Особенности агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 00:04, дипломная работа

Описание

Цель исследования: проанализировать психологические особенности агрессивности подростков из неблагополучных семей.
Объект исследования: подростки из неблагополучных семей.
Предмет исследования: агрессивность подростков.
Гипотеза: подростки из неблагополучных семей более агрессивны, враждебны, чем дети, воспитывающиеся в благополучных семьях, а также отличаются следующими особенностями проявления агрессии: выраженной подозрительностью и раздражением, повышенным уровнем вербальной и физической агрессией, чувством вины.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИВНОСТИ
1.1. Определение понятия «Агрессия»
1.2. Агрессивность как свойство личности
1.3 Основные теоретические подходы, объясняющие агрессивное поведение, классификации агрессии
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ КАК СЛЕДСТВИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В СЕМЬЕ
2.1. Особенности подростковой агрессивности
2.2. Семья как фактор становления агрессивного поведения
2.3. Психологические проблемы подростков из семей с алкогольной зависимостью
Выводы по второй главе.
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
3.1. Обоснование методов и методик исследования агрессивности
3.2. Результаты исследования агрессивности
3.3. Коррекционная программа по профилактике и коррекции агрессивности у подростков из семей, отягощенных алкогольной зависимостью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...85
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

вкр..doc

— 1.77 Мб (Скачать документ)

 

Результаты исследования степени агрессивности по методике «Несуществующее животное» представлены на рис.1.

Рис.1. Степень агрессивности

Итак, можно сделать вывод, что у  подростков из неблагополучных семей более высокая степень агрессивности – 72%, чем у  подростков, воспитывающихся в благополучных семьях – 28%.

    Опросник «Басса-Дарки»

          В результате анализа полученных результатов нами выявлено, что у 15 испытуемых из неблагополучных семей индекс агрессивности выше показателей нормы  (31- 27 б.), также  превышает  показатели нормы индекс враждебности (19-14 б.)

У 12 участников эксперимента из благополучных семей индекс агрессивности и враждебности не превышает показатели нормы, а у 3 испытуемых, которые также воспитываются в благополучных семьях индекс враждебности и агрессивности превышают норму.

Далее по шкалам  подозрительность, раздражение, чувство вины, вербальная и физическая агрессия у 15 подростков из неблагополучных семей  были выявлены  высокие баллы, т.е. больше 5. 

 

Результаты исследования индекса агрессивности и враждебности         представлены на рис 2.

Рис.2. Индекс агрессивности и враждебности

  

      Таким образом, можно сделать выводы о том, что подростки из неблагополучных семей имеют более высокие показатели агрессивности и враждебности, чем дети, воспитывающиеся в благополучных семьях.   А также по результатам диагностики  выявлено, что подростки из неблагополучных семей отличаются следующими особенностями проявления агрессии: выраженной подозрительностью и раздражением, повышенным уровнем вербальной и физической агрессии, чувством вины.

Тест «Руки».

Для начала рассмотрим подростков из благополучных семей.

Вычисления проводились по формуле: А =( Агрессия + Указание ) - (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость )

Выявлено, что у подростков из благополучных семей установки на социальное сотрудничество преобладают над агрессивными, доминантными тенденциями, т.е. А = ( Агрессия + Указание ) < ( Страх + Эмоциональность +  Коммуникация + Зависимость)

Результаты исследования  агрессивности представлены в таблице 2.

                                                                                                               Таблица 2

Шкалы

Результаты представлены в %

Агрессия

15

Указание

22

Страх

5

Эмоциональность

7

Коммуникация

27

Зависимость

5

Демонстративность

2

Увечность

2

Активная безличность

5

Пассивная безличность

5

Описание

5

 

Подростки из неблагополучных семей.

Выявлено, что  у подростков из неблагополучных семей агрессивные тенденции преобладают над коммуникацией, эмоциональностью, зависимостью и страхом, т.е. А=(Агрессия + Указание) > (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость)

Результаты исследования  агрессивности представлены в таблице 3.

                                                                                                                Таблица 3

Шкалы

Результаты представлены в %

Агрессия

31

Указание

21

Страх

3

Эмоциональность

3

Коммуникация

17

Зависимость

3

Демонстративность

3

Увечность

3

Активная безличность

7

Пассивная безличность

3

Описание

3

 

Таким образом, у подростков из неблагополучных семей агрессивные тенденции преобладают над тенденциями, сдерживающими агрессивное поведение, а у подростков, воспитывающихся в благополучных семьях  агрессивные тенденции сдерживают, в основном, такие показатели как: коммуникация и эмоциональность.

 

 

 


Результаты исследования агрессивности представлены на рис.4.

Рис. 4: Агрессивные тенденции подростков

 

 

Рис. 7: Степень агрессивности подростков.

 

 

 

 

3.3. Коррекционная программа по профилактике и коррекции агрессивности у подростков из семей,   отягощенных алкогольной зависимостью

 

По результатам нашего эмпирического исследования  была разработана  программа для коррекции агрессивности у подростков из семей, отягощенных алкогольной зависимостью.

Коррекционная работа по профилактике агрессивного  поведения с подростками имеет свои особенности. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй.

         Данная коррекционная программа содержит три блока:

1. Работа с родителями (при этом необходимо делать акцент на непьющем члене семьи). Данный блок содержит занятия в форме лекций, бесед, а также проведение индивидуального консультирования.

2. Работа с подростками, которая включает проведение  коррекционной программы в рамках социально-психологического тренинга.

3. Совместная работа с родителями и их детьми.


Модель психолого-педагогической помощи в профилактике  и коррекции агрессивности с дальнейшей попыткой суицида подростков из неблагополучных семей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Блок 1. Работа с родителями

Цель: Осознание родителями кризисной ситуации в семье, повышение их психологической грамотности.

Задачи:

1) преодолеть отчуждение родителей от школы, эмоциональное включение родителей;

2)  помощь в преодолении кризисной ситуации;

3)  повышение уверенности в свои собственные силы и не безысходности ситуации;

4) помощь в налаживании взаимоотношений с детьми.

Организация занятий

Наряду с индивидуальными формами работы с родителями  весьма желательной является форма групповой работы. Включение родителей в состав группы может быть рекомендован в тех случаях, когда существует эмоциональное принятие ребенка родителями в сочетании с межличностными трудностями  общения.

Формируется группа родителей, чьи семьи являются отягощенными алкогольной зависимостью. Размер группы не должен превышать 12 человек. Групповые занятия организуются в зависимости от занятости родителей. Рекомендуемая частота занятий-2 раза в месяц, в течение учебного года, длительность занятий 1 до 1,5 часа. Общее количество занятий – 18. Место проведения занятий должно быть отдельным помещением, в котором не будут беспокоить посторонние.

Принципы работы психолога с родителями, где члены (член) семьи отягощены алкогольной зависимостью:

-умение создать доброжелательную атмосферу;

-внимание к проблемам родителей;

-доступность изложения материала;

-способность к оказанию психологической поддержки;

-стимулирование положительного поведения родителей, их контактов со школой, детьми;

-способность видеть малейшие достижения  и вселять веру в успех.

 

Календарно-тематическое планирование 1 блока занятий

 

Тема занятия

Форма проведения занятия

Кол-во занятий

Особенности семей, отягощенных алкогольной зависимостью

Лекция

1

Психологические особенности ребенка из семьи, отягощенной алкогольной зависимостью

Лекция

1

Последствия семейной среды, отягощенной алкогольной зависимостью, на развитии ребенка

Лекция

1

Типичные ошибки родителей в воспитании детей

Лекция

1

Всего лекций

 

4

Возможные варианты тем бесед:

-День рождения вашего ребенка.

-Учим ли мы наших детей любить.

-Человек о своей жизни.

Нравственные законы жизни.

Беседа

 

Всего

 

4

Проведение индивидуального консультирования с родителями

 

10

Общее количество занятий

 

18

 

 

 

 

Блок 2 Работа с подростками

Второй блок работы, основной коррекционный, заключается в проведении занятий-тренингов с подростками.

Цель: Создать условия для снятия агрессивных проявлений путем личностного роста подростков.

Задачи:
1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентации в нем.

2. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного и безагрессивного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения

Организация занятий

Формируется группа подростков (13-15 лет) из семей, отягощенных алкогольной зависимостью. Желательно сформировать разнополовую группу. Размер группы не должен превышать 12 человек, оптимальное количество участников – 6-8.

Групповые занятия организуются  в зависимости от расписания уроков. Частота занятий – 1 раз в неделю,  в течение полугодия, длительность занятий от 1 до 1,5 часа. Таким образом, коррекционная программа содержит занятия.

Место проведения занятий должно быть отдельным помещением, в котором не будут беспокоить посторонние.

 

Календарно-тематическое планирование 2 блока занятий

 

№№п/п

Этап работы

Цель этапа

Тема занятия

Кол-во занятий

Всего часов

1

Ориентировочный

Создание  благоприятных условий для работы в группе, налаживание доверительных отношений

«Знакомство»

«Мое имя»

«Мое уникальное «Я»»

1

1

1

3

2

Развивающий

Активизация процессов самопознания,  повышение собственной значимости, коррекция способов поведения, актуализация внутрисемейных отношений

«Я в своих глазах и в глазах других людей»

«Точка опоры»

«Мои достоинства и недостатки»

«Уверенное и неуверенное поведение»

«Роли, которые мы исполняем»

«Моя семья»

«Конфликты. Стили конфликтного поведения»

«Полюбить себя»

«Все в моих силах»

2

 

 

1

2

 

2

 

 

1

 

2

2

 

 

1

1

14

3

Закрепляющий

Повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализация личностных ресурсов

«Мой жизненный путь»

«Жизнь по собственному выбору»

«Прощание»

1

 

1

 

 

1

3

Всего часов

20

Информация о работе Особенности агрессивности подростков