Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 03:59, курсовая работа
Цель работы: изучить девиантное поведение в подростковой среде.
Современными
психологами подмечено, что проблема
девиантного поведения и
Актуальность. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних, противоречиями по воспитанию несовершеннолетних, противоречиями между духовными и материальными потребностями подростков, их родителей – все процессы и явления создают негативные условия для их жизни и воспитания и могут способствовать поведенческим девиациям, что сегодня случается нередко.
Цель работы: изучить девиантное поведение в подростковой среде.
Объект исследования – девиантное поведение подростков.
Предмет исследования – социально - психологическая профилактика девиантного поведения в подростковой среде.
Задачи работы:
-
изучить литературу по
- определить понятие девиантное поведение,
- проанализировать систему социально - психологической профилактики девиантного поведения,
Гипотеза:
если в профилактике девиантного
поведения использовать методы диагностики
раннего и точного выявления
отдельных личностей, потенциально
предрасположенных к
Министерство образования РФ профилактика девиантного поведения включена в задачи психолого-педагогического сопровождения обучающихся на уровнях средней и старшей школы.
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой.
Существуют различные подходы
к оценке поведенческой нормы
и девиации: нормоцентрической,
Статистически норма психического здоровья подростков и юношей, по большинству психологических тестов, несколько иные, чем для взрослых.
С позиций самого подростка поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся считается «нормальным», отражает стремление к приключениям, завоеванного признания, испытанию границ дозволенного.
На основании ключевых положений работ отечественных и зарубежных ученых (Вест, Джекинс, Ниссен, Патаки и др.) следует признать целесообразность деления девиантного поведения на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не несущее за собой уголовной ответственности).
Поведение – реакции и действия человека и животных, выражающие их отношения с внешней средой. Первые значительные работы по обусловленному поведению принадлежат И.П. Павлову (1927 г.). В результате ряда исследований он пришел к выводу, автономные функции животных, например, слюноотделение, могут быть обусловлены не пищей, а другими раздражителями (светом).
Исследования
Павлова натолкнули психолога Скиннера
Б.Ф. на лабораторные эксперименты
с животными, среда обитания которых
ограничена определенными условиями,
что дает возможность получать хорошо
воспроизводимые результаты. Скиннер
пришел к заключению, что законы
поведения, значимые для всех представителей
вида, могут быть обнаруживаемыми, а
индивидуальные различия – контролируемыми.
По мнению Скиннера, поведение при
всей его сложности и изменчивости
– это именно то, что наблюдаемо
и исследуемо. Именно поведение является
той частью функционирования организма,
которая взаимодействует с
Поведение
человека составляет одну из важных областей
психологических и
Скиннер различает следующие типы поведения: реактивное – рефлекторное поведение, оно легко прививается и легко исключается, оно управляется тем, что ему предшествует. И оперативное поведение – управляется теми событиями, которые следуют за поведением, т.е. последствиями. Такие последствия Скиннер называет подкреплениями.
В психологии понятие "поведение", чаще всего, определяется как внешне наблюдаемая система действий, поступков людей, в которой реализуются внутренние побуждения человека.
Различают вербальное поведение – система суждений, высказываний и доказательств, и невербальное поведение, т.е. систему практических действий.
С.Л. Рубинштейн различал инстинктивное, разумное поведение и навыки. А. Адлер считал, что поведение человека определяют представления о мире, поскольку чувства человека не воспринимают реальные факты, а получают их субъективные образы. К примеру, если человек испытывает чувство страха, он видит опасность там, где ее может не быть. Адлер подчеркивал, что человеческое поведение социально, поскольку личность развивается и формируется в социальном окружении. Кроме того, поведение человека определяется его жизненными целями, обеспечивающими направление деятельности. Привычки и черты поведения необходимо рассматривать в контексте жизненной цели индивидуума, формирование которой начинается с детства. А. Адлер выделяет три основные задачи: работа, дружба, любовь.
Таким образом, поведение человека направлено на осуществление жизненной цели. Однако цель не всегда бывает осознаваемой индивидуумом. Бессознательность жизненной цели можно раскрыть методом ее анализа.
Э.Ш.
Натанзон, предлагая различные
Оценка
любого поведения всегда подразумевает
его сравнение с какой-то нормой.
Существуют различные подходы к
оценке поведенческой нормы и
девиации: нормоцентрический, предполагающий
оценку деятельности человека с позиции
ее соответствия норме - социальной,
психологической, этнокультуральной,
возрастной, тендерной, профессиональной,
феноменологической - и нозоцентрический(
Традиционно
рассматривается статистически-
Во-вторых, следуя за Л.С. Выготским, необходимо признать, что норма представляет собой отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев и наделе не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью, ненормальных форм. Поэтому никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует. Однако уклонения иногда достигают таких количественно внушительных размеров, что мы получаем право говорить о ненормальном поведении. Все ненормальные формы поведения могут быть разделены на: I) кратковременные и случайные (обмолвки, описки, опьянение); 2) длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, душевные заболевания); 3) постоянные дефекты поведения.
В социальных науках «норма» - это интервал, «оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень». С этой точки зрения проблема «ненормальности» обнаруживается в пограничных состояниях. В целом, социальная норма - это социальные явления, которые не представляют реальной угрозы физическому и социальному выживанию человека.
Проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это - неотъемлемая часть развития. На практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. Это часто обнаруживается в повседневной педагогической практике. Увлекающийся словесными оценками учитель легко разнесет по полочкам трудновоспитуемости и психических аномалий всех своих учеников. Да и в семейном кругу родители нередко припечатывают свое чадо: «Ты что, ненормальный!» Между тем хороший психиатр ставит диагноз на основе тщательного исследования и натренированной годами опыта профессиональной интуиции. Учитель ими не всегда обладает. Родители тоже в запале не очень-то заботятся об истинности своих высказываний. Увлечение определениями из области психиатрии может быть даже выгодным: «наклеив» на трудного, не совсем понятного ребенка, ярлык, учитель или родитель тем самым как бы отгораживается от его индивидуальности и оправдывает свой отказ от поисков контакта с подростком.
С позиций самого подростка поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, считается «нормальным», отражает стремление к приключение, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. С этих позиций отклоняющееся поведение естественно и необходимо. Не случайно X. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.
Поэтому, придерживаясь мнения М.Ю. Кондратьева, О.Б. Крушельницкой, Н.И. Озерецкого, полагаем, что девиантом можно называть того подростка, который «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», носящее социально-негативный характер.
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют следующие типы: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером. Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков или преступлений. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
На основании ключевых положений работ отечественных и зарубежных ученых следует признать целесообразность деления девиантного поведения на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не несущее за собой уголовной ответственности). Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития, проявляется в разных формах социальной патологии - пьянстве, наркомании, воровстве. Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению преступлений предшествует аморальное поведение. Как ни различны формы девиантного поведения, по утверждению И.С. Кона, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы). Что же касается индивидуально-личностных факторов, то самыми важными, и постоянно присутствующими, по мнению И.С. Кона, бесспорно, являются локус контроля и уровень самоуважения.
Прежде всего, необходимо отметить существующее разнообразие в подходах к изучению девиантного поведения. Определений этого явления существует множество, как в зарубежных, так и отечественных научных работах. Кроме того, во всех этих науках часто девиантное поведение приравнивается по смыслу к деликвентному, отклоняющемуся от норм, саморазрушающему поведению, агрессивности, трудновоспитуемости и т.п.
Информация о работе Особенности девиантного поведения в подростковой среде