Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 10:18, курсовая работа
в работе решались следующие задачи:
1. В ходе теоретического анализа изучить отечественные и зарубежные подходы к исследованию эмоций у детей дошкольного возраста.
2. Описать развитие эмоций детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах.
3. Раскрыть особенности эмоций у детей дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основы развития эмоций у детей дошкольного возраста
1.1. Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов……………………………………………… 5
1.2. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах ……………………………………………………. 13
1.3. Особенности развития эмоций у детей дошкольного возраста …... 19
Выводы по главе 1 ………………………………………………………….. 23
Заключение ………………………………………………………………….. 24
Список литературы ……………………………………………………….. 25
В 3-4 г в эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В 4 – 5 л у детей зависимость
внимания от эмоциональной
В 5 – 6 л старший дошкольник
способен различать весь
К интеллектуальным чувствам можно отнести:
К эстетическим чувствам можно отнести:
К моральным чувствам можно отнести:
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. [19,28]
В 6 – 7 л у ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы. [19,30]
Таким образом, К. Изард, Ю.
А. Макаренко и другие
В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоциональной экспрессии в качестве средства общения обнаружили увеличение с возрастом контроля выражения отрицательных эмоций и неизменность его в отношении положительных эмоций.
С другой стороны, с возрастом улучшается распознавание эмоций по выражению лица. Это показали венгерские ученые Ф. Ленард и Э. Форраи-Банлаки, изучавшие это умение у учащихся 7-17 лет. [7,392]
С возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях. Увеличивается количество понятий, в которых осмысливаются эмоции (расширяется «словарь эмоций»), что происходит за счет дифференциации первоначальных обобщенных понятий «приятное-неприятное». Границы эмоциональных понятий становятся более четкими. [7,399]
Таким образом, можно выделить
основные направления в
– усложняется содержание эмоциональной сферы, импрессивная сторона эмоций и чувств;
– формируется
общий эмоциональный фон
– становится
иной экспрессивная сторона эмоций
и чувств ребенка -дошкольника.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.
С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он уже способен не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в общепринятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя о своих переживаниях окружающих, воздействуя на них.
Но
дошкольники все еще остаются
непосредственными и
Для
практического психолога
Эмоциональная
сфера является важной составляющей
в развитии дошкольников так как
никакое общение, взаимодействие не
будет эффективным, если его участники
не способны, во-первых, «читать» эмоциональное
состояние другого, а во-вторых, управлять
своими эмоциями. Понимание своих эмоций
и чувств также является важным моментом
в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте,
распознавание и передача эмоций — достаточно
сложный процесс, требующий от ребенка
определенных знаний, определенного уровня
развития.
Исследования психологов
показали, что дети старшего дошкольного
возраста в целом способны правильно воспринимать
эмоциональное состояние человека (95%
опрошенных детей 5–7 лет в целом правильно
определяют эмоции других людей). При этом
дети достаточно легко отличают радость,
восхищение, веселье и затрудняются в
распознавании грусти. [9,89]
Дети прежде всего обращают
внимание на выражение лица, не
придавая значения пантомимике
(позе, жестам). Таким образом, даже
старшие дошкольники имеют
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или в младшей группе после завершения адаптационного периода): дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение». И конечно же, они с огромным удовольствием выполняют практические задания, играют. [9,1]
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Назовем основные направления психического развития в дошкольном детстве. [18,87]
Во-первых, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Ребенок научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Во-вторых, расширяется сфера деятельности ребенка. От общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. Малыш начинает играть, рисовать, конструировать, выполнять трудовые поручения. Одновременно он осваивает цели и мотивы этих видов деятельности, у него формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.).
В-третьих, в этот период
В эмоциях и чувствах
Для маленького ребенка
Другое направление в развитии чувств связано с изменением их динамики и содержания, когда чувства становятся устойчивыми, приобретают большую глубину, формируются высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные. Так у дошкольника появляется сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости. Ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, жесты, позу. Более понятными для детей оказываются базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страдание и т.д.), а не их оттенки. Дошкольники способны сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния. Развитию эмоций и чувств способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение со взрослыми и сверстниками. [8,89]
Таким образом, подводя итог вышесказанного
можно сделать вывод о том, что пят - семь
лет - это возраст, когда ребенок начинает
осознавать себя среди других людей, когда
он отбирает позицию, из которой будет
исходить при выборе поведения. Эту позицию
могут строить добрые чувства, понимание
необходимости вести себя так, а не иначе,
связанные с этим совесть и чувство долга.
Ребенок шестого года жизни не так наивен,
неопытен, непосредственен, как это кажется,
его чувства опережают разум. Но при этом
он уже занял определенную позицию по
отношению к взрослым, к пониманию того,
как надо жить и чему следовать. Внутреннее
отношение ребенка к людям, к жизни - это,
прежде всего, результат влияния взрослых,
его воспитывающих.
Выводы
к главе 1
На основании проделанной
Эмоциональное развитие
Таким образом, одна из
Необходимо использовать специально организуемые разные виды детской деятельности. Создание в этой деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт ребенка, - все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Важнейшим результатом такой целенаправленной, определенным образом организованной деятельности является улучшение эмоционального климата в отношениях детей с взрослыми, со сверстниками, а также обогащение, расширение и коррекция (в случаях необходимости) эмоционального опыта дошкольника.
Информация о работе Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста