Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:59, курсовая работа
Актуальность исследования. Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди обязаны взаимодействовать [Г.М. Андреева, 1996; А.А. Бодалёва, 1996]. Общение позволяет организовывать учебную и общественную деятельность студентов и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.
ВВЕДЕНИЕ..…………........................................................................................
ГЛАВА 1.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК……......
1.1. Роль эмоций в общении…………………………………………...
1.2. Социально-психологические установки личности
в общении …………………….……….……………….….............
1.3. Особенности коммуникативных установок
студентов-психологов…………………………………………….
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………………….
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………..
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………
В
ходе корреляционного анализа в
группе была выявлена положительная корреляционная
взаимосвязь «обоснованного негативизма»
с феноменом социально-психологических
установок – «результат», феноменами
эмоциональной сферы – «самомотивация»
и «эмпатия» [Таблица 2].
Таблица 2
Взаимосвязь
уровня «обоснованного
негативизма» с социально-психологическими
установками и эмоциональной
сферой
Rs | p | |
Обоснованный негативизм и результат | 0,36 | ≤0,03 |
Обоснованный негативизм и самомотивация | 0,36 | ≤0,03 |
Обоснованный негативизм и эмпатия | 0,34 | ≤0,04 |
Условные
обозначения: Rs – коэффициент
корреляции Спирмена; p – уровень ошибки
первого рода.
Это свидетельствует о склонности личности демонстрировать весьма выраженную жестокость – завуалированную или открытую, а иногда и ту и другую одновременно, в случае если она не довольна результатом своей деятельности, не способна реализовать собственные мотивы и желания. Результат для таких людей является одним из самых важных целей в жизни, которого они стремятся достичь вопреки суете, помехам и неудачам, таким образом, неудовлетворение потребностей приводит к проявлению данной формы жестокости.
Взаимосвязь «обоснованного негативизма» и «эмпатии» проявляется в том, что после проявлении негативизма у человека может возникнуть чувство вины и сопереживания перед личностью, так как причиной негативизма порой является не сама личность, а второстепенные обстоятельства. Кроме того, данная взаимосвязь может проявляться, когда личность может стать свидетелем конфликта между двумя людьми, один из которых проявляет негативизм. В этом случае он сопереживает одному из них, в то время как при непосредственном проявлении жестокости не замечает её за собой.
В группе респондентов выявлена отрицательная корреляционная связь «брюзжания» с «альтруизмом» и «умением управлять собственными эмоциями» [Таблица 3].
Таблица 3
Взаимосвязь уровня «брюзжания» с социально-психологическими
установками
и эмоциональной
сферой личности
Rs | p | |
Брюзжание и альтруизм | -0,36 | ≤0,03 |
Брюзжание и умение управлять собственными эмоциями | -0,39 | ≤0,02 |
Условные
обозначения: Rs – коэффициент
корреляции Спирмена; p – уровень ошибки
первого рода.
Взаимосвязь
«брюзжания» с «альтруизмом»
может свидетельствовать о
Связь «брюзжания» с «умением управлять собственными эмоциями» отражает склонность личности делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнёрами и в наблюдении за социальной действительностью, не контролируя при этом своих чувств и эмоций, а, следовательно, и происходящее вокруг.
В
группе респондентов обнаружена положительная
корреляционная связь «негативного
личного опыта» с феноменом эмоциональной
сферы – «умение распознавать эмоции
других людей» (Rs = 0,35, при p ≤ 0,04). Данный
компонент установки – «негативный личный
опыт» показывает, в какой мере личности
везло в жизни на ближайший круг знакомых
и партнёров по совместной деятельности.
Таким образом, ранее полученный опыт
поведения с людьми личность способна
перекладывать на новые ситуации и тем
самым распознавать эмоции других. Важно
отметить, что чем длительнее совместная
деятельность, тем легче понять своего
партнёра, его поведение и реальные эмоции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выраженная негативная коммуникативная установка неблагоприятно сказывается на самочувствии партнёров. Энергетику негативной коммуникативной установки невозможно скрыть от сенсорных систем партнёра. Проблемы появятся даже в том случае, если личность старается тщательно маскировать свой негативный настрой по отношению к окружающим. Дело в том, что когда она заставляет себя сдерживаться, быть корректной, возникает постоянное напряжение. С точки зрения этики, возможно, всё обстоит безукоризненно, однако расплачиваться за это приходится высокой психологической ценой: рано или поздно состояние напряжения приведёт к стрессу, нервному срыву, не исключено, что разрядка время от времени происходит за пределами работы – в семье, в общении с приятелями или в общественных местах.
В ходе данного исследования были сделаны следующие выводы:
1. На основе теоретического анализа выявлено, что коммуникативная установка складывается у личности под влиянием всего опыта общения, знаний и оценок большинства людей, с которыми ей довелось встречаться в разных сферах – в быту, на работе, в общественных местах.
2. Коммуникативные качества личности существенно зависят от того, какой у неё эмоционально-энергетический контур. Преобладание позитивно или негативно эмоционально окрашенных эпизодов, как известно, влияет на состояние личности, её коммуникативный стиль и характер взаимодействия с партнёрами.
3. У студентов-психологов выявлено преобладание негативной коммуникативной установки, а именно таких её компонентов как: завуалированная и открытая жестокость, а также обоснованный негативизм;
4. Уровень коммуникативной толерантности студентов-психологов в среднем равен 50,8 балла, что свидетельствует о склонности проявлять нетерпимость, недовольство, а иногда и агрессию к партнёрам по общению.
5. Обнаружена взаимосвязь коммуникативной установки с такими компонентами «эмоционального интеллекта» личности как: «самомотивация», «умение
распознавать эмоции других людей» и «эмпатия».
6. Обнаружена взаимосвязь коммуникативной установки с такими компонентами социально-психологических установок как: «эгоизм», «власть», «результат» и «альтруизм».
Таким
образом, доказана связь коммуникативной
установки с социально-
Наличие
выраженной негативной установки, а
также низкого уровня коммуникативной
толерантности исследуемых студентов-психологов
может быть связано с возрастными особенностями.
Для данного возраста характерно очень
яркое, а иногда и бурное проявление эмоций,
частые перепады настроения. Всё это может
быть следствием недовольства, нетерпимости
и агрессивности к партнёрам по общению.
Однако это лишь предположение, и для его
доказательства нами планируется проведение
исследований в среде студентов-психологов
старших возрастных групп, а также в среде
практикующих психологов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. Л.: Медиа, 1949. 560 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996. 376 с.
3. Андреева Г.М. Психология общения. М.: Прогресс, 1987. 348 с.
4. Белокрылова Г.М., Донцов А.И. Психологические возможности улучшения общения. М.: Прогресс, 1999. 266 с.
5. Бодалёва А.А. Психологическое общение. М.: Институт практической психологии, 1996. 256 с.
6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 472 с.
7. Вердербер К., Вердербер Р. Психология общения. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2005. 320 с.
7. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: Прогресс, 1998. 570 с.
8. Дергач А.А. Социальная психология. М.: Академия, 2000. 600 с.
9. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Психологические возможности улучшения общения. М.: Прогресс, 1996. 268 с.
11. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998. 224 с.
12. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: ИПРАН, 1998. 62 с.
13.
Потёмкина О.Ф.
14. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Ваклер, 2001. 656 с.
15. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БАХРАХ-М, 2001. 672 с.
16. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2001. 350 с.
17. Холл Н. Магия коммуникации. Использование структуры и значения языка. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 352 с.
Информация о работе Особенности коммуникативной установки студентов-психологов