Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 10:18, курсовая работа

Описание

в работе решались следующие задачи:
1. В ходе теоретического анализа изучить отечественные и зарубежные подходы к исследованию эмоций у детей дошкольного возраста.
2. Описать развитие эмоций детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах.
3. Раскрыть особенности эмоций у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основы развития эмоций у детей дошкольного возраста
1.1. Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов……………………………………………… 5
1.2. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах ……………………………………………………. 13
1.3. Особенности развития эмоций у детей дошкольного возраста …... 19
Выводы по главе 1 ………………………………………………………….. 23
Заключение ………………………………………………………………….. 24
Список литературы ……………………………………………………….. 25

Работа состоит из  1 файл

курсовик по эмоциям.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

     Данная классификация эмоций  считается “открытой”, подразумевая, что число выделенных эмоциональных категорий при необходимости можно дополнять, не нарушая положенного в ее основу принципа.

     Вопрос о функциях является  ключевым и пронизывающим всю  психологию эмоций. Анализ взглядов  на природу эмоций, проведенный Н. Гротом позволяет заключить, что эмоции единодушно признаются выполняющими функцию оценки. Основной вывод, заключается в том, что эмоции не являются опосредствованным продуктом мотивационной значимости отражаемых предметов. Эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. [2,13]

     Способность эмоций нарушать  целенаправленную деятельность  легла в основу теорий, подчеркивающих  дезорганизационную функцию эмоций  Э. Клапареда.  Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется. Нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций.

     В литературе особо выделяются  две взаимодополняющие функции,  выполняемые эмоциями по отношению  к определенным психическим процессам,  т. е. представляющие собой частные случаи общего регулирующего их влияния. Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Первая функция, обсуждаемая под разными названиями: закрепления — торможения (П. К. Анохин) следообразования (Л. Н. Леонтьев), подкрепления (П. В. Симонов), указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция проявляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний. [2,15]

     Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В. Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело.

     Таким образом, эмоциональные  переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений. [2,16]

     Эмоции как сложные системные  психологические образования, составляющие  эмоциональную сферу личности, характеризуются многими параметрами: знаком (положительные или отрицательные) и модальностью (качеством), продолжительностью и интенсивностью (силой), подвижностью (быстрота смены эмоциональных состояний) и реактивностью (скорость возникновения, выраженность и адекватность эмоционального отклика на внешние и внутренние стимулы), а также степенью осознанности эмоций и степенью их произвольного контроля. [4,26]

     Характеризуя эмоции в чисто  феноменологическом, описательном плане, можно выделить такие их признаки: 1) представленность эмоций в сознании в форме непосредственных переживаний;

2) двойственный, психофизиологический характер  этих явлений; с одной стороны — аффективное волнение, с другой — его органические проявления; 3) ярко выраженная субъективная окраска эмоций, присущее им качество особой “интимности. [5,8]

     Эмоциям также присущ ряд свойств:

  • Универсальность. Это свойство эмоций выделил У. Мак-Дугалл. Оно в состоит в независимости эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают.
  • Динамичность эмоций заключается в фазовости их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении. На это свойство указывал В. Вундт в своей трехмерной схеме характеристики эмоций. Эмоциональное напряжение нарастает в ситуации ожидания: чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение.
  • Доминантность. Сильные эмоции обладают способностью подавлять противоположные себе эмоции, не допускать их в сознание человека. По существу об "этом свойстве писал А. Ф. Лазурский, обсуждая свойство взаимной согласованности чувствований: «Человек, у которого действие отдельных чувств достаточно между собой согласовано, всецело бывает охвачен известным настроением или эмоцией.». [10,272]
  • Суммация и «упрочение». Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего и их переживание в виде эмоций становится сильнее. Характерным для суммации эмоций является скрытость этого процесса: он происходит незаметно для человека, не отдающего себе отчета в том, на чем это основано. [7,56]
  • Адаптация. Эмоциям свойственно притупление, снижение остроты их переживаний при долгом повторении одних и тех же впечатлений. Как писал Н.Н. Ланге, «чувство выдыхается» По данным Вл. Витвицкого, адаптации подвержена и отрицательная эмоция, например, неудовольствие умеренной интенсивности, однако адаптации к боли не наступает;
  • Пристрастность (субъективность). В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.
  • Заразительность. Человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. [7,57]
  • Пластичность. Одна и та же по модальности эмоция может переживаться с различными оттенками (приятная или неприятная).
  • Удержание в памяти. Еще одним свойством эмоций считается их способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти - эмоциональный.
  • Иррадиация. Это свойство означает возможность распространения настроения (эмоционального фона) с обстоятельств, его первоначально вызвавших на все, что человеком воспринимается.
  • Пepeнoc. Близким к иррадиации является свойство чувств переноситься на другие объекты.
  • Амбивалентность. Это свойство выражается в том, что человек может одновременно переживать и положительное и отрицательное эмоциональное состояние. [7,58]

    Эмоциональные отношения играют огромную роль в  жизни человека. Социологические  исследования, проведенные в нашей  стране и за рубежом, продемонстрировали, что стабильные эмоциональные отношения  постоянно занимают верхние места  в иерархии ценностей. [4,30]

    Таким образом, мы рассмотрели подходы  к изучению эмоций отечественных  и зарубежных исследователей.

    1. Развитие эмоций в онтогенезе
 

     Важность изучение возрастных  особенностей эмоциональной сферы  детей определяется тем, что  имеется тесная связь эмоционального и интеллектуального развития. Е. И. Янкина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития. У детей с эмоциональными нарушениями преобладают такие отрицательные эмоции, как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них имеется высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Уровень развития интеллекта у них соответствует средним значениям по тесту Векслера. Отсюда возникает задача контроля за эмоциональным развитием детей и при необходимости применения психокоррекционных программ.

     Эмоции появляются у человека  еще до его рождения. К. В.  Шулейкиной выявлено, что эмоциональные  реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже у пяти-шестимесячного человеческого плода.[7,391]

          Развитие эмоций в онтогенезе  проходит ряд стадий в соответствии  с общими закономерностями развития  психики. До года ребенок выражает  эмоции при помощи крика, который имеет определенную эмоциональную окраску. У новорожденного крик негативно интонирован. С 2–3 месяцев ребенок способен эмоционально реагировать на эмоциональное состояние матери. С 4–5 месяцев появляются эмоционально окрашенные движения, с 5–б месяцев – радость, с 7–8 месяцев – спокойное состояние неудовольствия.           К концу первого года ребенок способен утешать расстроенную мать. На втором году жизни у малыша формируется эмоциональная реакция на похвалу, отрицательные эмоции выражаются не только криком. В этом возрасте ребенок легко перенимает отрицательное эмоциональное состояние другого человека.

          Французский психолог Т. Рибо  филогенез чувств характеризовал  следующими этапами:

1-й этап  — протоплазматический (досознательный), где чувства выражаются лишь  изменениями раздражимости тканей;

2-й этап  — потребностный с появлений  первых признаков переживания  удовольствия и неудовольствия;

3-й этап  — примитивных эмоций органического  характера типа боли, гнева, полового чувства;

4-й этап  — абстрактных эмоций человека (моральные, этические, эстетические  и интеллектуальные эмоции).

В индивидуальном развитии человека, в онтогенезе эмоций также можно проследить четыре этапа.

     Новорожденный — преобладают инстинкты, прежде всего самосохранения и пищевой.

    Младенчество — органические  чувствования удовольствия-неудовольствия, приятного-неприятного. Они основаны  на переработке экстеро- и интерорецептивной  информации. Из этих чувствований  постепенно формируется отношение ребенка к близким.

     С 3-4 до 12-14 лет — постепенное  развитие корковых (эпикритических) эмоций. Вначале этого периода  преобладает связь эмоций с  органическими потребностями, и  лишь к концу этого периода  эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение с преобладанием уже корковой коррекции органических потребностей и влечений.

     Формирование высших эмоций, их  полное развитие достигается  лишь к 20-22 годам. Чувства становятся  подвластными интеллектуальной  проработке и разуму. В этот период человек в достаточной степени может подавлять и внешние проявления эмоций. [13,39]

     Новорожденный раньше всего переживает  отрицательные эмоции, которые проявляются  плачем и криком в ответ  на неблагоприятные воздействия  внешней и внутренней среды: холод, спазмы пустого желудка, вздутие кишечника. Выражение лица, похожее на улыбку, можно заметить у ребенка с первых дней жизни, но эта улыбка рефлекторная. Лишь через несколько недель улыбка начинает возникать на различные события внешнего мира, но она еще не дифференцирована и возникает на самые различные стимулы. Затем, примерно в 2,5 месяца, появляется социальная улыбка, т.е. — улыбка, обращенная к другому человеческому лицу. С этого времени ребенок уже требует социальных контактов. В возрасте 3-4 месяцев при встрече с взрослыми улыбка сопровождается общей двигательной реакцией — "комплексом оживления".

     К концу первого года отношения  ребенка с окружающим миром  становятся более избирательными. На новое, яркое и необычное  явление ребенок начинает показывать эмоциональную реакцию удивления.[14,24]

     В период от 2 до 6 лет эмоции носят бурный, но нестойкий характер, ребенок быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому; его легко испугать, рассердить, но легко и заинтересовать, вызвать удовольствие и радость.

     Ребенок трехлетнего возраста действует под влиянием возникших в данный момент чувств и желаний, которые неустойчивы, но очень сильны. К концу третьего года жизни появляется чувство юмора.

     Также у детей 3 лет появляется гордость за свои достижения. Об этом свидетельствует М. И. Лисина. Дети стремятся продемонстрировать свои успехи взрослому.

    В то же время Т. В. Гуськова  и М. Г. Елагина отмечают, что  незаслуженная похвала вызывает  у детей 2 - 3 лет смущение, неловкость. [7,400]

     В период от 2 до 4 лет у ребенка начинают формироваться моральные переживания – «что такое хорошо и что такое плохо». [13,35]

     Пятилетний ребенок способен воспроизвести переживания других людей и связать их с определенными действиями, что проявляется в ролевых играх. В этом возрасте дети очень рады совместной деятельности с родителями, способны резко реагировать на разлад в семье, ссоры. У детей может возникнуть чувство ревности, гордости и самоуважения, появляется эгоизм.      Крайне выражены в этом возрасте чувства удивления и любознательности. Начинается становление и социальных эмоций – переживания ребенком своего отношения к окружающим людям, которые формируются в системе межличностных отношений. [13,39]

  В этом возрасте двух – трех лет дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения». Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта.

  Одно  из условий уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

  Основными чертами ребенка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

     В 2-3 года появляются социальные  формы гнева - ревность и зависть.

     По данным Ю. А. Макаренко,  в возрасте 2-3 лет дети могут  изображать эмоции, подбирают мимические средства для выражения радости, гнева, отвращения, огорчения, удивления, стыда. [7,400]

Информация о работе Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста