Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:58, лекция
Что же такое консультирование?
То, что является основой современного психологического консультирования, зародилось и развилось прежде всего в русле психотерапии, основных психотерапевтических направлений Запада. Меновщиков В.Ю. склонен к тому, чтобы указать и конкретную дату возникновения психологического консультирования – 1951 г., когда на одной из конференций в США был введен термин «консультативная психология», чтобы отделить его от клинической психологии, занимающейся людьми с тяжелыми психическими расстройствами.
1. Общее понятие о психологическом консультировании и его отличие от других видов практической деятельности психолога.
2. Цели и задачи психологического консультирования.
3. Методологические принципы психологического консультирования и этические нормы работы психолога-консультанта.
Литература
Основы психологического консультирования.
Лекция № 1-2.
План.
1. Общее понятие о психологическом консультировании и его отличие от других видов практической деятельности психолога.
2. Цели и задачи психологического консультирования.
3. Методологические принципы психологического консультирования и этические нормы работы психолога-консультанта.
Литература:
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1994, с. 124-227.
2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. – М., 2000.
3. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное консультирование. –М., 2004.
4. Вильям А. Уоллес, Дональд Л.Холл. Психологическая консультация. – СП., 2003.
5. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. /Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. – М., 2002.
6. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М., 1997, с. 428-442.
7. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного консультирования. – М., 2003.
8. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи. – М., 2004.
9. Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души. – СПб., 2001.
10. Кочюнас Р. основы психологического консультирования. – М., 1999.
11. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М., 2000.
12. Нельсон- Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.
13. Немов Р.С. Психологическое консультирование . – М., 2001.
14. Орлов А.Б. Психологическое консультирование и психотерапия: триалогический подход. //Вопросы психологии, 2002, № 3, с. 3- 19.
15. Основы психологии семьи и семейного консультирования. /Под общ.ред. Н.Н.Посысоева. – М., 2004.
16. Сара Файн, Пол Глассер. Первичная консультация: Установление контакта и завоевание доверия. – М., 2003.
17. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2001.
Возрастающее количество проблем повседневной жизни, связанных с трудностями развития, приспособления личности, дисгармоний межличностных отношений, социальными девиациями (наркомании, алкоголизм, распад семьи, СПИД, войны и др.), возрастными кризисами показало необходимость разработки новой профессиональной области – области психологического консультирования.
Что же такое консультирование?
То, что является основой современного психологического консультирования, зародилось и развилось прежде всего в русле психотерапии, основных психотерапевтических направлений Запада. Меновщиков В.Ю. склонен к тому, чтобы указать и конкретную дату возникновения психологического консультирования – 1951 г., когда на одной из конференций в США был введен термин «консультативная психология», чтобы отделить его от клинической психологии, занимающейся людьми с тяжелыми психическими расстройствами.
Консультативную психологию можно определить как раздел современной науки, направленный на изучение структуры и закономерностей процесса психологического консультирования.
Вне зависимости от того, как трактовать психологическое консультирование, очевидно, что этот вид деятельности на настоящем этапе развития общества является реальностью, требующей своего изучения.
Существует множество определений консультирования.
Консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.
Консультирование – это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое представляется как «личность-личность», хотя участвуют в нем иногда более двух человек.
Существенным моментом в описании профессиональных качеств психолога как задач консультирования считается тот факт, что психолог имеет дело с болью человека, возникшей в процессе coпоставления им себя с другими людьми или с собой. Это сопоставление породило несоответствие, стало источником напряжения и боли.
Обычно они рефлексируются самим человеком в виде таких формул:
- «Я не понимаю, что со мной происходит»,
- «Я не знаю, что мне делать»,
- «Почему это происходит именно со мной?» и т. д.
У человека нет симптомов, предполагающих медицинский диагноз, он переживает особое состояние, которое связано с проявлением новых для него качеств психической реальности, качеств, не соответствующих уже сложившимся структурам, вступающих с ними в особые отношения, создающие напряжение
Цели и задачи психологического консультирования можно определять по-разному - в зависимости от того подхода к психологическому консультированию, в рамках которого мы предпочитаем работать.
Ю.Е. Алешина (1994) основную цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, т. е. разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи:
1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.
2. Облегчение эмоционального состояния клиента, т. е. благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче.
3. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Имеется в виду, что в ходе консультации локус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее, только в этом случае он будет действительно стараться измениться и изменить ситуацию; в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих. Программа-минимум здесь - показать клиенту, что он сам отчасти способствует тому, что его проблемы и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер.
4. Помощь психолога в определении того, как и что именно можно изменить в ситуации.
Взглянув на приведенный выше список задач, нетрудно заметить, что вторая и третья задачи противоположны друг другу. Если мы захотим облегчить эмоциональное состояние клиента, то невольно начнем говорить о том, что он не виноват в том, что так случилось, что нельзя приписывать себе так много ответственности за происходящее; не все от нас зависит, всем людям свойственно ошибаться. И наоборот, если мы захотим побуждать клиента к принятию ответственности за все, что с ним происходит, то заметим, что это неминуемо приводит одновременно и к ухудшению его эмоционального состояния. Психолог-консультант вынужден балансировать между двумя полюсами, задаваемыми этими задачами. В каждом конкретном случае он должен самостоятельно решать, какая из этих задач более актуальна. Бывают ситуации, когда тему ответственности и вины с клиентом обсуждать вообще не следует, например, если клиент перенес серьезную утрату. Здесь необходимо скорректировать неадекватные представления, снять груз вины, ответственности.
Главной целью консультирования является помочь клиенту понять происходящее в его жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
В настоящее время существует свыше 30 направлений психологического консультирования. И психолог должен знать эти направления и использовать их. В психологии личности существует множество различных концептуальных теорий личности и в соответствии с каждой из этих теорий выделяются положения о консультировании.
Основные положения о консультировании:
1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.
3. Консультирование способствует развитию личности.
4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
5. Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом и основанное на философии «клиент-центрированной» терапии, основоположником которой был Карл Роджерс.
Цели психологического консультирования:
1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на неизбежные социальные ограничения.
2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений (например, во время консультирования можно научиться самостоятельным поступкам, распределению времени и энергии, оценка последствий риска, оценке свойств своей личности, преодолению эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений).
4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения.
5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности.
6. Решать частные цели консультирования:
- выходить клиентам из депрессивных состояний, связанных с эмоциональными потерями в прошлом;
- справляться с текущими проблемами;
- переживать переходные периоды;
- принимать решения, выходить из кризисных ситуаций;
- развивать специфические жизненные умения.
Таким образом, все цели консультирования делятся на цели, связанные с исправлениями и цели, связанные с обеспечением роста или развития. При этом, задачами развития могут быть: переход к независимому существованию, поиски партнера, воспитание детей и адаптация к старости.
Особое внимание придается повышению личной ответственности клиентов за ход их собственной жизни.
Конечная цель консультирования – научить клиентов оказывать помощь самим себе.
Цели консультанта и клиента в конечном счете соприкасаются. Очень часто переформулировка, как и формулировка целей происходят в процессе консультирования. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать общие задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: «что вы ожидаете от нашего общения?», «каковы ваши желания?» и т.п.
Большинство клиентов не владеет информацией о консультировании, либо надеясь, что консультант сразу окажет какую-то помощь. В этом случае консультант должен помнить главную цель консультирования – помочь клиенту понять, что он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.
Консультирование и психотерапия очень близки, но это не одно и то же. Гелсо, Фретз и Блошер выделили специфические черты психологического консультирования:
- консультирование ориентировано на клинически здоровую личность;
- консультирование ориентировано на здоровые стороны личности, независимо от степени нарушения;
- консультирование ориентировано на настоящее и будущее клиентов;
- консультирование ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);
- консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;
- в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;
- консультирование направлено на изменение поведения и развития личности клиента.
Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии, отражающие сущность указанного метода оказания психологической помощи, состоят в следующем:
1. Более широкая сфера применения по сравнению с клинической практикой, обращенность к проблемам психически здоровых людей.
2. Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики.
3. Работа преимущественно с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии.
4. Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психолога-консультанта и клиента. Подразумевается, что клиент - здоровый человек, которому можно делегировать больше ответственности за свою жизнь.
5. Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений.
Информация о работе Основы психологического консультирования