Особенности коммуникативной установки студентов-психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:59, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди обязаны взаимодействовать [Г.М. Андреева, 1996; А.А. Бодалёва, 1996]. Общение позволяет организовывать учебную и общественную деятельность студентов и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..…………........................................................................................
ГЛАВА 1.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК……......
1.1. Роль эмоций в общении…………………………………………...
1.2. Социально-психологические установки личности
в общении …………………….……….……………….….............
1.3. Особенности коммуникативных установок
студентов-психологов…………………………………………….
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………………….
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………..
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 89.41 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

Кафедра психологии и психофизиологии 
 
 
 

____________________ 
 
 
 

ШАБАЛИНА Светлана Владимировна 
 
 

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ  УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 

Курсовая  работа

(II курс, гр. П-71) 
 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель: к. п. н., доц. Сычёва Т.Ю. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск-2009 
СОДЕРЖАНИЕ 

стр.

ВВЕДЕНИЕ..…………........................................................................................

      ГЛАВА 1.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК……......

    1.1. Роль эмоций в общении…………………………………………...

    1.2. Социально-психологические установки личности

       в общении …………………….……….……………….….............

    1.3. Особенности коммуникативных установок

       студентов-психологов…………………………………………….

ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ

      ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………………….

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………..

ГЛАВА 4. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

          ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..………

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………. 

3 

5

5 

8 

13 

15

18 

21

25

27

28

29

30

 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность  исследования. Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди обязаны взаимодействовать [Г.М. Андреева, 1996; А.А. Бодалёва, 1996]. Общение позволяет организовывать учебную и общественную деятельность студентов и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

    Человек с момента рождения общается с  другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений  материального мира, оказываются  беспомощными в области межличностных  отношений, поэтому студент ВУЗа должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества [Г.М. Андреева, 1987]. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда взаимодействующие люди компетентны [Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и др., 1996].

    Таким образом, формирование коммуникативных способностей студентов является актуальной проблемой социальной педагогики и психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного студента, так и для общества в целом.

    Реализация  личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативных способностей.

    Цель исследования заключается в выявлении коммуникативных установок студентов-психологов, а также изучении их влияния на межличностное взаимодействие.

    Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Выявить коммуникативные установки, преобладающие в среде студентов-психологов.

  2. Определить уровень коммуникативной толерантности.

  3. Проанализировать взаимосвязь эмоциональной сферы и коммуникативной деятельности.

    Объект  исследования – социально-психологические установки.

    Предмет исследования –  коммуникативные установки студентов-психо-логов.

    В процессе исследования была сформулирована и проверялась следующая гипотеза: коммуникативная установка взаимосвязана с эмоциональным интеллектом и социально-психологическими установками.

    Методы  исследования. Психодиагностическое тестирование, математическая обработка данных. Тестирование осуществлялось с использованием следующих методик: методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко, методика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потёмкиной, методика диагностики «эмоционального интеллекта» Н. Холла. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК 
 

1.1. Роль эмоций в общении 

    Эмоции  – уникальное творение живой природы, наиболее универсально реализованное  в человеке [С.Ю. Головин, 1998]. Они устроены так, что оказались на линии слияния двух миров – материального и идеального, обеспечивая преобразование разных видов энергий, воздействующих на индивида, в психическую энергию и обратно.

    Согласованность потребностей и эмоций обнаруживается уже в первые секунды жизни человека. Родившись на свет, ребёнок делает вдох и тут же раз-

даётся плач – символ жизни. Так прозаически начинают действовать генетические программы эмоционального поведения. С этого момента эмоции будут неотступно сопровождать жизнедеятельность индивида – от первой до последней секунды бытия, постепенно усложняясь и становясь разнообразнее.

    С помощью эмоций, точнее объединённой на их основе психической энергии, индивид вступает в контакт с окружающей действительностью. Теперь он с увеличенной силой удовлетворяет свои потребности, реализует потенциалы, воплощает планы и идеи, то есть воздействует на среду [А.А. Бодалёва, 1996].

    Преобладание  позитивно или негативно эмоционально окрашенных эпизодов, как известно, влияет на состояние личности, её коммуникативный стиль и характер взаимодействия с партнёрами. Важным в изучении влияния эмоций на коммуникативную деятельность является рассмотрение такого понятия как стереотип эмоционального поведения.

    В.В. Бойко [1996] отмечает, что стереотип эмоционального поведения – это совокупность устойчивых характеристик эмоций, которыми человек чаще всего отвечает на внешние и внутренние значимые для него воздействия в соответствии со своей природой, состоянием здоровья и воспитанием.

    Стереотип эмоционального поведения отражает специфику эмоций,  харак-

терных данной личности. У одного человека во многих ситуациях преобладают положительные эмоции, у другого – отрицательные, для кого-то характерны яркие и сильные эмоции, а у кого-то они слабые, невыразительные или неопределённые, люди различаются репертуаром эмоций – у одних он многообразный, у других – ограниченный. Стереотип предопределяет выразительность телодвижений и особенности «выхода» энергий вовне.

    Выделяют  функциональный и дисфункциональный стереотипы поведения.

Функциональный  стереотип эмоционального поведения оказывает благотворное влияние на личность. С его помощью осуществляется выход энергий (как положительных, так и отрицательных) вовне. Дисфункциональный стереотип состоит из устойчивых и специфических для личности эмоций, однако он не способствует достижению физического и психологического комфорта. Дисфункциональный стереотип лишь отчасти или очень плохо обеспечивает «выход» энергий вовне; либо одни эмоциональные энергии с его помощью разряжаются, а другие под его влиянием тут же возникают или накапливаются и наносят вред организму [В.В. Бойко, 1996].

    На стереотип эмоционального поведения, как отмечает автор [1996], в той ли иной степени, оказывает влияние социальная сфера, воспитание и более широко – жизненные обстоятельства, сформировавшие личность. Часто мы сознательно или по привычке демонстрируем те или иные эмоции не потому, что они полезны, выводят энергию вовне, а потому что они желательным образом действуют на партнёров. Эмоции позволяют нам сокращать или увеличивать дистанцию в общении, добиваться исполнения своих потребностей, располагать к себе, наказывать или поощрять по своему желанию.

    Мы  воздействуем на определённых людей определённым образом. Память сохраняет ситуации, при которых «эмоциональная заготовка» даёт нужный эффект, запомнились сила и форма воспроизводимого эмоционально-энергетического сигнала. Мышление, всякий раз проанализировав ситуацию (более или менее успешно), при необходимости «включает» воспроизведение «эмоциональной заготовки» – таков механизм эмоциональной инграммы, то есть внутренней записи эмоций [В.В. Бойко, 1996]. В повседневной жизни мы столь часто используем инграммы, что подлинным переживаниям почти не остаётся места. Особенно редко переживаются эмоции положительного спектра – подлинная радость, восторг, умиление, благоговение, нежность.

    Коммуникативные качества личности существенно зависят от того, какой у неё эмоционально-энергетический контур. Внутренний контур хуже других способствует распространению информации, заключённой в эмоциях. Кроме того, вибрация энергий во внутреннем контуре доставляет массу проблем здоровью личности. Эмоции, не нашедшие выхода вовне, становятся причиной психической и соматической дезорганизации организма, весьма вероятна концентрация энергии сдерживаемых и подавляемых эмоций в тех или иных частях тела, в конкретных органах, включая мозг и мышцы [В.В. Бойко, 1996].

    Каждый  из нас способен выдавать любые эмоционально-энергетические разряды – положительного, нейтрального и отрицательного действия. Какой именно произойдёт разряд, зависит от многих причин. Прежде всего от нашего физического и психического самочувствия: здоровый человек обычно оптимистичен, а недомогающий чаще всего непроизвольно проецирует раздражение и недовольство, вызывая тем самым дискомфорт у окружающих. Разрядка зависит от отношения личности к партнёрам: положительная, нейтральная или негативная позиция к людям вообще или к конкретным типам партнёров вызывает соответствующие эмоции в их адрес. Существенное значение имеет ситуация, в которой действует личность: положительная или отрицательная оценка обстоятельств действия сказывается на нашем эмоциональном состоянии. Перемены в эмоциональном балансе связаны также с нашим временным состоянием.

    Таким образом, эмоции играют важную роль в формировании коммуникативной деятельности, они сильно притягивают или же наоборот отталкивают партнёров. Одним словом, перед человеком возникает непростая задача – осознать своё энергетическое поле. Более того, надо научиться наблюдать и контролировать психическую энергию в процессе коммуникации. 
 

1.2. Социально-психологические установки личности в общении 

    Рассмотрение  социально-психологических установок  личности необходимо начать с определения понятия коммуникация или общения.

    Общение сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие и понимание другого человека               [С.Ю. Головин, 1998]. Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

Информация о работе Особенности коммуникативной установки студентов-психологов