Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 10:18, курсовая работа
в работе решались следующие задачи:
1. В ходе теоретического анализа изучить отечественные и зарубежные подходы к исследованию эмоций у детей дошкольного возраста.
2. Описать развитие эмоций детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах.
3. Раскрыть особенности эмоций у детей дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основы развития эмоций у детей дошкольного возраста
1.1. Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов……………………………………………… 5
1.2. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах ……………………………………………………. 13
1.3. Особенности развития эмоций у детей дошкольного возраста …... 19
Выводы по главе 1 ………………………………………………………….. 23
Заключение ………………………………………………………………….. 24
Список литературы ……………………………………………………….. 25
Содержание:
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Основы развития эмоций у детей дошкольного возраста
Выводы по главе 1 ………………………………………………………….. 23
Заключение ………………………………………………………………….. 24
Список литературы
………………………………………………………..
25
Введение
Проблема развития эмоций
Развитие ребенка представляет
собой сложное, целостное
Как специфические субъективные переживания очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из феноменов его внутренней жизни. Можно сказать, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления легко обнаруживаются и довольно тонко понимаются.
Эмоции – это постоянный спутник человека, оказывающий влияние на все его мысли и деятельность. Эмоции имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности, отзывчивости.
В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. По мере того, как ребенок растет и развивается, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости) он переходит к более сложной гамме чувств. Меняется и внешнее проявление эмоций. В дошкольном возрасте ребенок усваивает "язык чувств" - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений и т.п.
Начало теоретической разработки и изучения эмоциональной сферы детей в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского, который высказал мысль о тесной связи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребёнка. Л.С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка».
Среди современных
В обосновании актуальности
Исходя из выше изложенного
сформулирована тема
Цель – изучить особенности
эмоциональной сферы
Объект – эмоциональная сфера
детей старшего дошкольного
Предмет – компоненты
В соответствии с целью,
Глава 1. Основы развития эмоций у детей дошкольного возраста.
В последние годы в системе
дошкольного воспитания и
На протяжении многовековой
При широкой трактовке эмоций их возникновение связывается с устойчивыми, обычными условиями существования, такими как отражение воздействия или предмета (эмоции выражают субъективное их значение), обострение потребностей (эмоции сигнализируют об этом субъекту) и т. п. При узком понимании эмоций они рассматриваются как реакция на более специфические условия, такие как фрустрация потребности, невозможность адекватного поведения, конфликтность ситуации, непредвиденное развитие событий и др. [2,4]
Определяя эмоции П.К.Анохин пишет: «Эмоции - физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения» [1,339]
«Эмоции — одна из важнейших
сторон психических процессов,
характеризующая переживание
Эмоция есть отражение мозгом
человека и животных какой-
Многогранность эмоций, их проявление
на различных уровнях
Попытки дать универсальные классификации
эмоций предпринимали многие ученые, и
каждый из них выдвигал для этого собственное
основание. Так, Т. Браун
в основу классификации положил временной
признак, разделив эмоции на непосредственные,
т. е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные
и проспективные. Рид строил классификацию
на основании отношения к источнику действия.
Все эмоции он делил на три группы: 1) которым
свойственно механическое начало (инстинкты,
привычки); 2) эмоции с животным началом
(аппетит, желание, аффектации); 3) эмоции
с рациональным началом (самолюбие, долг).
И. Кант сводил все эмоции к двум группам,
в основе которых лежала причина возникновения
эмоций: эмоции сенсуальные и интеллектуальные.
При этом аффекты и страсти он относил
к волевой сфере. Г. Спенсер предлагал
разделять чувства по признаку их возникновения
и воспроизведения на четыре класса. К
первому он отнес презентативные чувства
(ощущения), возникающие непосредственно
при действии внешних раздражителей. Ко
второму классу - презентативно-
К. Изард называет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.
С его точки зрения, базовые эмоции должны обладать следующими обязательными характеристиками:
1) имеют
отчетливые и специфические
2) проявляются
при помощи выразительной и
специфической конфигурации
3) влекут
за собой отчетливое и
4) возникли
в результате эволюционно-
5) оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации. [7,138]
Как правильно указывает П. В. Симонов, ни одна из предложенных классификаций не получила широкого признания и не сохранилась в качестве эффективного инструмента дальнейших поисков и уточнений. Это объясняется тем, что все эти классификации были построены на неверной теоретической основе или вовсе без нее. Взамен Симонов П.В. предлагает собственную классификацию эмоций, разработанную «с учетом их зависимости от величины потребности и размеров дефицита или прироста прагматической информации. Классификации будут подлежать эмоции, которые в сознании людей предстают в качестве “ценных” переживаний.
Информация о работе Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста