Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:58, лекция
Что же такое консультирование?
То, что является основой современного психологического консультирования, зародилось и развилось прежде всего в русле психотерапии, основных психотерапевтических направлений Запада. Меновщиков В.Ю. склонен к тому, чтобы указать и конкретную дату возникновения психологического консультирования – 1951 г., когда на одной из конференций в США был введен термин «консультативная психология», чтобы отделить его от клинической психологии, занимающейся людьми с тяжелыми психическими расстройствами.
1. Общее понятие о психологическом консультировании и его отличие от других видов практической деятельности психолога.
2. Цели и задачи психологического консультирования.
3. Методологические принципы психологического консультирования и этические нормы работы психолога-консультанта.
Литература
3. Ориентируясь на право клиента на доброе имя и сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц.
4. Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.
5. Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.
Р.Кочюнас [1999] приводит примерный список обстоятельств, при которых требование конфиденциальности может быть нарушено:
1. Преступные действия (насилие, развращение, инцест и подобные), совершаемые над несовершеннолетними.
2. Необходимость госпитализации клиента.
3. Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.
4. Повышенный риск для жизни клиента или других людей.
Выяснив в процессе консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан:
• принять меры для защиты потенциальной жертвы или жертв,
• проинформировать об опасности ее саму (или их),
• проинформировать родителей или близких этого человека,
• проинформировать правоохранительные органы.
Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.
Лекция № 3.
Структура процесса консультирования.
1. Исследование проблем.
Консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, проявить максимум искренности, эмпатии, заботы, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.
2. Двумерное определение проблем.
На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента. Это уточнение ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения.
3. Идентификация альтернатив.
Выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Можно составить письменный список вариантов.
4. Планирование.
Критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем, в котором следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, репетиция действий и др.)
5. Деятельность.
На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, пониманием возможности неудач. При этом, клиент должен помнить, что частичная неудача – не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы.
6. Оценка и обратная связь.
Клиент и консультант оценивают уровень достижения цели и обобщает достигнутые результаты. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.
Общие правила и установки консультанта, делающие процесс консультирования эффективным:
1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Любая проблема является уникальной и консультативное взаимодействие неповторимым.
2. В психологическом консультировании нет статичных ситуаций: в процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям.
3. При консультировании следует помочь клиенту принять на себя ответственность за решение проблем, т.к. самым лучшим экспертом собственных проблем является сам клиент.
4. В консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимание на эмоциональное состояние клиента, т.к. чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта.
5. Стремясь помочь клиенту, консультант не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, его жизнь и трудности.
6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой встречи, т.к. консультирование – это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями и наоборот.
7. Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, следовательно, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.
8. Некоторые проблемы в сущности могут быть неразрешимыми. В этих случаях консультант должен помочь клиенту принять неизбежность ситуации и смириться с ней.
9. Эффективное консультирование – это процесс, который выполняется вместе с клиентом, а не вместо клиента.
Методы и техники консультирования:
◄ Интервью –основной метод консультирования. Интервью – специальный метод анализа уникальной ситуации Заказа Клиента с целью создания у него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей.
Интервью индивидуализировано, оно предполагает построение предмета взаимодействия психологом и клиентом. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, а темой могут стать переживания клиента или его действия.
Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отношение Клиента к его внутреннему миру – сделать его более динамичным.
Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуализированном жизненном контексте.
Психолог, работающий с темой заказа должен постоянно контролировать в ходе интервью собственные личные проекции на содержание темы, которое называется подтекст интервью.
Интервью предполагает оказание воздействия на Клиента с помощью вопросов и спец. заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента.
Вопросы – основной способ воздействия психолога на клиента в ходе интервью.
◄Одобрение и успокаивание в консультировании.
Эти техники очень важны для создания и укрепления консультативного контакта. Приободрить клиента можно краткой фразой, которая означает согласие и понимание.
Например: «Продолжайте», «Да, понимаю», «хорошо», «так», «Ага», «М-мм».
Ободрение выражает поддержку. Успокаивание позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, изменяя некоторые аспекты самости, испытывая новые формы поведения.
Например: «Очень хорошо», «Не волнуйтесь из-за этого», «Вы поступили правильно», «Время от времени каждый чувствует себя также», «Вы правы», «Это будет нелегко», «Я не уверен, однако думаю, что ВЫ можете попытаться», «Я знаю, что будет тяжело, но вы не только можете, но и обязаны это сделать».
!!! Ошибкой может являться то, что консультант предлагает себя в качестве «подпорки» беспокойному клиенту, ограничивая возможности клиента самостоятельно решать свои проблемы.
◄Паузы молчания.
Молчание становится терапевтически ценным, ибо оно:
Увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента;
Предоставляет возможность клиенту «погрузиться в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение;
Позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на его плечах.
Смыслы молчания в консультировании:
◄нерефлексивное слушание – молчание, короткие фразы или междометья, применяемые иногда как единственный метод общения с слишком возбужденным клиентом, которому важно не то, что скажет консультант, а чтобы самому высказаться.
Например: «Да!», «Это как?», «Понимаю Вас», «Конечно» - эти фразы приглашают клиента высказаться свободно и непринужденно.
Интерес выражают фразы типа: «Продолжайте, это интересно», «Вы чем-то встревожены?», «Что-то случилось?», «У Вас грустный голос», «Приятно слышать», «Можно подробнее об этом?»
!!!Ошибка: недопустимы фразы типа: «Кто Вам такое сказал?», «Это почему же?», «Ну не может быть, чтобы так уж плохо!», «Давайте быстрее», «Говорите, я слушаю» и т.п.
◄рефлексивное слушание – объективная обратная связь для говорящего, критерий точности восприятия услышанного.
Этот прием позволяет клиенту наиболее полно выразить свои чувства. Уметь слушать рефлексивно – значит расшифровывать смысл сообщений, выяснять их реальное значение.
Выяснение – обращение к говорящему за уточнениями: «Пожалуйста, объясните это», «В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?», «не повторите ли Вы еще раз?», «Я не понял, что Вы имеете в виду?» и др.
Перефразирование – состоит в том, что консультант выражает мысль клиента другими словами. Цель перефразирования – самому сформулировать сообщение говорящего для проверки его точности. Фраза консультанта при этом может начинаться со следующих слов: «Как я вас понял…», «Если я правильно понимаю, Вы говорите…», «По Вашему мнению…», «Вы думаете…»»Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, я понял…», «Другими словами, Вы считаете…» и др. При этом нужно уметь выразить чужую мысль своими словами, так как буквально повторение может обидеть клиента и послужить помехой в общении.
Отражение – отражая чувства собеседника, мы показываем, что понимаем состояние говорящего, а также помогаем ему осознать его эмоциональное состояние. Фразы могут быть такими: «Мне кажется, что ВЫ чувствуете…», «Вероятно, Вы чувствуете…», «Не чувствуете ли Вы себя несколько…» и др. «Вы немного расстроены».
Резюмирование. Применяется в продолжительных беседах с целью привести фрагменты разговора в смысловое единство. Резюмировать – значит подытожить основные идеи и чувства говорящего. Это можно сделать с помощью фраз: «Как я понимаю, Вашей основной идеей является…», «Если теперь подытожить сказанное Вами…», «То, что Вы в данный момент сказали, может означать…» Резюмирование уместно в ситуациях, возникающих при обсуждении разногласий, урегулировании конфликтов и решения проблем.
Уточнение – слушающий просит дополнительного разъяснения, чтобы более полно понять намерения и интересы партнера.
Пересказ того, что сказал собеседник, своими словами; в начале беседы более полно, далее – выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему главным. После особенно длинной реплики собеседника уместно подведение итогов.
Дальнейшее развитие мыслей собеседника, но только в рамках высказанного собеседником смысла.
Сообщение о восприятии партнера. Сообщение партнеру, как консультант воспринимает его в данной ситуации, какое впечатление он производит. Например: "Видимо, эта тема Вас очень волнует"; "Мне кажется, Вы чем-то обрадованы".
Информация о работе Основы психологического консультирования