Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 00:04, дипломная работа
Цель исследования: проанализировать психологические особенности агрессивности подростков из неблагополучных семей.
Объект исследования: подростки из неблагополучных семей.
Предмет исследования: агрессивность подростков.
Гипотеза: подростки из неблагополучных семей более агрессивны, враждебны, чем дети, воспитывающиеся в благополучных семьях, а также отличаются следующими особенностями проявления агрессии: выраженной подозрительностью и раздражением, повышенным уровнем вербальной и физической агрессией, чувством вины.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИВНОСТИ
1.1. Определение понятия «Агрессия»
1.2. Агрессивность как свойство личности
1.3 Основные теоретические подходы, объясняющие агрессивное поведение, классификации агрессии
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ КАК СЛЕДСТВИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В СЕМЬЕ
2.1. Особенности подростковой агрессивности
2.2. Семья как фактор становления агрессивного поведения
2.3. Психологические проблемы подростков из семей с алкогольной зависимостью
Выводы по второй главе.
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
3.1. Обоснование методов и методик исследования агрессивности
3.2. Результаты исследования агрессивности
3.3. Коррекционная программа по профилактике и коррекции агрессивности у подростков из семей, отягощенных алкогольной зависимостью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...85
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тест «Руки» Э. Вагнера предназначен для диагностики агрессивности [26,с.52].
Тест опубликован Б. Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру. В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.
Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.
Инструкция к тесту
«Внимательно рассмотрите предлагаемые Вам изображения и скажите, что, по Вашему мнению, делает эта рука?»
Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается вопрос: «Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Нa что способен человек с такой рукой? Назовите все варианты, которые можете себе представить».
Стимульный материал – стандартные 9 изображений кисти руки и одна без изображения, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия (см. приложение №3). Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении.
При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают: «Хорошо, а что еще?», но не навязывают никаких специфических ответов. Если экспериментатор чувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке.
Держать рисунок-карточку можно в любом положении.
Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить четыре варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняете, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком *4, т.е. этот единственный безальтернативный ответ оценивается в четыре балла вместо одного. Важно во всех возможных случаях (если испытуемый не выражает протеста) максимально снижать неопределенность ответа, наполнять смыслом высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то» и т.п.
Все ответы фиксируются в протоколе (см. приложение № 4). Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит карточку, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.
Обработка и интерпретация результатов
При обработке полученных результатов каждый ответ испытуемого относят к одной из 11 категорий.
1. Агрессия (а). Рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активно захватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие (щиплющая, дающая пощечину, давящая насекомое, готовая нанести удар и т.п.).
2. Указание (у). Рука участвует в действии императивного характера: ведет, направляет, препятствует, господствует над другими людьми (дирижирует оркестром, дает указание, читает лекцию, учитель говорит ученику: «выйди вон», милиционер останавливает машину и т.п.).
3. Страх (с). Рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий; может восприниматься в качестве наносящей повреждение самой себе. В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденции к отрицанию агрессии (не злая рука; кулак сжат, но не для удара; поднятая в страхе рука; рука, отвращающая удар и т.п.).
4. Эмоциональность (э). Рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; участвует в действии, выражающем привязанность, положительное отношение, благожелательность (дружеское рукопожатие; похлопывание по плечу; рука, гладящая животное, дарящая цветы; обнимающая рука и т.п.).
5. Коммуникация (к). Рука участвует в коммуникативном действии: обращается к кому-либо, контактирует или стремится установить контакты. Общающиеся партнеры находятся в положении равенства (жестикуляция в разговоре, язык жестов, показывает дорогу и т.п.).
6. Зависимость (з). Рука выражает подчинение другим лицам: участвует в коммуникативном действии в позиции "снизу", успех которого зависит от благожелательного отношения другой стороны (просьба; солдат отдает честь офицеру; ученик поднял руку для вопроса; рука, протянутая за милостыней; человек останавливает попутную машину и т.п.).
7. Демонстративность (д). Рука разными способами выставляет себя на показ, участвует в явно демонстративном действии (показывает кольцо, любуется маникюром, показывает тени на стене, танцует, играет на музыкальной инструменте и т.п.).
8. Увечность (ув). Рука повреждена, деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям (раненая рука, рука больного или умирающего, сломанный палец и т.п.).
9. Активная безличность (аб). Рука участвует в действии, не связанном с коммуникацией; однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие (вдевает нитку в иголку, пишет, шьет, ведет машину, плывет и т.п.).
10. Пассивная безличность (пб). Рука в покое, либо наблюдается появление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука все же не изменяет своего физического положения (лежит, отдыхая; спокойно вытянута; человек облокотился на стол; свесилась во время сна; и т.п.).
11. Описание (о). В эту категорию входят описания руки без указания на совершаемые ею действия (пухлая рука, красивая рука, рука ребенка, рука больного человека т.п.).
Максимальное число баллов, которое может набрать испытуемый, учитывая, что он дает по четыре ответа на каждую карточку – 40. Однако испытуемый может давать больше ответов по одним категориям и меньше по другим. В приведенном примере мы имеем больше четырех высказываний по категориям «Агрессия», «Указание», «Коммуникация» и не имеем высказываний по категориям «Демонстративность» и «Увечность».
• Ответы, относящиеся к категориям «Агрессия» и «Указание», рассматриваются: как связанные с готовностью обследуемого к высшему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению.
• Категории ответов: «Страх», «Эмоциональность», «Коммуникация» и «Зависимость» отражают тенденцию к действию, направленную на приспособление к социальной среде; при этом вероятность агрессивного поведения незначительна.
• Ответы, относящиеся к категориям «Демонстративность» и «Увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т.к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнять мотивы агрессивного поведения.
• Категории «Активная безличность» и «Пассивная безличность» в анализе также не участвуют, так как их влияние на агрессивность поведения не однозначно.
Суммарный балл агрессивности вычисляется по формуле:
А = (Агрессия + Указание) – (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость).
То есть количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям. Первый член формулы характеризует агрессивные тенденции, второй – тенденции, сдерживающие агрессивное поведение.
Таким образом, 2-3 агрессивных ответа при полном отсутствии ответов типа социальной кооперации говорят о большой степени враждебности, чем множество таких ответов на фоне еще большего количества установок на доброжелательное межличностное взаимодействие.
То есть установки на социальное сотрудничество и зависимость преобладают над агрессивными, доминантными тенденциями.
Важно, что значение имеет не только соотношение установок на социальную кооперацию и агрессию, но и то, какие именно тенденции противопоставляются конфронтации, что побуждает человека к сотрудничеству: страх перед ответной агрессией, чувство собственной неполноценности, зависимости или потребность в теплых, дружеских контактах с окружающими. Внешне сходное поведение в этих случаях имеет принципиально различные внутренние детерминанты. Данные об их природе можно получить при анализе удельного веса установок, которые противостоят агрессии (категории «Страх», «Коммуникация», «Эмоциональность», «Зависимость»).
Для выявления агрессивности у подростков использовалась анкета для родителей
Инструкция.
Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты, позволяющие выявить степень агрессивности у подростка.
№п/п | Утверждения | Да | Нет |
1 | Временами кажется, что в него (нее) вселился злой дух. |
|
|
2 | Он (а) не может промолчать, когда чем - то не доволен (на) |
|
|
3 | Когда кто – то причиняет ему (ей) зло, он (а) обязательно старается отплатить тем же. |
|
|
4 | Иногда ему (ей) без всякой причины хочется выругаться |
|
|
5 | Бывает, что он (а) с удовольствием ломает игрушки, что – то разбивает, потрошит. |
|
|
6 | Иногда он(а) так настаивает на чем – то,что окружающие теряют терпение. |
|
|
7 | Он(а) не прочь подразнить животных. |
|
|
8 | Переспорить его (ее) трудно. |
|
|
9 | Очень сердится, когда ему (ей) кажется, что кто-то над ним (ней) подшучивает. |
|
|
10 | Иногда у него (нее) вспыхивает желание сделать что – то плохое, шокирующее окружающих. |
|
|
11 | В ответ на обычное распоряжение стремится сделать все наоборот. |
|
|
12 | Часто не по возрасту ворчлив (а). |
|
|
13 | Любит быть первым (вой), командовать, подчинять себе других. |
|
|
14 | Неудачи вызывают у него (нее) сильное раздражение, желание найти виноватых. |
|
|
15 | Легко ссорится, может вступать в драку. |
|
|
16 | У него (нее) не редки приступы мрачной раздражительности. |
|
|
17 | Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. |
|
|
18 | Уверен (а) ,что любое задание выполнит лучше всех. |
|
|
Обработка результатов:
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в один балл. Отрицательный – ноль. Подсчитайте результаты и оцените степень агрессивности вашего подростка.
Высокая степень агрессивности: 15 – 20 баллов
Средняя степень агрессивности: 7 – 14 баллов
Низкая степень агрессивности: 1 -7 баллов
К подросткам были применены рассмотренные выше методики.
Проективная методика «Несуществующее животное».
Качественный анализ.
У 15 подростков из неблагополучных семей животное чаще располагалось внизу листа, что говорит о низкой самооценке, на рисунках встречались острые углы - агрессия, сильный нажим линий - тревожность, большинство детей рисовало рога, а также встречались рисунки с когтями, шипами, клыками. В рассказе большинство подростков отмечало, что животное нападает, дерется, ломает все на своем пути – физическая агрессия, изрыгает огонь, питается животными, в большинстве случаев животные существовали изолированно.
По результатам изучения личных дел.
Семья С. Семья неполная, гражданский брак. Мать и сожитель злоупотребляют спиртными напитками, воспитанию ребенка уделяют мало времени. Сожитель постоянно избивает мать на глазах у мальчика. Стиль воспитания в семье со стороны сожителя жестко-авторитарный, он также неоднократно применял физическое насилие к ребенку. Мать равнодушна ко всему происходящему.
Количественный анализ.
Результаты исследования по методике «Несуществующее животное» представлены в таблице 1.
Симптомы агрессии
| Подростки из благополучных семей | Подростки из неблагополучных семей |
Результаты исследования представлены в % | ||
Сильная, уверенная линия рисунка | 16 | 6 |
Неаккуратность рисунка | 5 | 6 |
Большое кол-во острых углов | 3 | 13 |
Верхнее размещение углов | 6 | 6 |
Крупное изображение | 6 | 6 |
Голова обращена вправо или анфас | 19 | 6 |
Хвост поднят вверх, пышный | 19 | 1 |
Угрожающее выражение | 3 | 6 |
Угрожающая поза | 3 | 6 |
Наличие орудий (зубы,когти,рога) | 3 | 13 |
Хищник | 3 | 6 |
Вожак или одинокий | 6 | 2 |
При нападении «дерется насмерть», или «всех убивает» | 3 | 6 |
Ночное животное | 1 | 6 |
Другие признаки | 1 | 6 |