Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:59, курсовая работа
Актуальность исследования. Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди обязаны взаимодействовать [Г.М. Андреева, 1996; А.А. Бодалёва, 1996]. Общение позволяет организовывать учебную и общественную деятельность студентов и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.
ВВЕДЕНИЕ..…………........................................................................................
ГЛАВА 1.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК……......
1.1. Роль эмоций в общении…………………………………………...
1.2. Социально-психологические установки личности
в общении …………………….……….……………….….............
1.3. Особенности коммуникативных установок
студентов-психологов…………………………………………….
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………………….
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………..
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ
И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
психологии и психофизиологии
____________________
ШАБАЛИНА
Светлана Владимировна
ОСОБЕННОСТИ
КОММУНИКАТИВНОЙ
УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Курсовая работа
(II курс,
гр. П-71)
Научный
руководитель: к. п. н., доц. Сычёва Т.Ю.
Новосибирск-2009
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ..…………................ ГЛАВА 1.ГЛАВА 1. 1.1. Роль эмоций в общении…………………………………………... 1.2. Социально-психологические установки личности в
общении …………………….……….……………….…. 1.3. Особенности коммуникативных установок студентов-психологов………………… ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………………… ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ………….. ГЛАВА 4. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………… |
3 5 5 8 13 15 18 21 25 27 28 29 30 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
исследования. Человеческое общество
немыслимо вне общения. Общение выступает
необходимым условием бытия людей, без
которого невозможно полноценное формирование
не только отдельных психических функций,
процессов и свойств человека, но и личности
в целом. Реальность и необходимость общения
определена совместной деятельностью:
чтобы жить люди обязаны взаимодействовать [Г.М.
Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому студент ВУЗа должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества [Г.М. Андреева, 1987]. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда взаимодействующие люди компетентны [Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и др., 1996].
Таким образом, формирование коммуникативных способностей студентов является актуальной проблемой социальной педагогики и психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного студента, так и для общества в целом.
Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативных способностей.
Цель исследования заключается в выявлении коммуникативных установок студентов-психологов, а также изучении их влияния на межличностное взаимодействие.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Выявить коммуникативные установки, преобладающие в среде студентов-психологов.
2. Определить уровень коммуникативной толерантности.
3. Проанализировать взаимосвязь эмоциональной сферы и коммуникативной деятельности.
Объект исследования – социально-психологические установки.
Предмет исследования – коммуникативные установки студентов-психо-логов.
В процессе исследования была сформулирована и проверялась следующая гипотеза: коммуникативная установка взаимосвязана с эмоциональным интеллектом и социально-психологическими установками.
Методы
исследования. Психодиагностическое
тестирование, математическая обработка
данных. Тестирование осуществлялось
с использованием следующих методик: методика
диагностики коммуникативной установки
В.В. Бойко, методика социально-психологических
установок личности в мотивационно-потребностной
сфере О.Ф. Потёмкиной, методика диагностики
«эмоционального интеллекта» Н. Холла.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
УСТАНОВОК
1.1. Роль
эмоций в общении
Эмоции – уникальное творение живой природы, наиболее универсально реализованное в человеке [С.Ю. Головин, 1998]. Они устроены так, что оказались на линии слияния двух миров – материального и идеального, обеспечивая преобразование разных видов энергий, воздействующих на индивида, в психическую энергию и обратно.
Согласованность потребностей и эмоций обнаруживается уже в первые секунды жизни человека. Родившись на свет, ребёнок делает вдох и тут же раз-
даётся плач – символ жизни. Так прозаически начинают действовать генетические программы эмоционального поведения. С этого момента эмоции будут неотступно сопровождать жизнедеятельность индивида – от первой до последней секунды бытия, постепенно усложняясь и становясь разнообразнее.
С помощью эмоций, точнее объединённой на их основе психической энергии, индивид вступает в контакт с окружающей действительностью. Теперь он с увеличенной силой удовлетворяет свои потребности, реализует потенциалы, воплощает планы и идеи, то есть воздействует на среду [А.А. Бодалёва, 1996].
Преобладание
позитивно или негативно
В.В. Бойко [1996] отмечает, что стереотип эмоционального поведения – это совокупность устойчивых характеристик эмоций, которыми человек чаще всего отвечает на внешние и внутренние значимые для него воздействия в соответствии со своей природой, состоянием здоровья и воспитанием.
Стереотип эмоционального поведения отражает специфику эмоций, харак-
терных данной личности. У одного человека во многих ситуациях преобладают положительные эмоции, у другого – отрицательные, для кого-то характерны яркие и сильные эмоции, а у кого-то они слабые, невыразительные или неопределённые, люди различаются репертуаром эмоций – у одних он многообразный, у других – ограниченный. Стереотип предопределяет выразительность телодвижений и особенности «выхода» энергий вовне.
Выделяют функциональный и дисфункциональный стереотипы поведения.
Функциональный стереотип эмоционального поведения оказывает благотворное влияние на личность. С его помощью осуществляется выход энергий (как положительных, так и отрицательных) вовне. Дисфункциональный стереотип состоит из устойчивых и специфических для личности эмоций, однако он не способствует достижению физического и психологического комфорта. Дисфункциональный стереотип лишь отчасти или очень плохо обеспечивает «выход» энергий вовне; либо одни эмоциональные энергии с его помощью разряжаются, а другие под его влиянием тут же возникают или накапливаются и наносят вред организму [В.В. Бойко, 1996].
На стереотип эмоционального поведения, как отмечает автор [1996], в той ли иной степени, оказывает влияние социальная сфера, воспитание и более широко – жизненные обстоятельства, сформировавшие личность. Часто мы сознательно или по привычке демонстрируем те или иные эмоции не потому, что они полезны, выводят энергию вовне, а потому что они желательным образом действуют на партнёров. Эмоции позволяют нам сокращать или увеличивать дистанцию в общении, добиваться исполнения своих потребностей, располагать к себе, наказывать или поощрять по своему желанию.
Мы воздействуем на определённых людей определённым образом. Память сохраняет ситуации, при которых «эмоциональная заготовка» даёт нужный эффект, запомнились сила и форма воспроизводимого эмоционально-энергетического сигнала. Мышление, всякий раз проанализировав ситуацию (более или менее успешно), при необходимости «включает» воспроизведение «эмоциональной заготовки» – таков механизм эмоциональной инграммы, то есть внутренней записи эмоций [В.В. Бойко, 1996]. В повседневной жизни мы столь часто используем инграммы, что подлинным переживаниям почти не остаётся места. Особенно редко переживаются эмоции положительного спектра – подлинная радость, восторг, умиление, благоговение, нежность.
Коммуникативные качества личности существенно зависят от того, какой у неё эмоционально-энергетический контур. Внутренний контур хуже других способствует распространению информации, заключённой в эмоциях. Кроме того, вибрация энергий во внутреннем контуре доставляет массу проблем здоровью личности. Эмоции, не нашедшие выхода вовне, становятся причиной психической и соматической дезорганизации организма, весьма вероятна концентрация энергии сдерживаемых и подавляемых эмоций в тех или иных частях тела, в конкретных органах, включая мозг и мышцы [В.В. Бойко, 1996].
Каждый
из нас способен выдавать любые эмоционально-
Таким
образом, эмоции играют важную роль в формировании
коммуникативной деятельности, они сильно
притягивают или же наоборот отталкивают
партнёров. Одним словом, перед человеком
возникает непростая задача – осознать
своё энергетическое поле. Более того,
надо научиться наблюдать и контролировать
психическую энергию в процессе коммуникации.
1.2. Социально-психологические
установки личности
в общении
Рассмотрение
социально-психологических
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие и понимание другого человека [С.Ю. Головин, 1998]. Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:
Информация о работе Особенности коммуникативной установки студентов-психологов