Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 10:18, курсовая работа

Описание

в работе решались следующие задачи:
1. В ходе теоретического анализа изучить отечественные и зарубежные подходы к исследованию эмоций у детей дошкольного возраста.
2. Описать развитие эмоций детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах.
3. Раскрыть особенности эмоций у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основы развития эмоций у детей дошкольного возраста
1.1. Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов……………………………………………… 5
1.2. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах ……………………………………………………. 13
1.3. Особенности развития эмоций у детей дошкольного возраста …... 19
Выводы по главе 1 ………………………………………………………….. 23
Заключение ………………………………………………………………….. 24
Список литературы ……………………………………………………….. 25

Работа состоит из  1 файл

курсовик по эмоциям.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение …………………………………………………………………….        3

Глава 1. Основы развития эмоций у детей дошкольного  возраста

    1. Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов………………………………………………       5
    2. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах …………………………………………………….    13
    3. Особенности развития эмоций у детей дошкольного возраста  …...    19

Выводы по главе 1  …………………………………………………………..    23

Заключение  …………………………………………………………………..    24

Список литературы     ………………………………………………………..    25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Проблема развития эмоций является  одной из наиболее важных и  сложных проблем психологии и  педагогики, поскольку дает представление  не только об общих закономерностях  развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника.

     Развитие ребенка представляет  собой сложное, целостное образование,  которое тесно связано с развитием  эмоций. В значительной степени  эмоции  определяют эффективность  обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка.

    Как специфические субъективные переживания очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из феноменов его внутренней жизни. Можно сказать, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления легко обнаруживаются и довольно тонко понимаются.

     Эмоции – это постоянный спутник человека, оказывающий  влияние на все его мысли и деятельность. Эмоции имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности, отзывчивости.

    В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. По мере того, как ребенок растет и развивается, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости) он переходит к более сложной гамме чувств. Меняется и внешнее проявление эмоций. В дошкольном возрасте ребенок усваивает "язык чувств" - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений и т.п.

     Начало теоретической разработки и изучения эмоциональной сферы детей в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского, который высказал мысль о тесной связи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребёнка. Л.С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». 

      Среди современных исследований  обращает на себя внимание  система эмоционального развития  детей, построенная на основе работ отечественных психологов и педагогов. Н. Ежкова, автор этой системы, утверждает, что эмоции и деятельность ребенка очень тесно связаны. Так, на основе положительных эмоций развивается речь, движения, восприятие, память. Все положительные новообразования в развитие ребенка требуют позитивного подкрепления, для дальнейшего их усовершенствования,  отрицательные - негативного, для их устранения.

     В обосновании актуальности выбранной  темы, главным является то, что  формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.

     Исходя из выше изложенного  сформулирована тема исследования: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

     Цель – изучить особенности  эмоциональной сферы дошкольного  возраста.

     Объект – эмоциональная сфера  детей старшего дошкольного возраста.

     Предмет – компоненты эмоциональной  сферы и их структурные связи, специфичные для дошкольников.

     В соответствии с целью, объектом  и предметом исследования последовательно  в работе решались следующие  задачи:

  1. В ходе теоретического анализа изучить отечественные и зарубежные подходы к исследованию эмоций у детей дошкольного возраста.
  2. Описать развитие эмоций детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах.
  3. Раскрыть особенности эмоций у детей дошкольного возраста.

Глава 1. Основы развития эмоций у детей дошкольного возраста.

    1. Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
 

     В последние годы в системе  дошкольного воспитания и обучения  развитию эмоциональной сферы  часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование двух систем ― эмоциональной сферы и интеллекта могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы. [12,3]

      На протяжении многовековой истории  исследования эмоции пользовались  самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека. Однако в современной психологии интерес к ним стал гаснуть по мере того, как стали накапливаться неудачи в попытках отыскать достаточно тонкие и надежные средства для объективного их изучения. Внимание исследователей постепенно стало ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких как выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность. [3,2]

     При широкой трактовке эмоций их возникновение связывается с устойчивыми, обычными условиями существования, такими как отражение воздействия или предмета (эмоции выражают субъективное их значение), обострение потребностей (эмоции сигнализируют об этом субъекту) и т. п.      При узком понимании эмоций они рассматриваются как реакция на более специфические условия, такие как фрустрация потребности, невозможность адекватного поведения, конфликтность ситуации, непредвиденное развитие событий и др. [2,4]

    Определяя эмоции П.К.Анохин пишет:  «Эмоции - физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения» [1,339]

    «Эмоции — одна из важнейших  сторон психических процессов,  характеризующая переживание человеком  действительности. Эмоции представляют  интегральное выражение измененного  тонуса нервнопсихической деятельности, отражающееся на  всех сторонах психики и организма человека». [11,430]

     Эмоция есть отражение мозгом  человека и животных какой-либо  актуальной потребности (ее качества  и величины) и вероятности (возможности)  ее удовлетворения, которую мозг  оценивает на основе генетического  и ранее приобретенного индивидуального опыта. [17,20]

     Многогранность эмоций, их проявление  на различных уровнях отражения  и деятельности, сложные отношения  с предметным содержанием, способность  к слиянию и образованию сочетаний  исключают возможность простой линейной их классификации. Эмоции различаются по модальности (качеству), в частности — знаку, по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм (стенические-астенические), форме своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие-низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям (инстинктам), по предметному содержанию и направленности [3,20]

    Попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственное основание.      Так, Т. Браун в основу классификации положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные, т. е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. Рид строил классификацию на основании отношения к источнику действия. Все эмоции он делил на три группы: 1) которым свойственно механическое начало (инстинкты, привычки); 2) эмоции с животным началом (аппетит, желание, аффектации); 3) эмоции с рациональным началом (самолюбие, долг). И. Кант сводил все эмоции к двум группам, в основе которых лежала причина возникновения эмоций: эмоции сенсуальные и интеллектуальные. При этом аффекты и страсти он относил к волевой сфере. Г. Спенсер предлагал разделять чувства по признаку их возникновения и воспроизведения на четыре класса. К первому он отнес презентативные чувства (ощущения), возникающие непосредственно при действии внешних раздражителей. Ко второму классу - презентативно-репрезентативные, или простые эмоции. К третьему классу он отнес репрезентативные эмоции, вызываемые поэзией как раздражителем, не имеющим конкретного предметного воплощения. Наконец, к четвертому классу Спенсер отнес высшие, отвлеченные, эмоции, образующиеся без помощи внешнего раздражителя абстрактным путем (например, чувство справедливости). [7,132]

     К. Изард называет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.

С его  точки зрения, базовые эмоции должны обладать следующими обязательными  характеристиками:

1)  имеют  отчетливые и специфические нервные  субстраты;

2)  проявляются  при помощи выразительной и  специфической конфигурации мышечных  движений лица (мимики);

3)  влекут  за собой отчетливое и специфическое  переживание, которое осознается  человеком;

4)  возникли  в результате эволюционно-биологических  процессов;

5)  оказывают  организующее и мотивирующее  влияние на человека, служат его  адаптации. [7,138]

     Как правильно указывает П. В. Симонов, ни одна из предложенных классификаций не получила широкого признания и не сохранилась в качестве эффективного инструмента дальнейших поисков и уточнений. Это объясняется тем, что все эти классификации были построены на неверной теоретической основе или вовсе без нее. Взамен Симонов П.В. предлагает собственную классификацию эмоций, разработанную «с учетом их зависимости от величины потребности и размеров дефицита или прироста прагматической информации.  Классификации будут подлежать эмоции, которые в сознании людей предстают в качестве “ценных” переживаний.

  • Альтруистические эмоции. Возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.
  • Коммуникативные эмоции. Возникают на основе потребности в общении как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости.
  • Глорические эмоции. Связаны с потребностью в славе. [5,36]
  • Праксические эмоции, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения (по Якобсону).
  • Пугнические эмоции. Происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.
  • Романтические эмоции.
  • Гностические эмоции, связанные  с потребностью в “когнитивной гармонии.
  • Эстетические эмоции являются отражением потребности человека в гармонии с окружающим, которая представляет собой соответствие в чувстве красоты. [5,39]
  • Гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.
  • Акизитивные эмоции. Возникают в связи с интересом к накоплению, “коллекционированию” вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. [5,39]

Информация о работе Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста