Основы психологического консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:58, лекция

Описание

Что же такое консультирование?
То, что является основой современного психологического консультирования, зародилось и развилось прежде всего в русле психотерапии, основных психотерапевтических направлений Запада. Меновщиков В.Ю. склонен к тому, чтобы указать и конкретную дату возникновения психологического консультирования – 1951 г., когда на одной из конференций в США был введен термин «консультативная психология», чтобы отделить его от клинической психологии, занимающейся людьми с тяжелыми психическими расстройствами.

Содержание

1. Общее понятие о психологическом консультировании и его отличие от других видов практической деятельности психолога.
2. Цели и задачи психологического консультирования.
3. Методологические принципы психологического консультирования и этические нормы работы психолога-консультанта.
Литература

Работа состоит из  1 файл

лекция 1-2.doc

— 211.00 Кб (Скачать документ)

                       Сообщение о восприятии самого себя. Консультант сообщает партнеру о своем состоянии в данной ситуации. Например: "Мне было очень приятно услышать это"; "Меня беспокоит, что мы с Вами..."

                       Замечания о ходе беседы. Например: "Пора приступать к предмету разговора"; "Я думаю, мы с Вами нашли решение проблемы" и т.д.

                       способствующее высказывание. "Взгляд", слово или "жест", которые говорят абоненту (клиенту): "Я с Вами", "Все нормально, Вы можете говорить все, что Вы хотите". Например: "Ага; Продолжайте; Конечно; Да...";

                       отражение содержания. Консультант повторяет своими словами то, что сказал клиент, например: "Ваш муж уделяет очень мало внимания Вам и Вашим детям";

                       отражение чувств. Определить, что клиент чувствует и отразить это для него, например: "... и это заставляет Вас печалиться и негодовать";

                       уточнение содержания. Консультант просит дополнительной информации для дальнейшего прояснения проблемы. Например: "Вы сказали, что она скучала о Вас. Я не совсем понял, что Вы имели в виду";

                       уточнение чувств. Предложить клиенту назвать свои чувства, определить и выразить их. Например: "Вы сказали, что Вы были расстроены. Могли бы Вы подробно описать, что Вы имели в виду";

                       подведение итогов содержания. Подвести тому, что услышал от клиента, и предложить клиенту оценить его, Например: "Одна неприятность следовала за другой и это было последней соломинкой";

                       подведение итогов чувствам. Подвести итог выражению чувств, чтобы клиент их подтвердил   или   скорректировал.   Например:   "Сначала   Вы чувствовали  печаль,  затем она сменилась гневом и возмущением";

                       суждение. Консультант говорит морализирующим или судящим тоном, порицает или одобряет. Например "Вам не следовало (или следовало) это делать";

                       интерпретация. Консультант придает высказыванию клиента значение, которое последний мог осознать или нет. Например: "Я понял так, что Вы вымещаете свой гнев на муже, на своем ребенке";

                       столкновение с внутренней реальностью. Представить клиенту его внутренний мир глазам;: консультанта. Например: "Вы чувствуете внутреннее недовольство";

                       столкновение с внешней реальностью. Представить клиенту реальность внешней ситуации такой, как се видит консультант. Например: "Для Вас обоих будет важно посоветоваться с консультантом".

В литературе обычно описывается пятишаговая модель процесса интервью. Остановимся на ней подробнее.

Первая стадии интервью —- структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто маркируют — «Привет!»

Какие цели решаются психологом и клиентом на этой первой стадии, которая может длиться от нескольких секунд до десятка минут. Психолог — структурирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возможностях при этом психолог решает проблемы установления контакта. Конкретные варианты решения этих проблем зависят от индивидуальных и культурных особенностей клиента.

Клиент на этой стадии интервью решает задачи достижения психологического комфорта, задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.

Эта стадия интервью заканчивается, когда достигнуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формулировке: «Я его чувствую, понимаю». (Психолог), «Меня слушает, я доверяю этому человеку» (Клиент).

Установление контакта представляет собой ситуацию пространственной организации взаимодействия психолога и Клиента. Для консультирования необходимо иметь отдельный кабинет пли искусственно ограниченное пространство. Оптимальный вариант пространственного расположения — два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1.5 м друг от друга) при неярком освещении.

Темп ведения интервью должен совпадать и у Клиента и у Психолога.

Многие практические психологи, занимающиеся консультированием выходят из-за стола навстречу Клиенту, провожают его до кресла. Затем следует предложение: «Устраивайтесь» и после паузы происходит знакомство.

Давая Клиенту возможность установить позицию на равных, Психолог первым не представляется. Первым представляется Клиент. Если у клиента низкий культурный уровень, то психолог представляется сам и разъясняет свои профессиональные возможности, произнося несколько коротких, внятных фраз. Что в них должно быть? Психолог должен прояснить кто он, что делает, при этом категорически отказаться от лекарств и советов.

Большое значение будет иметь выбор лексики. Все оценочные модальности («случилось», «беспокоит», «произошло», и т. п.), а также близкие к научным термины (среди них наиболее пугающий клиентов термин — «проблема», но это бывают и такие термины «отношения», «средства» и т. п.).

Интервью может начаться с вступления, заданного вопросом-предложением Психолога:

— Слушаю Вас, или

— Расскажите о себе, или

— Что привело ко мне...

Создается возможность для разговора о себе, т. е. задается предмет взаимодействия — Клиент и события его жизни.

Психологу при установлении контакта необходимо использовать имя Клиента в обращении к нему. Как известно, имя и его употребление — это средство управления Клиентом. Повторение имени создает условия как для индивидуализации контакта, так и для воздействия на Клиента.

Есть клиенты, которые не идут на контакт. Если в течении 10 минут такой Клиент не заговорил, то желательно не идти у него на поводу и не задавать вопросов, о которых он мечтает. Таким образом, Психолог берет на себя ответственность за Клиента и его активность в ситуации интервью, что противоречит целям консультирования.

Вторая  стадия интервью обычно начинается со сбора информации о контексте темы; происходит выделение проблемы; решается вопрос о идентификации потенциальных возможностей клиента. Маркировка этой стадии интервью: «В чем проблема»?

Психолог решает следующие вопросы: зачем клиент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материале заявленной темы психолог уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы.

На втором этапе интервью, когда происходит сбор информации о Клиенте, решается вопрос о том «В чем проблема»? Психолог на этом этапе интервью может и часто должен выступить в роли следователя, стремясь узнать о клиенте как можно больше, восстанавливая все детали исследуемого контекста, в котором появился Заказ Клиента. При этом психолог задает конкретные вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных действиях. Вся информация направлена на осознание Клиентом контекста заказа и своей роли в происхождении психологической информации. Примерно 15—20 минут идет широкий рассказ Клиента о себе.

В это время психолог выдвигает предположения о строении внутреннего мира Клиента, о том, какими модальностями этого внутреннего мира владеет Клиент. Как мы уже отмечали, через анализ контекста психолог может выяснить:

— что знает Клиент о возможностях своих действий;

— что знает Клиент о своих целях;

— что знает Клиент о своих чувствах;

— что знает Клиент о своих мыслях;

а также решить вопрос о том, что надо знать Клиенту о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более мобильным.

Задавая вопросы, Психолог ориентируется на текст Клиента, где есть ключевые слова, отражающие содержание проблемы Клиента. Как во всем тексте, произнесенном Клиентом, так и в каждой его фразе есть эти ключевые слова, фиксирующие тему взаимодействия в предмете — внутреннем мире Клиента, событиях его жизни.

Ключевое слово в любом тексте может быть определено по следующему критерию: оно не может быть заменено синонимом. Если его заменить, то смысл всего текста или отдельной фразы в тексте нарушается.

Ключевое слово — это фиксация темы взаимодействия.

Психолог, задавая вопросы, производит ориентацию анализа ситуации жизни Клиента на предмет профессионального взаимодействия с ним. Он говорит с ним о его внутреннем мире, о его роли в происхождении событий его жизни. Психолог в своем профессиональном воздействии показывает Клиенту его собственное участие в событиях его жизни. При этом он идентифицирует потенциальные возможности Клиента, специально обращаясь к нему с оптимистическими суждениями: «Изменяясь сами. Вы будете изменять других», «Нужно время и терпение, чтобы изменился тот, кто рядом» и т. п. В  ходе интервью психолог выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире Клиента и проверяет их своими вопросами.

Отвечая на вопросы психолога, Клиент анализирует свое поведение и поведение других в этой ситуации и осознает их.

Гипотезы, которые психолог будет обсуждать с Клиентом, должны быть просто и адекватно выражены для Клиента. Это еще раз выдвигает на передний план проблему адекватного языка интервью, который должен отвечать следующим правилам построения, обращенным к психологу: 1) не надо сгущать краски, употребляя оценочные суждения; 2) ориентируйтесь на ключевое слово — тему Клиента; 3) не навязывайте свою точку зрения; 4) употребляйте простые слова и образы для передачи информации; 5) говорите кратко.

Во время консультирования не надо объяснять клиенту о нем все, что узнал Психолог. Достаточно четко изложить одну проверенную фактами гипотезу, чтобы показать Клиенту вариант логики в его поведении. Для сообщения содержания гипотезы психолог демонстрирует Клиенту paзные стороны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы Клиент мог эту информацию принять и поверить. Для этого используется известный принцип обратной связи, который для психолога проявляется в виде вопроса по высказыванию Клиента, а для Клиента в виде ответа на этот вопрос.

На этом этапе интервью психолог прибегает к повторению основных параметров решаемой им задачи. Повторение — один из принципов консультирования, который позволяет продемонстрировать клиенту разные стороны его проблемы, чтобы он мог эту информацию принять и проверить.

Консультирование — это, в известном смысле, упрощение поведения клиента по заданной логике, это структурирование его внутреннего мира. Оно не будет эффективно без эмоциональной включенности человека в рассказ о себе. Психологу важно собрать факты, подтверждающие гипотезу и упрощающие ее для клиента.

Эмоциональная включенность клиента в эту ситуацию определяет процесс структурирования. Разговор психолога с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, по мнению многих авторов не должен превышать 10 мин. Рекомендуется прервать рассказ клиента, если психологу уже ясна рабочая гипотеза. Когда цели клиента четко поняты психологом, следует вернуться к определению проблемы. Это позволяет клиенту увидеть свою проблему и уточнить его позитивные возможности.

Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.

После этого начинается третья стадии интервью, которую можно обозначить так — желаемый результат. Маркировка этой стадии интервью—«Чего вы хотите добиться»?

Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том каким он хочет быть. Обсуждается также вопрос о том, что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут.

Некоторые клиенты начинают имение с этого этапа. Если психологу уже ясны цели клиента, то рекомендации должны быть даны немедленно.

Психолог вместе с клиентом определяет идеал клиента — каким он хочет быть; что в его жизни произойдет, когда проблемы будут решены. Если клиенту и психологу все ясно, то рекомендации должны быть даны немедленно. Некоторые клиенты начинают именно отсюда.

Эта фаза интервью предполагает воздействие психолога — это основное содержание консультирования. Для клиента она не выглядит как-то по-особому. В интервью с психологом происходит как бы «инсайт»— клиент переживает изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий. («Я сам все понял»). Опора психолога на потенциальные возможности клиента приводит к тому, что переживаемые клиентом изменения в ситуации интервью припадут и к изменению его поведения.

Воздействие психологом обязательно должно быть произведено (чаще всего это вопросы о желаемом для клиента результате интервью). Методы воздействия, применяемые психологами разных научных школ в ходе интервью могут быть самые разные. Остановимся на их краткой характеристике. (см. таблицу)

Направленное воздействие на клиента осуществляется следующими приемами: ссылки на авторитет, аппеляция  к литературным источникам, обращение к научным данным как к форме мифологии, которую использует консультант.

Речь психолога должна быть краткой, ясной в ключе размышления о событиях. о всей ситуации жизни клиента.

Если клиент оказывает сопротивление и не реагирует на мягкие формы воздействия (изложены выше), то психолог обозначает сопротивление клиента и работает с ним, оно может быть в следующей форме «Вам трудно принять...», «Вам не хочется согласиться…».

Информация о работе Основы психологического консультирования