Анализ
существующих психологических исследований
позволяет условно выделить следующие
подходы к изучению этого явления.
Представление, сформировавшееся
в гуманистической психологии, связано
с "Я-концепцией". По Роджерсу,
неадаптивные формы поведения
возникают в результате несоответствия
между "реальным Я", страдающим
под бременем жизненных обстоятельств,
и глубинными чувствами человека,
составляющими его "идеальное Я".
Особое значение придается способности
к независимому, самостоятельному поведению,
уверенности в себе, положительной самооценке.
Неуверенность в себе и низкая самооценка
рассматриваются как источники нарушения
адаптации и аномалий развития.
Согласно психоанализу, существует
три структуры личности, связанные
с разными уровнями сознания -
"Я", "Сверх-Я" и "Оно".
Между структурами личности существуют
зоны конфликтов, которые могут
привести к отклонениям, если
"Я" не обладает достаточной
силой, чтобы восстановить между
структурами равновесие. Очень часто
фрустрации, которые под давлением
"Сверх-Я" (образующегося под
влиянием социальной среды и
ее запретов) испытывает "Оно"
(совокупность биологических влечений
и потребностей), побуждают "Я"
(руководствующегося принципом реальности)
снимать напряжение с помощью
различных форм отклоняющегося поведения.
По мнению представителей этого направления,
лиц с отклоняющимся поведением, включая
нервно-психические отклонения и социальную
девиацию, отличают повышенная тревожность,
агрессивность, комплекс неполноценности.
Особое внимание уделяется природе агрессивности,
служащей, по их мнению, первопричиной
насильственных преступлений. В основе
агрессии лежат не реализованные врожденные
неосознаваемые влечения. В качестве таких
неосознаваемых, подавляемых влечений
3. Фрейд рассматривает либидо, А. Адлер
- стремление к власти, Э. Фромм - мазохистские
влечения к страданию, к смерти, К. Хорнн
- стремление к безопасности, комфорту,
удовольствию, В. Шутц - потребность включения,
поддержки и одобрения со стороны ближайшего
окружения.
Бихевиористы видят в отклоняющемся
поведении, как и во всяком
другом, результат научения. Внешняя
среда - это источник подкрепления,
ее воздействие ведет к ослабеванию одних
форм поведения и появлению других. Социальное
научение происходит путем наблюдения
за "моделью". Причины отклонений
могут быть только внешними. Отклоняющееся
поведение будет возрастать в том случае,
если результаты вознаграждений за подобное
поведение превышают наказание. Большое
значение в появлении отклоняющегося
поведения имеет научение моделям, когда
личность начинает идентифицировать себя
с героями различных приключений. В связи
с этим остро встает проблема показа сцен
насилия по телевидению [44].
Экологический подход близок
к бихевиористскому. Отклонения
в поведении связаны с тем,
что человек оказался объектом
нарушающих воздействий со стороны
микросреды, т.е. это результат
взаимодействия человека с социальной
средой.
Согласно теории ABC Эллиса, которая
относится к когнитивному подходу,
причиной стресса (С) и вызываемых
им фрустрации или неадаптивного
поведения бывает не столько
сама ситуация (А), сколько связанные с
нею убеждения (В). В целом когнитивный
подход основан на утверждении о том, что
человек плохо адаптируется к ситуации
тогда, когда начинает расшифровывать
ситуацию, пользуясь иррациональными,
неадекватными соображениями.
Согласно "индивидуальной психологии"
А. Адлера, ребенок появляется
на свет с двумя основными
чувствами и стремлениями - чувством
неполноценности и стремлением
к совершенству и социальным
чувством общности и стремлением
к установлению значимых социальных
отношений. "Компенсация на полезной
стороне жизни" ведет к формированию
чувства собственной ценности, что
предполагает доминирование чувства
общности над индивидуалистическим
стремлением к превосходству.
В случае "компенсации на бесполезной
стороне жизни" чувство неполноценности
трансформируется в комплекс
неполноценности, либо в комплекс
превосходства. А. Адлер считает,
что главная причина отклонений
- неспособность индивида установить
адекватный контакт с окружающей
средой. Кроме того, он считает, что положение
ребенка в структуре семьи и тип воспитания
оказывают влияние на развитие девиантности.
Практически
во всех перечисленных выше подходах
просматривается социально-психологический
аспект, связанный с объяснением
поведения людей включенностью
их в социальные общности и взаимодействием
с социальной средой.
Ю.А.
Клейберг, помимо психологического, выделяет
также биологический и социологический
подходы к обсуждаемой проблеме. Первый
объясняет происхождение отклоняющегося
поведения наличием генетических отклонений,
которые создают предрасположенность
к девиациям. Большую роль в развитии этого
направления сыграла антропологическая
школа уголовного права, которую основал
Чезаре Ломброзо. Ч. Ломброзо считал, что
"врожденные" преступники характеризуются
определенными соматическими особенностями,
строением черепа, благодаря которым их
можно своевременно распознать и пожизненно
изолировать от общества, либо уничтожить).
Сторонниками этой теории в США были К.
Шелдон, Э. Кречмер, А. Хутон, в России -
А. Дриль.
Что
касается социологического подхода, то
в нем прослеживается связь между
отклонениями от нормы и социальными
условиями жизни людей. Очень
подробный анализ социологических
теорий девиаций изложен Ю.А. Клейбергом.
Ниже кратко изложены основные этапы развития
социологических исследований отклонений
от нормы.
У
истоков социологических исследований
девиантного поведения находился
Эмиль Дюркгейм, который ввел понятие
аномии в своей работе "О разделении
-общественного труда" (1900 г.). Под
аномией он понимал состояние
разрушенности или ослабленности
нормативной системы общества, которое
вызывается периодами упадка и расцвета.
Роберт Мертон развил это понятие
и предложил собственное понимание
аномии: причиной девиаций является разрыв
между целями общества и социально-одобряемыми
способами осуществления этих целей.
Мертон выделил 5 способов "аномического
приспособления":
- конформизм
- принятие целей сообщества и
законных средств их достижения;
- нововведение
- принятие ценностей, но непринятие законных
путей их достижения;
- ритуализм
- отрицание ценностей, но внешнее
соблюдение норм общества (внешний
конформизм);
- ретритизм
- отвержение культурных целей и средств;
- мятеж
- неприятие и замена ценностей
и законных средств их достижения;
возникает, когда существующая
система является препятствием
на пути достижения целей, признанных
законными.
Толкотт
Парсонс, продолжая работу над понятием
аномии, сформулировал восемь типов
девиантного поведения. Противоречие
между целями и средствами для
него являются лишь одним из конкретных
случаев социального напряжения.
Он объясняет возникновение девиаций
невыполнением ожиданий.
Американский
социолог Роберт Дубин также пытался
видоизменить модель Мертона. Он разбил
на подгруппы типологию "аномического
приспособления" в типах "нововведение"
и "ритуализм".
Т.
Селлин считал, что девиация возникает
в результате конфликтов между культурными
нормами, которые возникают потому,
что интересы группы не соответствуют
нормам большинства. Э. Лемерт вслед
за Т. Се-линым утверждает, что концепция
аномии не объясняет уголовную девиацию
в этнических меньшинствах по отношению
к нормам господствующих этносоциальных
общностей.
Кристиан
Бэй считает, что определенная степень
аномии необходима для максимальной
свободы в обществе и полагает,
что необходимо развивать психологическую
свободу, которая дает возможность
быть более терпимыми к аномии.
Отсутствие единой нормативной системы
необходимо для развития способности
индивидов к самостоятельному суждению.
Анализируя
теоретические подходы девиации,
Чарльз Фрейзер выделяет три основных,
отдавая предпочтение третьей:
- с точки
зрения социализации;
- с позиций
социальной реакции;
- с позиций
социального контроля.
У
Нейла Дж. Смелзера девиантность определяется
соответствием социальным ожиданиям
(нормам). Девиация влечет за собой изоляцию,
лечение, тюремное заключение или другое
наказание.
Социо
- культурный подход (интеракционистское
направление) появился в 60-е годы. Согласно
этому подходу, наше восприятие поведения
других людей значит для нас гораздо больше,
чем само по себе это поведение. Ярлык,
наклеенный на человека, поведение которого
выходит за рамки принятых норм, способен
лишь подкрепить ту интерпретацию его
поведения, которую мы собираемся сделать,
и изменить наше собственное поведение
по отношению к нему. Иными словами, общество
само порождает отклонения от нормы своим
отношением к ним и их истолкованием.
В
марксистских теориях поведения
отмечается, что отклонения, особенно
преступные, являются порождением прежде
всего условий жизни в капиталистическом
обществе. Наличие преступлений в
социалистическом обществе объясняется
наличием остаточных явлений буржуазного
общества и существующим влиянием капиталистической
идеологии и образа жизни. Кроме
того, в последнее время в качестве
причин отклоняющегося поведения признавались
недостатки самой социалистической
системы, несовершенство распределения,
недостатки воспитательной работы и др.
В
России различные аспекты девиантного
поведения изучались и изучаются
рядом ученых - Я.И. Гилинским, СИ. Голод,
А.А. Габиани, В.М. Бехтеревым, А.Е. Личко,
В.Н. Кудрявцевым, В.М. Коган, A.M. Яковлевым,
И.С. Кон, Л.И. Божович, А.А. Александровым,
Ю.А. Клейбергом, А.А. Реаном, А.Д. Глоточкиным
и др. В отечественной научной
литературе проблемы, посвященные девиантному
поведению, очень часто связаны
с "трудными" детьми и подростками,
которые представляют собой группу
повышенного социального риска
из-за внутренних трудностей переходного
возраста, неопределенности социального
положения в обществе, нестабильности
общественного развития, противоречий,
обусловленных изменением механизмов
социального контроля - самоконтроль поведения,
характерный для взрослых, еще не сложился,
"детские" формы контроля уже не действуют.
В начале 20 столетия проблема "трудных"
детей была поставлена П.П. Блонским, В.П.
Кащенко, И.А. Сикорским и др. Они признавали
наличие индивидуальных, изначальных
и приобретенных различий между детьми
одного возраста.
Сам
термин "отклоняющееся поведение"
появился первый раз в Кратком
психологическом словаре под. ред.
А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского
в 1985 году, а затем в 1990 году: "отклоняющееся
поведение - система поступков или отдельные
поступки, противоречащие принятым в обществе
правовым или нравственным нормам".
Для
преодоления путаницы в терминах И.В.
Дубровина предлагает все социальное
поведение делить на нормальное и девиантное.
Отклонение от нормы может иметь негативный
и позитивный характер - с этим соглашаются
и многие другие исследователи (к позитивным
отклонениям можно отнести, например,
некоторые виды творчества). Отрицательное
девиантное поведение в свою очередь разделено
на аморальное (человек совершает поступки,
противоречащие нормам морали), деликвентное,
или противоправное (поступки противоречат
нормам права, кроме уголовного), и преступное,
или криминальное (человек преступает
нормы уголовного законодательства). Истоки
девиантного поведения, по мнению И.В.
Дубровиной - трудновоспитуемость и педагогическая
или социально-культурная запущенность.
Трудновоспитуемость -невосприимчивость
к положительному социальному опыту, это
следствие педагогической запущенности,
которую определяют как длительное неблагоприятное
для развития состояние личности ребенка,
связанное с недостаточным, противоречивым
или негативным воздействием микросреды,
преломленным через внешние условия.
И.А.
Невский выделил следующие стадии
развития асоциального поведения [79]:
- неодобряемое
поведение (эпизодические шалости,
озорство);
- порицаемое
поведение (связанное с более
систематическим осуждением со стороны
воспитателей);
- девиантное
поведение (нравственно отрицательные
проявления и проступки);
- деликвентное
(предпреступное ) поведение;
- преступное
поведение;
- деструктивное
поведение.
Я.И. Гилинский
под девиацией понимает:
- поступки,
действия человека, не соответствующие
официально установленным или
фактически сложившимся в данном обществе
нормам;
- социальное
явление, выражающееся в относительно
распространенных, массовых формах
человеческой деятельности, не соответствующих
официально установленным или
же фактически сложившимся в данном
обществе нормам.