форм произнесения слов. Умение производить звуковой анализ слова способствует успешному овладению чтением и письмом.

     Заключение

     Подведем  некоторые итоги: что же приобретает  ребенок в процессе своего развития в период дошкольного детства?

     В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются решения не только познавательных, Но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоционально-мотивационной сфере. Развитие в том и в другом направлениях проходит свои этапы, от образности до символизма. Под образностью понимается способность ребенка создавать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а символизмом называется умение пользоваться знаковыми системами, совершать знаковые операции и действия.

     Здесь же, в дошкольном возрасте, берет  свое начало творческий процесс, выражающийся в способности  преобразовывать  окружающую действительность, создавать  что-то новое. Творческие способности у детей проявляются в конструктивных играх, в техническом и художественном творчестве. Внимание к ним в дошкольном возрасте является обязательным условием ускоренного развития ребенка к действительности.

     В познавательных процессах возникает  синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями, во внимании – умением управлять и контролировать внутренний и внешний планы действия, в памяти – соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и воспроизведении.

     В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает  у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами при помощи речевых самоинструкций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в основе полноценного усвоения ребенком родного языка и может – как стратегическая цель и система специальных методических приемов – быть использован при обучении иностранным языкам.

     Одновременно  завершается процесс формирования речи как средства общения, что подготавливает благоприятную почву для активизации  воспитания и, следовательно, для развития ребенка как личности. В процессе воспитания, проводимого на речевой основе, происходит усвоение элементарных нравственных норм, форм и правил культурного поведения. Будучи усвоенными и став характерными чертами личности ребенка, эти нормы и правила начинают управлять его поведением, превращая действия в произвольные и нравственно регулируемые поступки.

     Между ребенком и окружающими людьми возникают  многообразные отношения, в основе которых лежат различные мотивы, как деловые, так и личные. К концу раннего детства у ребенка оформляются и закрепляются многие полезные человеческие качества, включая деловые. Все это вместе взятое образует индивидуальность ребенка и делает его личностью, отличной от других детей не только в интеллектуальном, но и в мотивационно-нравственном плане. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1 Возрастная  психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д. Одна из центральных проблем возрастной психологии – проблема обучения и  умственного развития и их взаимозависимость широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев умственного развития и определением условий, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения.
1 дифференциация способность быть отдельной личностью, будучи связанным с окружающими; способность не смешивать собственные эмоции, мысли и чувства.
2 нравственная саморегуляция поведение в  соответствии с нравственной нормой должно восприниматься человеком как  единственно для него возможное, выражающее саму сущность его личности, его <Я>. Именно такое поведение позволяет ему сохранить положительное отношение к себе, общее эмоциональное благополучие.

Нравственная  саморегуляция поведения может  быть как преднамеренной, произвольной, так и непосредственной, непроизвольной. При произвольной саморегуляции человек сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям. При непроизвольной саморегуляции человек поступает нравственно потому, что иначе он просто поступить не может. Моральные мотивы поведения у него непосредственно более сильны, чем все остальные побуждения. Непроизвольное нравственное поведение наиболее отвечает условиям повседневной жизни, которые часто требуют немедленных поступков.

Непроизвольная  саморегуляция формируется в  основном двумя путями. Во-первых, в  процессе стихийного накопления нравственного  опыта. В этом случае дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определенные формы поведения, т. е. формируются так называемые <нравственные привычки>. Подлинный моральный смысл этих привычек осознается ими значительно позже. Этот путь, посредством которого закрепляются, в первую очередь, элементарные правила и нормы, создает почву для усвоения более сложных моральных требований, которое осуществляется уже по второму пути: первоначально произвольно, под личным контролем, вопреки другим желаниям, а затем - непосредственно. Именно на этом этапе, когда сознательно усвоенные нравственные принципы, обогащаясь соответствующими переживаниями, становятся мотивами поведения, происходит становление нравственной саморегуляции в собственном смысле слова.

3 сензитивность характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п.
7 онтогенез развитие человека на протяжении его жизни.
8 предметно-манипулятивная деятельность [лат. manipulātio —  ручной прием, действие] — деятельность  ребенка, содержанием которой  являются предметные манипуляции, характерна для детей младенческого возраста, хотя наблюдается и у более старших детей; ведущая деятельность второго полугодия жизни, на основе которой в конце первого — начале второго года жизни формируется предметная деятельность, выступающая в качестве ведущей в раннем возрасте.

Основные  показатели уровня развития предметно-манипулятивной деятельности являются: 1) количество видов действий; 2) численность действий; 3) живость (количество действий, совершаемых ребенком в единицу времени); 4) уровень развития предметных манипуляций; 5) эмоциональная окраска; 6) степень включенности в общение со взрослыми.

9 интериоразация (от лат. interior — внутренний) — формирование  внутренних структур человеческой  психики благодаря усвоению структур  внешней социальной деятельности. Понятие было введено французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.).
10 эмпатия от греч. ἐμπάθεια (empatheia), «физическая привязанность, страсть, пристрастие» способность поставить себя на место другого человека или животного, способность к сопереживанию; также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д., а также способность очень точно чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека, не видя его.
11 перцептивные  действия (англ perceptual actions) - основные структурные единицы  процесса восприятия у человека; обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности.

     Список  использованных источников

1 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. –М.: Педагогическое общество России, 2004.
2 Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений6 в 3 кн, 4-е изд. –М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
3 Леонтьев А.Ню Психологические вопросы сознательности учения. Избр. Психол. Произв. –М, 1983 Т 1.
4 Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). –М, 1960.
5 Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений, 3-е изд. –М.: Издательский центр «Академия», 2004.
6 Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. –М, 1984. Т 4.
7 Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. 3-е изд, стереотип. –М.: Издательский центр «Академия». 1998.
8 Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для  студ. высш. пед. учеб. Заведений. –М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
9 Гуткина Н.И. Психологическая  готовность к школе 4-е изд, перераб. И дополн. –СПБ: Питер 2004.

     Список  сокращений

     автореф. канд. псих.наук – автореферат кандидата  психологических наук

     в. - век

     г. – год  (гг. – годы)

     гл. - глава 

     и др. – и другое (другие)

     и т.д. – и так далее                                             

     и т.п. – и тому подобное    

     изд. –  издание

     метод. – методический

     МГУ – Московский Государственный Университет

     науч. – научных

     пед. энциклопедия – педагогическая энциклопедия

Информация о работе Основы новообразования личности дошкольника