Особенности девиантного поведения в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 03:59, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить девиантное поведение в подростковой среде.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 64.94 Кб (Скачать документ)

     В профилактике девиантного поведения  несовершеннолетних в школе можно  выделить следующие существенные принципы:

     - формирование противопоточных установок;

     - систематичность и преемственность  в пропаганде здорового образа  жизни;

     - учет психологических особенностей  разных возрастных групп учащихся;

     - единство эмоционального и содержательного  аспекта пропаганды здорового  образа жизни;

     - организация досуга и общественная  активность несовершеннолетних.

     Социальный  контроль должен предусматривать усилия ближайшего социального окружения, направленные на предотвращение девиантного  поведения, наказание девиантов, их исправление или корректировку  поведения, мотивации, ценностной структуры.

     Слово «девиантный», или «трудный», в школе  повторяют постоянно. И причин этому  много: трудное время, трудные семьи, трудные дети. Сегодня все больше обращают внимание на кризисное состояние  общества, кризис семьи как социального  института, низкий уровень гуманизации  обучения и воспитания.

     Путь  профилактики трудного подростничества  и юношества, возможность решения  проблемы естественными психологическими и педагогическими средствами представляется наиболее гуманным и рациональным.

     В решении этой проблемы существует и  обратная сторона: в последнее время  стало традицией «сбрасывать» педагогические проблемы на психологическую службу. Решить заявленную проблему один психолог не сможет, т. к. ученик является одновременно представителем различных микрогрупп, где существуют «свои» установки, правила, модели поведения, традиции и т. д. Нужны  усилия и других квалифицированных  специалистов, педагогов, родителей, чтобы  каждый внес определенный вклад в  решение общих задач.

     Часто детей, нарушающих общепринятые нормы  жизнедеятельности общества, называют педагогически запущенными подростками. Психолого-педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности, невоспитанности ребёнка, отставании его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванных психологическими и педагогическими причинами  и подвергающихся коррекции психолого-педагогическими  средствами.

     В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния  отрицательные установки могут: носить поверхностный легкоустранимый  характер; укорениться и требовать  длительного и настойчивого перевоспитания; дополняться вторичными, третичными недостатками.

     В связи с этим возникает проблема ранней профилактики антиобщественного  поведения, которая должна начинаться с предупреждения психолого-педагогической запущенности.

     Условиями успешного устранения психолого-педагогической запущенности являются: овладение системой знаний о причинах, признаках и  проявлении психолого-педагогической запущенности; овладение методикой  её диагностики и профилактики на основе преемственности и взаимодействия; создание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и взаимной требовательности между педагогами и родителями, общего фона положительных взаимоотношений  в семьях психолого-педагогически  запущенных детей, коллективах школ.

     Профилактика  должна быть в первую очередь направлена на гуманизацию педагогического  процесса, развитие общей культуры и культуры общения, эмпатического понимания как основы диалога с трудными учениками, безоценочного личностного и оптимистического отношения к ним педагогов.

     В этот процесс должно быть включено все окружение «трудного» подротска. И важное значение здесь имеет  психокоррекционная работа.

     Если  исходить из того, что девианты –  люди с «неадекватной социализацией», т. е. те, кто недостаточно усвоил ценности и социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе – семье, то первостепенное значение имеет работа с семьей такого ребенка.

     Известно, что к индивиду с «отклоняющемся»  поведением могут применяться различные  формы и методы воздействия. Но гораздо  сложнее работать с семьей девиантного  ребенка. В процессе общественного  развития выработался определенный опыт работы с такими семьями. В частности, социальный контроль может осуществляться не только педагогическим коллективом  или практическим психологом, но и  правовыми органами, которые используют принудительные меры. Кроме этого  возможно участие разнообразных  социальных институтов и организаций, где за отклоняющееся поведение  предусмотрены экономические или  организационные санкции. Другой действенной  мерой является формирование общественного  мнения.

     Следует отметить, что в последнее время  определенную роль начинают играть средства массовой информации. В противовес тем передачам, фильмам, где пропагандируется жестокость, аморальные формы поведения, сегодня все больше появляется программ с позитивным развитием сюжета, реальные истории, в которых герои совершают  социально одобряемые действия и  которые являют собой образец  для подражания. Все это также  выполняет профилактическую роль и  определяет возможные пути социального  контроля и коррекционного воздействия.

     Толкотт Парсонс проанализировал три инструмента социального контроля. Таковыми, по его мнению, являются: изоляция – применяется с целью отлучения девианта от других людей, она даже не предусматривает попытки реабилитации; обособление – ограничение контактов девианта с другими людьми, при этом он не полностью изолирован от общества, что позволяет девиантам досрочно получить свободу, когда они готовы следовать нормам общества; реабилитация – девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и осуществлению своих ролей в обществе.

     Превентивные  мероприятия неправомерно рассматривать  лишь с позиции социального контроля, хотя он, безусловно, не утрачивает своего значения и уместен в том случае, когда речь идет о нейтрализации прямых десоциализируюших влияний, т. е. в случае, когда имеют место социальные отклонения уголовно наказуемого, криминального характера как в поведении самой личности, так и среди ее ближайшего социального окружения.

     В связи с этим негативное влияние, испытываемое индивидом со стороны ближайшего социального окружения, согласно С. А. Беличевой, можно разделить на прямые и косвенные десоциализирующие влияния.

     Прямые  десоциализирующие влияния оказываются  со стороны ближайшего окружения, которое  прямо демонстрирует образцы  девиантного поведения, когда действуют  социально деструктивные нормы  и ценности, групповые предписания, внешние поведенческие регуляторы, направленные на формирование личности девиантного типа.

     Косвенные десоциализирующие влияния социальной среды могут быть обусловлены  разнообразными факторами социально-психологического, психолого-педагогического, социально-педагогического  характера. Таким образом, предупреждение десоциализации предполагает не только нейтрализацию прямых десоциализирующих  влияний социальной среды, но и создание воспитывающей среды в различных  коллективах. В частности, речь идет о школьных, внешкольных, семейных, досуговых и т. п. коллективах. Следует  заботиться о том, чтобы эти коллективы стали предпочитаемой средой общения  и деятельности с высокой референтной  значимостью в глазах младших  членов коллектива и тем самым  в полной мере могли выполнять  свои функции ведущих институтов социализации.

     Правомерно  отметить, что раннюю профилактику следует рассматривать не столько  с позиций социального контроля, сколько с позиций превентивного  процесса десоциализации и управления процессом социализации детей, подростков, юношей, что заключается в нейтрализации как прямых, так и косвенных десоциализирующих влияний, а также в осуществлении мер коррекционно-воспитательной деятельности и социально- психологической реабилитации.

     У нас в стране имеются свои традиции превентивной теории и практики. Так, в 30-е годы особенно успешно развивалось  социально-педагогическое направление  социальной и коррекционно-реабилитационной работы, представленное такими талантливыми педагогами, как В. Н. Сорока-Росинский, А. С. Макаренко и С. Т. Шацкий. В  своей блестящей опытно-экспериментальной  работе они, по сути дела, заложили и  развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социальной работы с детьми и подростками, в том числе и трудными, где  важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда [5, с.90]. При этом С. Т. Шацкий создавал такую  среду в открытом социуме по месту  жительства, а В. Н. Сорока-Росинский  и А. С. Макаренко – в замкнутом  социуме детской колонии. Использование  имеющегося опыт позволит в совокупности с новыми технологиями, методами профилактической и коррекционной деятельности добиться желаемого результата и создать  условия для полноценного развития личности.

     Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает  выявление, устранение и нейтрализацию  причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью  этого подхода является система  социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом  для устранения или минимизации  причин девиантного поведения.

     Так, отсутствие целевой информации о  последствиях, например, употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних (да и взрослых людей тоже), которые  их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика - это  личное дело каждого, а привлечь можно  лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового Закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.

     Не  менее важная в нашем обществе проблема – профилактика алкоголизма, а также информирование подростков о тяжелых социальных и психоневрологических последствиях пьянства и алкоголизма. Отсутствие профилактической работы, например, с будущими родителями, ведет  к увеличению количества детей, родившихся с тяжелыми физическими и психологическими нарушениями, так как несовершеннолетние, особенно юная мать, не знают элементарные правила поведения во время беременности и не придерживаются жесткого запрета  на принятие в это время алкогольных  напитков.

     Среди основных направлений проведения профилактики девиантного поведения особое место, наряду с информационным и социально-профилактическим подходами, занимает медико-биологический  подход. Его сущность состоит в  предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными  мерами лечебно-профилактического  характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, то есть патологией на биологическом  уровне.

     Известно, что вменяемый человек при  помощи своих волевых качеств, моральных  норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у  человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих  психофизиологических особенностей, может  нарушить существующие морально-правовые нормы, это состояние субъекта рассматривается  как невменяемость. Очень важно  вовремя распознать у подростка  различные патологические нарушения  психики, которые могут привести к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским  лечением, дополненным воспитательным воздействием со стороны социального  педагога.

     Следующий подход – социально педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности человека с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых  качеств личности.

     «…Система в высочайшей степени саморегулирующаяся, восстанавливающаяся и даже совершенствующаяся», - так определял человека академик И. П. Павлов. Сознательный человек –  гражданин – это тот, кто обладает развитой способностью владеть своими побуждениями, поступками во имя нравственных целей и никогда не допустит нарушений  закона. Вот почему у подрастающего  поколения следует формировать  следующие волевые черты его  поведения:

     - быть хозяином своего слова  и дела;

Информация о работе Особенности девиантного поведения в подростковой среде