Основы психологического консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:58, лекция

Описание

Что же такое консультирование?
То, что является основой современного психологического консультирования, зародилось и развилось прежде всего в русле психотерапии, основных психотерапевтических направлений Запада. Меновщиков В.Ю. склонен к тому, чтобы указать и конкретную дату возникновения психологического консультирования – 1951 г., когда на одной из конференций в США был введен термин «консультативная психология», чтобы отделить его от клинической психологии, занимающейся людьми с тяжелыми психическими расстройствами.

Содержание

1. Общее понятие о психологическом консультировании и его отличие от других видов практической деятельности психолога.
2. Цели и задачи психологического консультирования.
3. Методологические принципы психологического консультирования и этические нормы работы психолога-консультанта.
Литература

Работа состоит из  1 файл

лекция 1-2.doc

— 211.00 Кб (Скачать документ)

Это позволяет обозначить ситуацию сопротивления клиента и одновременно, со стороны психолога, отказ психологом от сильного стремления переориентировать клиента, показать стремления психолога признать за клиентом некоторую правоту.

Это утяжеление воздействия со стремлением смягчить его, оставляя за клиентом право не соглашаться с психологом.

Важный момент воздействия в том, что обычно беседа идет на фоне  негативной информации о человеке, позитивную информацию самому человеку создать трудно, т. к. он часто просто ничего придумать не может. Психологу очень важно проговорить с клиентом возможные позитивные варианты поведения. В ненавязчивой манере надо воссоздать этот вариант поведения. Можно даже настоять на этом проговаривании поведения.

Тестирование в этой ситуации позволяет клиенту обнаружить неизвестные ему ресурсы его личности, сфокусировать внимание на его возможностях, о которых он не думал.

Позитивное обсуждение может быть не очень четким, но оно должно быть обязательно. Ему может быть посвящена целая консультация. На этом фаза воздействия закончена. По длительности она равна примерно 15 минутам.

Четвертая фаза интервью — выработка альтернативных решений, ее можно обозначить так: «Что еще еще можем сделать по этому поводу»?

Обсуждение с клиентом разных вариантов решения данной проблемы, поиск альтернатив для преодоления ригидности и создания условий выбора среди альтернатив. Одновременно и исследование личностной динамики, которое может быть длительным.

Психолог, работая с альтернативными решениями, должен постоянно рефлексировать над содержанием своей профессиональной  позиции и помнить о том, что «правильное» для него решение не обязательно является таковым для клиента.

Пятый, последний этап интервью — это обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом по поводу проблемы, переход от обучения к действию. Степень обобщения, доступная психологу зависит от учета им индивидуальных и культурных различий на первых стадиях интервью. На этой стадии интервью задачи психолога состоят в том, чтобы способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиентов в повседневной их жизни. Из практики консультирования известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения своего поведения.

Психологу надо относиться к этому спокойно, т.к. эффект консультирования определяется теми переживаниями, которые были у клиента во время интервью. Изменение состояния клиента в ходе интервью — главный показатель его эффективности. Для психолога умение выделить эти изменения и сделать их доступными для клиента является основным профессиональным правилом работы. Психологу нет смысла бояться (хотя этим не надо и злоупотреблять) отрицательных оценок клиентом эффекта консультации.

Не разрушая эффект первого интервью можно провести еще две-три встречи. Это иллюзия, что от частоты встреч улучшается помощь. В ситуацию взаимодействия с клиентом будут включаться все более сложные формы отношений, ситуация будет все больше проблематизироваться.

Заканчивать консультацию лучше всего домашним заданием, обязательно отмечая для клиента необходимость отчета о выполнении (невыполнении) домашнего задания. Таким образом мобилизуются средства контроля за содержанием изменений, происшедших с клиентом во время интервью.

Психологу необходимо проследить, чтобы домашнее задание было сформулировано в простой, доступной для понимания и выполнения форме, направлено на конкретную ситуацию и действие в пей.

Обсуждая задание на следующей встрече с клиентом можно по-новому увидеть исследуемую ситуацию. Если клиент не выполнил домашнее задание или выполнил его частично, с ним обсуждаются причины невыполнения задания.

Кроме домашнего задания с клиентом могут быть обсуждены в завершении консультации рекомендации для обращения к другому специалисту или к книге. Совет, рекомендация в этом случае должны быть в виде четкой информации о спе­циалисте, месте и времени его работы, а, если речь идет о книге, то должны быть сообщены нее выходные данные этой книги.

В заключение беседы психолог прощается с клиентом, обещая потенциально будущую встречу, спокойно, не торопясь прощается с клиентом.

Для консультанта часто возникает вопрос об оценке эффективности интервью особенно oстро этот вопрос возникает в случаях отрицательной оценки клиентом результатов интервью.

Можно выделить семь основных направлений эффективности интервью:

1. Интекциональюсть, т. е. сколько направлений для развития клиента вы можете, как психолог предложить? Сколько возможностей появилось у вашего клиента после вашей совместной работы с ним?

2. Творческое принятие решений. Клиент сам задает цели интервью или это делаете вы? Включен ли в круг проблем поиск положительных сторон? Есть ли у вас хотя бы три альтернативы для действия? Как протекает процесс принятия решения у клиента —легко или с трудом?

3. Можете ли вы применять целенаправленное воздействие на клиента?

4. Индивидуальная и культурная эмпатия. Способны ли вы встать на точку зрения клиента, применяя индивидуальную эмпатию, непосредственность, конкретность и позитивный взгляд? Способны ли вы изменить эмфатические конструкции с учетом индивидуальности клиента, не забывая и о своей индивидуальности? Прибавилось ли у клиента уважения к другим личностям? Он (клиент) должен пережить не только ситуацию понимания его, но и ситуацию необходимости и понимания других.

5. Навыки наблюдения клиента. Способны ли вы отражать вербальный и невербальный язык клиента? Способны ли вы выделить ключевое слово и высказывании клиента? Вместе ли вы были конгруэнтны с клиентом? Умеете ли замечать противоречия и разрешать их через конфронтацию? Как клиент относится к ним? Идет ли синтез новых конструкций и нового мировоззрения?

6. Взаимодействие личность — окружение. Умеете ли вы создать подходящее окружение для роста и развития клиента?

7. Интеграция. Умеете ли вы объединить методы, качества, конструкции в интервью, способное вызвать у клиента позитивные сдвиги?

Вопросы, характеризующие основные направления оценки эффективности интервью психолог может рассматривать как материал для самонаблюдения. В то же время — это основа для экспертной оценки его работы коллегами.

Естественно, что самым важным показателем успешности интервью будут переживания клиента, которые могут быть описаны в обобщенном виде так: «Я стал другим».

Работа психолога-консультанта требует постоянной лич­ностной и профессиональной рефлексии, что предъявляет высокие требования к энергетическим возможностям профессионала, к его нервно-психической устойчивости.

 

           

 

 

 

 


Психологический анамнез.

 

Психологический анамнез составляют причины возникновения у клиента проблем в контексте достаточно полной информации о нем. Существуют различные схемы сбора психологического анамнеза:

1.      Демографическая информация:

-                           возраст клиента;

-                           семейное положение;

-                           профессия;

-                           образование.

2.      Актуальные проблемы и нарушения:

-                           возникновение, развитие и продолжительность затруднений;

-                           события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблемы;

-                           возраст, в котором возникли проблемы;

-                           изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит и др.), обусловленные возникновением проблем;

-                           непосредственная причина обращения клиента;

-                           предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельно или с помощью других специалистов) и результаты;

-                           употребление лекарств;

-                           семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства).

3.      Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения):

-                           Раннее детство (обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье);

-                           Дошкольный период (рождение братьев, сестер, другие значимые события в семье, первые воспоминания);

-                           Младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье);

-                           Отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления);

-                           Взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее).

 

 

2

 



Информация о работе Основы психологического консультирования