Особенности девиантного поведения в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 03:59, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить девиантное поведение в подростковой среде.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 64.94 Кб (Скачать документ)

     - тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам,  наносящим вред обществу;

     - концентрировать усилия на главном,  наиболее важном в настоящее  время; 

     - ставить перед собой продуманные  и не противоречащие праву  цели, подчиняя им мимолетные  влечения.

     Воля  всегда проявляется в деятельности сознательной и целенаправленно  регулируемой. Тут и оценка сложившейся  ситуации, и отбор путей достижения цели, и борьба мотивов, и принятие решений, и его исполнение. Все  это оказывает прямое влияние  на правомерность поведения, на его  нравственную ценность.

     Для того, чтобы воспитать человека, умеющего разумно использовать предоставленные  ему обществом прав и свободы, нужно научить его властвовать  над самим собой. «Легко основать порядок в обществе, подчинив каждого  его члена определенным правилам. Легко воспитать слепца, который, не протестуя, подчинялся бы поводырю или Корану. Насколько же труднее  освободить человека, научить его  властвовать над собой. Что значит освободить? Если я в пустыне освобожу человека, который никуда не стремится, чего будет стоить его свобода? Свобода  существует лишь для кого-то, кто  стремится куда-то. Освободить человека в пустыне – значит возбудить  в нем жажду и указать путь к колодцу, только тогда его действия обретут смысл. Бессмысленно освобождать  камень, если не существует силы тяжести: потому что освобожденный камень не сдвинется с места». – эти слова принадлежат известному французскому писателю Антуану де Сент–Экзюпери.

     Быть  свободным – значит обладать развитой волей, не случайно у людей (особенно у подростков), допускающих аморальные выходки, проступки и преступления, отсутствуют сформированные волевые  качества. Эти дефекты обычно возникают  в раннем школьном возрасте и уже  затем, закрепившись, выступают как  отрицательные волевые черты  характера, проявляющиеся в той  или иной мере в поступках и  действиях. По результатам анкетирования  подростков – правонарушителей, были выявлены следующие отрицательные  волевые черты характера:

     - нерешительность;

     - отсутствие настойчивости, при  проведении в жизнь принятого  решения;

     - несформированность независимости  и самостоятельного поведения;

     - безынициативность;

     - упрямство;

     - невыдержанность.

     Наличие этих черт свидетельствует о том, что совершение противоправного  деяния у подростков обусловлено  слабостью воли. Любая сложившаяся  конфликтная ситуация и даже кратковременное  отрицательное воздействие становятся для таких подростков теми препятствиями, которые они не могут преодолеть, не нарушая нравственных и правовых норм. В каждом конкретном случае мы имеем неповторимое сочетание черт, качеств, свойств личности и мотивов  ее общественно опасного поведения. Но в каждой индивидуальности всегда есть что-то общее, типичное, определяющее факт отклонения от социальной нормы. Знание этого общего и типичного  в духовном мире может оказать  помощь воспитателю. Влияя на эмоциональную, волевую, рациональную стороны духовного  мира подростка, нужно помнить, что  основа его положительных черт –  это правильно сформированное мировоззрение. Именно в подростковом и юношеском  возрасте складываются в виде системы  более или менее устойчивые представления  об окружающем мире, об общественных требованиях, выраженных в правовых и моральных нормах. Молодой человек, освоивший эти нормы, становится последовательным в выборе положительных целей и планов, сознательно противопоставляя свои поступки, свой образ мыслей и усвоенную систему ценностей чуждым обществу представлениям, взглядам и действиям, он может лучше разобраться в сложных жизненных ситуациях, увидеть общественную значимость своих поступков и никогда не преступать рамок, установленных общественными нормами.

     Существует  еще один подход, связанный с применением  санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение. «Чтоб другим неповадно было», - гласит народная мудрость. Однако весь мировой  опыт свидетельствует о неэффективности  только жестких санкций со стороны  общества, поэтому наказание следует  рассматривать лишь как вспомогательное  средство, главное же - выявление  и устранение причин социальных отклонений.

     Мудрая  китайская пословица гласит: «Бывает  только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». В воспитании нет безвыходных положений, нет  и неисправимых людей, которых можно  считать «окончательно испорченными». Преступление совершает тот, кто  имеет серьезные дефекты в  духовном мире и поведении, причем ликвидировать  их – сложнейшая задача, требующая  порой длительных усилий.

 

Заключение

     Чтобы бороться с ростом девиантного поведения  среди детей и подростков, требуются  подходы, сочетающие работу на индивидуальном уровне с мерами, предпринимаемыми на организационном уровне школы, внешкольных  спортивных, культурно-досуговых и  других учреждений. Требуются меры, предпринимаемые на общесоциальном уровне, чтобы создать такой социальный климат, в котором признается вся  серьезность подросткового девиантного поведения.

     Проблема  подросткового девиантного поведения  имеет психологические, педагогические, социальные, юридические и др. аспекты. Несмотря на все предпринимаемые  сегодня государственные меры, воспитательный потенциал семьи недостаточно подкрепляется  позитивными тенденциями в духовно-нравственном развитии и воспитании детей в  общественной сфере.

     Резко сократилось производство детских  и юношеских художественных и  мультипликационных фильмов; разрушена  сеть детских специализированных кинотеатров; цены на детские книжные издания  чрезмерно высоки; такое мощное средство нравственного воздействия на подрастающее поколение, как телевидение, далеко не полностью использует свои художественно-эстетические возможности в этом направлении. Серьезного внимания по-прежнему требует  повышение педагогической и психологической  культуры родителей. Решение этих конкретных организационных задач позволит создать условия для выполнения важнейшей функции – предупреждение и коррекцию неблагоприятных  явлений социальной дезадаптации подрастающего поколения.

     Правозащитная деятельность социальных работников в  системе пенитенциарных учреждений в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно  связаны с общими тенденциями  развития социального обслуживания. 

 

Список  литературы

     1.Алексеев Б.А., Горчанова  Л.Т. Трудные дети и спорт (О творческом подходе к воспитанию  школьников) // Физическая культура в школе-2009 г., -№8.-50с.

     2.Алмазов Б.Н. Психическая средовая   дезадаптация несовершеннолетних-М.6 «Наука», 2009 г., 150 с.

     3.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития 3-е изд.-Казань.: Центр  инновационных  технологий, 2009 г., 608 с.

     4.Андриаади И.П. Воспитание личности и особенности ее формирования процессе занятий физической культуры и спортом. - М.: ГЦОЛИ ФК.2009 г., 212 с.

     5.Арифова Е.К. Роль семьи в предупреждении  асоциального  и антисоциального поведения учащихся // семья в системе  правонарушений среди детей школьного возраста: Тез.  Всесоюз. Науч.- прак. конф.- М., 2009 г., -70с.

     6.Беличева С.а. Основы превентивной психологии. – М., Социальное здоровье России ,2010 г., 199 с.

     7.Белкин А.С. Алкоголь: скрытая угроза/ Нравственность. Здоровье. Семья.- Екатеренбург.-2009 г.,123 с.

     8.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Издательство «Питер», 2006 г., 352 с. 8.Вострокнутов Н..В. Типология делинкветного поведения детей подростков: социально—средовые, эмоциально-личностные и психопатологические факторы риска /Независимая ассоциация детских психиатров и психологов и др.-М.: «Наука», 2007 г.,- 183с.

     9.Галузинский  В.М. Индивидуальный подход в  воспитании учащихся. - Киев: Радянская  школа, 2009 г., 133с.

     10.Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.  Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005 г.,  240 с.

     11.Дармодехин С.В. Семья как объект государственной политики. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания. 2005 г., 206 с.

     12.Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков: Пособие для психологов, педагогов , психосоциальных и социальных работников/ Под. Ред. С.А.Беличевой.-М.: Ред. изд. Центр Консорциума «Социальное здоровье России»,2009 г.,183 с.

     13.Димов В.Д. Проблемы девиантного поведения российской молодежи// Вестник московского университета. Сер.18 Социология и политология ,2009 г., №3.-90с.

     14.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М.: ТЦ «Сфера», 2006 г., 160 с.

     15.Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб.: «Питер», 2007 г., 336 с.

     16.Плоткин М.М., Камаева Г.И. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением. М.: «Наука», 2007 г., 310 с.

     17.Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей. М.: «Аспект-Пресс», 2006 г.. 190 с.

     18.Сайганова С.Л. Высокий забор и цветы на подоконнике. М.: «Наука», 2006 г., 204 с.

     19.Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков. М.: «Аспект-Пресс», 2005 г.. 177 с.

     20.Смелзер Н. Социология: пер. с англ.  М.: «Феникс», 2005 г., 688 с.

     21.Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. И доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006 г.,  336 с.

     22.Тадевосян Э.В. Социология. Учебное пособие.  М.: «Знание», 2005 г., 272 с.

     23.Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: «Прометей», 2005 г., 511 с.

     24.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005 г., 432с.

     25.Численность, состав и движение населения в 2002 году: Статистический сборник. Издательский центр Комгосстата РТ, 2005 г., 141 с.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1.Различные  подходы к проблеме  управления поведением…………....5

2.Понятие  психологии девиантного  поведения…………………………..6

3.Основные  психологические,  биологические и  социологические  подходы к исследованию  девиантного поведения……………………………………..9

4.Личность  подростка и девиантное  поведение………………………….16

5.Социально-  педагогическая, психологическая  профилактика девиантного  поведения у подростков……………………………………………………...22

Заключение…………………………………………………………………....32

Список  литературы…………………………………………………………..33

Информация о работе Особенности девиантного поведения в подростковой среде