Особенности коммуникативной установки студентов-психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:59, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди обязаны взаимодействовать [Г.М. Андреева, 1996; А.А. Бодалёва, 1996]. Общение позволяет организовывать учебную и общественную деятельность студентов и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..…………........................................................................................
ГЛАВА 1.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК……......
1.1. Роль эмоций в общении…………………………………………...
1.2. Социально-психологические установки личности
в общении …………………….……….……………….….............
1.3. Особенности коммуникативных установок
студентов-психологов…………………………………………….
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………………….
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………..
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 89.41 Кб (Скачать документ)

    В ходе корреляционного анализа в  группе была выявлена положительная корреляционная взаимосвязь «обоснованного негативизма» с феноменом социально-психологических установок – «результат», феноменами эмоциональной сферы – «самомотивация» и «эмпатия» [Таблица 2]. 

Таблица 2

Взаимосвязь уровня «обоснованного негативизма» с социально-психологическими установками и эмоциональной сферой 

  Rs p
Обоснованный негативизм и результат 0,36 ≤0,03
Обоснованный  негативизм и самомотивация 0,36 ≤0,03
Обоснованный  негативизм и эмпатия 0,34 ≤0,04

    Условные  обозначения: Rs – коэффициент корреляции Спирмена; p – уровень ошибки первого рода. 

    Это свидетельствует о склонности личности демонстрировать весьма выраженную жестокость – завуалированную или открытую, а иногда и ту и другую одновременно, в случае если она не довольна результатом своей деятельности, не способна реализовать собственные мотивы и желания. Результат для таких людей является одним из самых важных целей в жизни, которого они стремятся достичь вопреки суете, помехам и неудачам, таким образом, неудовлетворение потребностей приводит к проявлению данной формы жестокости.

    Взаимосвязь «обоснованного негативизма» и «эмпатии»  проявляется в том, что после  проявлении негативизма у человека может возникнуть чувство вины и сопереживания перед личностью, так как причиной негативизма порой является не сама личность, а второстепенные обстоятельства. Кроме того, данная взаимосвязь может проявляться, когда личность может стать свидетелем конфликта между двумя людьми, один из которых проявляет негативизм. В этом случае он сопереживает одному из них, в то время как при непосредственном проявлении жестокости не замечает её за собой.

    В группе респондентов выявлена отрицательная корреляционная связь «брюзжания» с «альтруизмом» и «умением управлять собственными эмоциями» [Таблица 3].

Таблица 3

Взаимосвязь уровня «брюзжания» с социально-психологическими

установками и эмоциональной  сферой личности  

  Rs p
Брюзжание и альтруизм -0,36 ≤0,03
Брюзжание и умение управлять собственными эмоциями -0,39 ≤0,02

    Условные  обозначения: Rs – коэффициент корреляции Спирмена; p – уровень ошибки первого рода. 

    Взаимосвязь «брюзжания» с «альтруизмом»  может свидетельствовать о склонности личности делать необоснованные обобщения  негативных фактов в области ориентации альтруистических ценностей в ущерб самому себе. Такие люди, как правило, не совершают альтруистических поступков, а если и совершают, то жалеют об этом, так как видят во всём лишь негативные факты.

    Связь «брюзжания» с «умением управлять  собственными эмоциями» отражает склонность личности делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнёрами и в наблюдении за социальной действительностью, не контролируя при этом своих чувств и эмоций, а, следовательно, и происходящее вокруг.

    В группе респондентов обнаружена положительная  корреляционная связь «негативного личного опыта» с феноменом эмоциональной сферы – «умение распознавать эмоции других людей» (R= 0,35, при p ≤ 0,04). Данный компонент установки – «негативный личный опыт» показывает, в какой мере личности везло в жизни на ближайший круг знакомых и партнёров по совместной деятельности. Таким образом, ранее полученный опыт поведения с людьми личность способна перекладывать на новые ситуации и тем самым распознавать эмоции других. Важно отметить, что чем длительнее совместная деятельность, тем легче понять своего партнёра, его поведение и реальные эмоции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Выраженная  негативная коммуникативная установка  неблагоприятно сказывается на самочувствии партнёров. Энергетику негативной коммуникативной установки невозможно скрыть от сенсорных систем партнёра. Проблемы появятся даже в том случае, если личность старается тщательно маскировать свой негативный настрой по отношению к окружающим. Дело в том, что когда она заставляет себя сдерживаться, быть корректной, возникает постоянное напряжение. С точки зрения этики, возможно, всё обстоит безукоризненно, однако расплачиваться за это приходится высокой психологической ценой: рано или поздно состояние напряжения приведёт к стрессу, нервному срыву, не исключено, что разрядка время от времени происходит за пределами работы – в семье, в общении с приятелями или в общественных местах.

    В ходе данного исследования были сделаны  следующие выводы:

  1. На основе теоретического анализа выявлено, что коммуникативная установка складывается у личности под влиянием всего опыта общения, знаний и оценок большинства людей, с которыми ей довелось встречаться в разных сферах – в быту, на работе, в общественных местах.

  2. Коммуникативные качества личности существенно зависят от того, какой у неё эмоционально-энергетический контур. Преобладание позитивно или негативно эмоционально окрашенных эпизодов, как известно, влияет на состояние личности, её коммуникативный стиль и характер взаимодействия с партнёрами.

  3. У студентов-психологов выявлено преобладание негативной коммуникативной установки, а именно таких её компонентов как: завуалированная и открытая жестокость, а также обоснованный негативизм;

  4. Уровень коммуникативной толерантности студентов-психологов в среднем равен 50,8 балла, что свидетельствует о склонности проявлять нетерпимость, недовольство, а иногда и агрессию к партнёрам по общению.

  5. Обнаружена взаимосвязь коммуникативной установки с такими компонентами «эмоционального интеллекта» личности как:  «самомотивация», «умение

распознавать  эмоции других людей» и «эмпатия».

  6. Обнаружена взаимосвязь коммуникативной установки с такими компонентами социально-психологических установок как: «эгоизм», «власть», «результат» и «альтруизм».

  Таким образом, доказана связь коммуникативной  установки с социально-психологическими установками и «эмоциональным интеллектом».

    Наличие выраженной негативной установки, а  также низкого уровня коммуникативной толерантности исследуемых студентов-психологов может быть связано с возрастными особенностями. Для данного возраста характерно очень яркое, а иногда и бурное проявление эмоций, частые перепады настроения. Всё это может быть следствием недовольства, нетерпимости и агрессивности к партнёрам по общению. Однако это лишь предположение, и для его доказательства нами планируется проведение исследований в среде студентов-психологов старших возрастных групп, а также в среде практикующих психологов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

    1. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. Л.: Медиа, 1949. 560 с.

    2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996. 376 с.

    3. Андреева Г.М. Психология общения. М.: Прогресс, 1987. 348 с.

    4. Белокрылова Г.М., Донцов А.И. Психологические возможности улучшения общения. М.: Прогресс, 1999. 266 с.

    5. Бодалёва А.А. Психологическое общение. М.: Институт практической психологии, 1996. 256 с.

    6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 472 с.

    7. Вердербер К., Вердербер Р. Психология общения. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2005. 320 с.

    7. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: Прогресс, 1998. 570 с.

    8. Дергач А.А. Социальная психология. М.: Академия, 2000. 600 с.

    9. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Психологические возможности улучшения общения. М.: Прогресс, 1996. 268 с.

    11. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998. 224 с.

    12. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: ИПРАН, 1998. 62 с.

    13. Потёмкина О.Ф. Психологический  анализ рисунка и текста. СПб.: Речь, 2006. 524 с.

    14. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Ваклер, 2001. 656 с.

    15. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БАХРАХ-М, 2001. 672 с.

    16. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2001. 350 с.

    17. Холл Н. Магия коммуникации. Использование структуры и значения языка. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 352 с.

Информация о работе Особенности коммуникативной установки студентов-психологов