Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 00:04, дипломная работа
Цель исследования: проанализировать психологические особенности агрессивности подростков из неблагополучных семей.
Объект исследования: подростки из неблагополучных семей.
Предмет исследования: агрессивность подростков.
Гипотеза: подростки из неблагополучных семей более агрессивны, враждебны, чем дети, воспитывающиеся в благополучных семьях, а также отличаются следующими особенностями проявления агрессии: выраженной подозрительностью и раздражением, повышенным уровнем вербальной и физической агрессией, чувством вины.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИВНОСТИ
1.1. Определение понятия «Агрессия»
1.2. Агрессивность как свойство личности
1.3 Основные теоретические подходы, объясняющие агрессивное поведение, классификации агрессии
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ КАК СЛЕДСТВИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В СЕМЬЕ
2.1. Особенности подростковой агрессивности
2.2. Семья как фактор становления агрессивного поведения
2.3. Психологические проблемы подростков из семей с алкогольной зависимостью
Выводы по второй главе.
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
3.1. Обоснование методов и методик исследования агрессивности
3.2. Результаты исследования агрессивности
3.3. Коррекционная программа по профилактике и коррекции агрессивности у подростков из семей, отягощенных алкогольной зависимостью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...85
ПРИЛОЖЕНИЯ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
____«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»____
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра психологии
Допущена к защите
Зав. кафедрой психологии
доктор психологических наук, профессор
______________Родина О А.
подпись Ф.И.О.
«___6__»____МАЯ_____________
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: «Особенности агрессивности подростков»
Выполнил:
______________ Светлова. Н.Е.
подпись Ф.И.О.
Научный руководитель:
____________ д.псх.н., проф. Родина О. А
подпись научная степень, Ф.И.О.
Допущена к защите_______________
Дата защиты_____________________
Оценка________________________
Москва
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИВНОСТИ
1.1. Определение понятия «Агрессия»
1.2. Агрессивность как свойство личности
1.3 Основные теоретические подходы, объясняющие агрессивное поведение, классификации агрессии
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ КАК СЛЕДСТВИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В СЕМЬЕ
2.1. Особенности подростковой агрессивности
2.2. Семья как фактор становления агрессивного поведения
2.3. Психологические проблемы подростков из семей с алкогольной зависимостью
Выводы по второй главе.
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
3.1. Обоснование методов и методик исследования агрессивности
3.2. Результаты исследования агрессивности
3.3. Коррекционная программа по профилактике и коррекции агрессивности у подростков из семей, отягощенных алкогольной зависимостью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. С каждым днем увеличивается число подростков с агрессивным поведением, которое проявляется в нарушении общественного порядка, хулиганстве, вандализме и др. Возникают новые виды асоциального поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают тяжкие преступления.
В последнее время все чаще и практики (учителя, воспитатели, социальные работники), и ученые, исследующие феномен семьи, характеризуют ситуацию как кризисную.
В современном обществе существуют неблагополучные семьи. Под этим мы понимаем такие семьи, члены которых употребляют наркотики, алкоголь и совершают противозаконные действия. Конечно, в таких семьях не может идти речи о полноценном воспитании и развитии детей.
Дети из неблагополучных семей труднее адаптируются в современном обществе, отстают в развитии от своих сверстников, материально не обеспечены. У них, как правило, не организован досуг, а уровень воспитанности оставляет желать лучшего. Поскольку в родительском доме им не хватает тепла, ласки, заботы, общения, то они пытаются реализовать себя " на улице", потому что им трудно реализовать себя в школе: в учебе, в спорте, в культурно - массовых мероприятиях.
Известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве ребенка.
С каждым годом увеличивается количество поступивших в больницы детей, ставших жертвами жестокого обращения со стороны родителей. Детские травматологи отмечают также возросшую жестокость, иногда изуверство со стороны избивавших. Возрастает число детей, которые бегут из дома, не в силах вынести жестокого обращения родителей. Растет число социальных сирот. Особенно уязвимы в этом подростки, которые подвергаются агрессии чаще других категории населения.
Основными "поставщиками" проблемных, с психологической и педагогической точки зрения, подростков являются так называемые неблагополучные семьи, которых становится все больше и больше. Поэтому так важно знать, какие дети вырастают в неблагополучных семьях.
Цель исследования: проанализировать психологические особенности агрессивности подростков из неблагополучных семей.
Объект исследования: подростки из неблагополучных семей.
Предмет исследования: агрессивность подростков.
Гипотеза: подростки из неблагополучных семей более агрессивны, враждебны, чем дети, воспитывающиеся в благополучных семьях, а также отличаются следующими особенностями проявления агрессии: выраженной подозрительностью и раздражением, повышенным уровнем вербальной и физической агрессией, чувством вины.
Задачи:
1. Анализ литературы по данной проблеме.
2. Изучить основные подходы к исследованию особенностей агрессивности подростков в отечественной и зарубежной психологии.
3. Проанализировать основные причины формирования агрессивного поведения у подростков.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей агрессивности подростков из неблагополучных семей, а также провести сравнительный анализ особенностей агрессивности подростков из неблагополучных семей и детей, воспитывающихся в благополучных семьях.
5. Разработать коррекционную программу по профилактике и коррекции агрессивности подростков из неблагополучных семей.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по данной проблеме, опрос, анкетирование, изучение документации (личные дела неблагополучных семей ОУСС на базе СРЦН « Родничок» диагностические методы: «опросник Басса-Дарки», проективная методика «Несуществующее животное», тест «Руки».
База исследования: Реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родничок»г.Озеры , СОШ № 3. В исследовании приняли участие: контрольная группа, состоящая из 15 детей подросткового возраста, воспитывающихся в неблагополучных семьях, 15 родителей данных детей. Экспериментальная группа, состоящая из 15 детей подросткового возраста, воспитывающихся в неблагополучных семьях, 15 родителей данных детей.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснована необходимость исследования особенностей агрессивности подростков из неблагополучных семей.
Практическая значимость исследования заключается в том, чтобы разработать коррекционную программу по профилактике и коррекции агрессивности подростков из неблагополучных семей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы из 28 наименований и 4 приложений.
Для начала нужно определить понятия «агрессия» и «агрессивность» и понять, для чего человек снабжен этим механизмом реагирования. Слово «агрессия» (aggression) происходит от слова adgradi (где ad - на, gradus – шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими словами-родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, развитие) и «регресс» (движение назад).
Агрессивность - не вызванная объективными обстоятельствами (как необходимая ответная реакция), неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру; свойство или черта личности, проявляющаяся в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. [19 , с. 613]
Основные отечественные руководства и справочники определяют агрессию как явление непременно негативное:
«Агрессия – чувство враждебности или злобность, мысли или действия по отношению к какому-либо объекту или человеку». [15, с. 34]
«Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (состояние напряженности, страха, подавленности)».
«Агрессия» – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. [18, с. 8]
Исследователи агрессии имеют разные точки зрения на то, что она собой представляет, и следует ли ее расценивать как положительное или как отрицательное явление. Как отмечают Р.Бэрон и Д.Ричардсон, сегодня многие авторы сходятся на том, что агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. По их мнению, агрессия имеет место тогда, когда результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Х.Дельгадо утверждает, что человеческая агрессивность - это поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. Другие ученые с этим не согласны.
В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий. «Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психологически выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением». [18, с.11] Агрессивные действия выступают в качестве:
1. Средства достижения какой-либо значимой цели.
2. Способа психологической разрядки.
3. Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.
Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Наконец, волевой компонент – это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность (качества сами по себе вполне положительные). Степень выраженности компонентов в этой триаде может варьироваться. Все они связаны с физиологическими свойствами личности – темпераментом, интроверсией и экстраверсией и пр.
По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Сюда включаются детские шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты; у взрослых – от таких вполне социально одобряемых форм, как дискуссии, спортивные соревнования, до социальной патологии: войны, убийства, оскорбления, насилия и изнасилования, терроризм и пр.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие:
В современной психологии различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Первое обычно рассматривают как отдельные действия, поступки, второе – как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Можно сказать, что определённые внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, складываются уже в дошкольном возрасте.
Основные теоретические подходы к исследованию агрессии могут быть обозначены как: а) этологический; б) психоаналитический; в) фрустрационный; и г) бихевиористский.
Факт агрессивного поведения – это всегда целостный акт, требующий проявления целостности на уровне всего человека. Следовательно, природа агрессивных форм поведения заключается не в отдельных психологических образованиях, качествах или свойствах, а в рамках единой структурно организованной системы человека.
На всем протяжении развития человечества агрессивность играла важную роль в выживании его представителей. Первым охотникам приходилось иногда проявлять жестокость, убивая животных или других людей, которые выступали с ними в конкуренцию за пищу, брачного партнера или территорию. Но вся последующая история всех цивилизаций отмечена вооруженными конфликтами между кланами, племенами или нациями, причем связи между этими конфликтами и выживанием индивидуумов как таковым обнаружить не удается.