Особенности агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 00:04, дипломная работа

Описание

Цель исследования: проанализировать психологические особенности агрессивности подростков из неблагополучных семей.
Объект исследования: подростки из неблагополучных семей.
Предмет исследования: агрессивность подростков.
Гипотеза: подростки из неблагополучных семей более агрессивны, враждебны, чем дети, воспитывающиеся в благополучных семьях, а также отличаются следующими особенностями проявления агрессии: выраженной подозрительностью и раздражением, повышенным уровнем вербальной и физической агрессией, чувством вины.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИВНОСТИ
1.1. Определение понятия «Агрессия»
1.2. Агрессивность как свойство личности
1.3 Основные теоретические подходы, объясняющие агрессивное поведение, классификации агрессии
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ КАК СЛЕДСТВИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В СЕМЬЕ
2.1. Особенности подростковой агрессивности
2.2. Семья как фактор становления агрессивного поведения
2.3. Психологические проблемы подростков из семей с алкогольной зависимостью
Выводы по второй главе.
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
3.1. Обоснование методов и методик исследования агрессивности
3.2. Результаты исследования агрессивности
3.3. Коррекционная программа по профилактике и коррекции агрессивности у подростков из семей, отягощенных алкогольной зависимостью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...85
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

вкр..doc

— 1.77 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, автором работы была выдвинута гипотеза, что подростки из неблагополучных семей более агрессивны, враждебны, чем дети, воспитывающиеся в благополучных семьях, а также  отличаются следующими особенностями проявления агрессии: выраженной подозрительностью и раздражением, повышенным уровнем вербальной и физической агрессией, чувством вины. 

Сначала были изучены основные понятия по данной проблеме: что такое агрессия и агрессивность. Слово «агрессия»  (aggression) происходит от слова adgradi (где  ad  - на,  gradus – шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими словами-родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, развитие) и «регресс» (движение назад).

     Агрессивность  - не вызванная объективными обстоятельствами (как необходимая ответная реакция), неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру; свойство или черта личности, проявляющаяся в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру.

     Основные отечественные руководства и справочники определяют агрессию как явление непременно негативное:

     «Агрессия – чувство враждебности или злобность, мысли или действия по отношению к какому-либо объекту или человеку».   

«Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (состояние напряженности, страха, подавленности)».    Х.Дельгадо  утверждает, что человеческая  агрессивность  - это поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб  личности или обществу.

Далее рассмотрели агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

    Изучили основные теоретические подходы, объясняющие агрессивное поведение: а) этологический; б) психоаналитический; в) фрустрационный; и г) бихевиористский.

Самым значимым вопросом в данной работе стало изучение подростковой агрессивности, а также влияние семьи на становление агрессивного поведения подростков.

Для подтверждения поставленной гипотезы использовалась методика

«Несуществующее животное». По данной методике подтвердилось, что действительно, подростки, воспитывающиеся в неблагополучных семьях более агрессивны, чем дети из благополучных семей.  По методике «опросник Басса-Дарки» выявлено, что дети из неблагополучных семей более агрессивны и враждебны, чем подростки из благополучных семей, а также проявляют такие особенности агрессии, как вербальную, физическую,  подозрительность и чувство вины. Также для диагностики агрессивности был использован тест «Руки». Данный тест подтверждает, что у подростков из благополучных семей установки на социальное сотрудничество преобладают над агрессивными, доминантными тенденциями. В свою очередь у подростков из неблагополучных семей агрессивные тенденции преобладают над тенденциями, сдерживающими агрессивное поведение.

Был применен метод анкетирования родителей, данный метод показал, что у подростков из неблагополучных семей средний уровень агрессивности, а у подростков из благополучных семей – низкий. Данный способ доказательства гипотезы также  показывает, что подростки из неблагополучных семей более агрессивны, чем дети, воспитывающиеся в семейном благополучии.  Далее использовался метод опроса учителей,  они считали, что подростки из неблагополучных семей более агрессивны.

Автором работы были изучены личные дела неблагополучных семей. На реальных примерах можно наблюдать проявление подростками агрессивного поведения и видеть такие формы проявления агрессии, какие описывались ранее.

По результатам эмпирического исследования была разработана коррекционная программа по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков из семей, отягощенных алкогольной зависимостью.

  В настоящее время тема подростковой агрессивности очень актуальна. Нельзя отрицать, что растет подростковая преступность: в школах ученики перестают уважать учителей, могут позволить себе грубость  и даже применить физическое воздействие к старшему. Участились случаи избиения сверстников, снятие на камеру мобильного телефона и помещения в интернет, и в глазах этих детей ни капли  раскаяния в содеянном.  Жестокость  подростков берет свое начало в семье, и причиной агрессивного поведения ребенка становятся, прежде всего, родители, нарушение в процессе воспитания, отсутствие эмоциональной близости, алкоголизм, жестокое обращение, отвергающее отношение к своему ребенку. И  таких семей становится все больше! Задачей психологов, педагогов, и общества в целом является коррекция не только агрессивности подростков, но также устранение причин ее возникновения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.          Агрессия детей и подростков/ Под ред. Н.М.Платоновой. СПб., 2004.

2.          Агрессия и психическое здоровье/Под ред. Т.Б.Дмитриевой, Б.В.Шостакович. М.: 2002.

3.          Андриенко В.К. «Система перевоспитания подростков в условиях
специальной школы», М.: 1990

4.          Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. М.: 2000.

5.          Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М.: 2002.

6.          Бэрон Р. Агрессия. СПб., 2002.

7.          БэронР., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000.

8.          Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993

9.          Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. СПб., 1999.

10.      Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002.

11.      Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998.

12.      Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.

13.      Захаров А.И. Опыт групповой психотерапии при  неврозах детского подросткового возраста. Л., 1986.

14.      Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков: Справочное пособие / Под ред. В.Т.Кондрашенко. М.: 2001.

15.      Клиническая психиатрия / Под ред. Т.Б.Дмитриевой. М.: 1999

16.      Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) // Вопросы философии. 1992.

17.      Паренс Г. Агрессия наших детей / Пер. с англ. М., 1997.

18.      Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерекова. Изд-е 2-е. М.: 1997.

19.      Психология / Под ред. Немова Р.С.: учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений: в 3 книгах, 2004.- кн. 3

20.      Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: 1996.

21.      Степанов В.Г., «Психология трудного школьника», Москва, 1998,

22.Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии: Научно-методические рекомендации / Под ред. Н.М.Платоновой. СПб., 2003.

23. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: 1994.

24. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: 1994.

25. Фельдштейн Д.И., 1972.

26.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск. 1996.

27. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.,2003.

28. Ярославцев И.В. Алкоголь и семья. - М.: Прогресс, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Симптомокомплексы агрессивности теста "Несуществующее животное"( по Фурманову И.А.)

 

Симптомо-комплекс

Симптом

Балл

Агрессия

1.

Сильная, уверенная линия рисунка

0,1

2.

Неаккуратность рисунка

0,1

3.

Большое количество острых углов

0,1 - 0,2

4.

Верхнее размещение углов

0,1

5.

Крупное изображение

0,1 - 0,2

6.

Голова обращена вправо или анфас

0,1

7.

Хвост поднят вверх, пышный

0,1

8.

Угрожающее выражение

0,1

9.

Угрожающая поза

0,1

10.

Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога)

0,1 - 0,2

11.

Хищник

0.1

12.

Вожак или одинокий

0,1

13.

При нападении "дерется насмерть"', или "всех убивает", дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т.д.)

0,1

14.

Ночное животное

0,1

15.

Другие признаки

0,1

 

Приложение 2

Диагностика состояния агрессии

(опросник Басса-Дарки)

ФИО______________________

Возраст___________________

Инструкция: Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верное ли данное утверждение по отношению  к вам.

Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике поставьте «да», если оно неверное, то поставьте «нет».

Если вы затрудняетесь  ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки  больше соответствует вашему мнению.

 

Да

Нет

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

 

 

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

 

 

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

 

 

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

 

 

5. Я не всегда получаю то, что мне положено

 

 

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

 

 

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

 

 

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

 

 

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека

 

 

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

 

 

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

 

 

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

 

 

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

 

 

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

 

 

15. Я часто бываю не согласен с людьми

 

 

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

 

 

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

 

 

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

 

 

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется

 

 

20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

 

 

21. Меня немного огорчает моя судьба

 

 

22. Я думаю, что многие люди не любят меня

 

 

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

 

 

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

 

 

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

 

 

26. Я не способен на грубые шутки

 

 

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

 

 

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

 

 

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

 

 

30. Довольно многие люди завидуют мне

 

 

31. Я требую, чтобы люди уважали меня

 

 

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

 

 

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

 

 

34. Я никогда не бываю мрачен от злости

 

 

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

 

 

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

 

 

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

 

 

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются

 

 

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям

 

 

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

 

 

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

 

 

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

 

 

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

 

 

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

 

 

45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"

 

 

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

 

 

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

 

 

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

 

 

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

 

 

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

 

 

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

 

 

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

 

 

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

 

 

54. Неудачи огорчают меня

 

 

55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие

 

 

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

 

 

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

 

 

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

 

 

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

 

 

60. Я ругаюсь только со злости

 

 

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

 

 

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

 

 

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

 

 

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

 

 

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

 

 

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

 

 

67. Я часто думаю, что жил неправильно

 

 

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

 

 

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей

 

 

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

 

 

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

 

 

72. В последнее время я стал занудой

 

 

73. В споре я часто повышаю голос

 

 

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

 

 

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

 

 

Информация о работе Особенности агрессивности подростков