Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:59, курсовая работа
Актуальность исследования. Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди обязаны взаимодействовать [Г.М. Андреева, 1996; А.А. Бодалёва, 1996]. Общение позволяет организовывать учебную и общественную деятельность студентов и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.
ВВЕДЕНИЕ..…………........................................................................................
ГЛАВА 1.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК……......
1.1. Роль эмоций в общении…………………………………………...
1.2. Социально-психологические установки личности
в общении …………………….……….……………….….............
1.3. Особенности коммуникативных установок
студентов-психологов…………………………………………….
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………………….
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………..
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………
1) коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);
2) интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);
3) перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление взаимопонимания).
Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включённых в неё людей.
Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию [Г. Почепцов, 2001].
Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с её помощью передаётся смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации [Е.В. Клюев, 1998]. В речи реализуется и через неё посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования) [Н. Холл, 2004].
Визуальная (невербальная) коммуникация – передача информации посредством невербальных средств общения (жестов, мимики, телодвижений, цвета, пространственной среды и т.д.) [В.П. Морозов, 1998]. Визуальный облик за-
даётся временем и господствующими в этот период тенденциями. Спортивные тенденции нашего века диктуют образ делового человека. Чтобы человека не воспринимали отрицательно, он обязательно должен выдавать определённую информацию невербальным способом. По невербальному поведению партнёра, по коммуникации мы можем определить его установку на общение. Различают следующие установки: доминирование – равенство – подчинение; заинтересованность – незаинтересованность; официальность – доверительность; закрытость – открытость. Наиболее ярко эти установки проявляются в стиле приветствия: установка на превосходство – человек с такой установкой подаёт руку для приветствия ладонью вниз; установка на подчинение – ладонь вверх и так далее [К. Вердербер, Р. Вердербер, 2005].
Определившись с понятием общения, можно перейти к изучению коммуникативных установок личности, к исследованию влияния эмоций на межличностную коммуникацию.
Коммуникативная установка личности представляет собой готовность реагировать на те или иные типы партнёров по взаимодействию определённым образом, что обусловлено имеющимися у неё опытом общения, оценками и переживаниями их сущности, взглядов и поведения [В.В. Бойко, 1996].
Если сказать иначе, установка – клише реагирования, привычка отвечать заученным способом на знакомые жизненные ситуации, повторяющиеся социальные явления, часто встречающиеся типы людей.
Из приведённого определения видно, что установка – носитель психической энергии. Энергетическое напряжение обусловлено состоянием готовности реагировать, оно подобно пружине внутри нас, выжидающей своего момента действовать. Необходим лишь соответствующий раздражитель, роль которого чаще всего играет партнёр по взаимодействию, обладающий признаками известного типажа. Достаточно конкретному человеку появиться в поле нашего сознания, как мы его тут же соотносим с имеющимся в памяти типом и автоматически воспроизводим заготовленное клише реагирования.
Действие установок может быть либо оправданным и уместным, либо ошибочным и даже вредным. Какое значение имеют установки в повседневной коммуникации – они то способствуют, то препятствуют налаживанию и поддержанию контактов с партнёрами.
По мнению автора [1996] коммуникативные установки субъективны по своей природе, ибо основаны на знаниях, переживаниях, оценках и побуждениях самой личности. Субъективизм установок многократно увеличивается, когда знания личности о людях сомнительны или ложны, переживания опыта общения с партнёром неглубокие или поверхностные, оценки в адрес окружающих нейтральные или негативные, а побуждения выразить установку к ним осознанно маскируются или несознательно подавляются личностью. Но сама личность, как правило, ни о чём не догадывается: ни о наличии у себя определённых установок, ни тем более о степени их субъективности или объективности.
Оказавшись во власти своих установок, человек в значительной мере автоматически реагирует на партнёров, плохо дифференцируя их, воспринимая как бы по шаблону, не вникая в индивидуальность. Последствия очевидны: нарушается принцип субъектных отношений, притупляется внимание к сущности партнёра и его состояниям, ослабевает нравственная сторона общения.
Проявляя осознанно или бессознательно свои коммуникативные установки, личность направляет на партнёров концентрированный поток энергии – положительной или негативной [В.В. Бойко, 1996].
В повседневном взаимодействии важнейшую роль играет коммуникативная установка, по отношению к людям вообще. Она складывается у личности под влиянием всего опыта общения, знаний и оценок большинства людей, с которыми довелось встречаться в разных сферах – в быту, на работе, в общественных местах. Постепенно укрепляясь в сознании или на уровне подсознания, установка к людям всё отчетливее характеризует энергетический облик личности. Установка «управляет» восприятием конкретных участников совместной деятельности. Она бывает позитивной или негативной, реже – неопределённой. Позитивная установка к людям – готовность личности доброжелательно относиться к большинству окружающих. Она формируется под влиянием удачного, в основном, личного опыта взаимодействия с другими, вследствие положительных переживаний и оценок большинства жизненных эпизодов общения.
Негативная установка отражает готовность недоброжелательно относиться к большинству окружающих. Она формируется под влиянием неблагоприятного опыта человеческого взаимодействия, а также вследствие ярко выраженных эмоций отрицательного спектра [В.В. Бойко, 1996].
Следует рассмотреть и такое понятие как «коммуникативная толерантность», которая может свидетельствовать о психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции.
Коммуникативная
толерантность – это
Коммуникативная толерантность одна из важнейших и очень информативных чёрт человека. Она собирательна, поскольку в ней отражаются факторы его судьбы и воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления и, конечно, эмоциональный стереотип поведения.
Данная характеристика личности относится к стержневым, ибо в значи-
тельной мере определяет её жизненный путь и деятельность – положение в ближайшем окружении и на работе, продвижение в карьере и исполнение профессиональных обязанностей.
Человек,
обладающий высоким уровнем
Кроме того информационная и энергетическая напряжённость телодвижений способна достигать разной силы и определённым образом влиять на коммуникативную обстановку, оказывать благоприятное или неблагоприятное воздействие на партнёров. Чем чаще контакты, чем меньше дистанция в общении партнёров, тем значительнее энергетическое влияние их сигнальной экспрессии друг на друга. В.В. Бойко [1996] различает следующие формы экспрессии: мягкую, вязкую и жёсткую.
Мягкая экспрессия соответствует общепринятой норме, уместна в данных обстоятельствах и приемлема для окружающих, то есть обладает коммуникабельностью. Вязкая экспрессия отличается недостаточной информационно-энергетической нагрузкой и коммуникабельностью. Окружающие обычно испытывают затруднения с распознанием эмоций, выраженных в «вязкой» форме: соответствуют они или нет общепринятой норме и обстоятельствам, обладают или не обладают коммуникабельными свойствами. Жёсткая экспрессия сопряжена с информационно-энергетическими перегрузками и потому явно выходит за рамки общепринятых норм и приятных для окружающих значений.
По всей вероятности, каждая форма экспрессии ассоциируется с конкретным знаком энергетического воздействия на окружающих. Мягкая воспринимается как положительная энергия, вязкая – как нейтральная, жёсткая – как отрицательная.
1.3. Особенности коммуникативных установок
студентов-психологов
Повышенное внимание к подготовке профессиональных психологов в настоящее время во многом обусловлено потребностью современного общества продуктивно решать проблемы в сферах образования, производства, управленческого труда, бизнеса, во всех областях повседневной жизни. В связи с этим возрастают требования к качеству подготовки специалистов. Вместе с тем, в системе обучения психологических кадров ещё недостаточно учитываются объективные тенденции, свойственные развитию не только образования в целом, но также становлению личности и профессионала в разнообразных условиях жизнедеятельности. Одной из важных задач университетского образования, помимо передачи знаний и умений, является формирование базовых личностных и профессиональных качеств психологов, которые обеспечат им успех в будущей профессиональной деятельности.
Большинство
исследователей положительно решают вопрос
о наличии специальных
В настоящее время в психологии существуют разные подходы к выделению наиболее важных профессиональных и личностных качеств психологов. Так, А.А. Дергач [2000] отмечает, что специфические для профессии психолога особенности (качества) проявляются в сформированности всех компонентов психики профессионала – психических процессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют ему выполнять избранную деятельность.
Огромное значение в структуре ПВК придаётся коммуникативной компе-
тентности. Например, исследование, проведённое в МГУ, показало что, поскольку реализация профессиональной деятельности требует общения, не случайно коммуникативная компетентность приблизительно половиной всех испытуемых названа отличительным признаком хорошего психолога. Лишь одна четверть студентов назвали достоинством психолога интеллект, наличие глубоких знаний и т.п. Ещё меньшая часть респондентов отметила, что хорошему психологу должны быть свойственны развитое самосознание, высокая рефлексия и [Г.М. Белокрылова, А.И. Донцов, 1999].
Коммуникативная компетентность в сочетании с интеллектом и волей доминировали и в перечне качеств «типичного» психолога. В число десяти наиболее «популярных» качеств по оценкам всего контингента респондентов вошли следующие характеристики: талантливый, душевный, активный, сильный, открытый, доступный, включённый, демократичный, оптимист, радостный. По мнению авторов, подобный «психологический портрет» профессионального психолога отражает стереотипы массового сознания о свойствах подобных специалистов. Умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, напористость, способность добиться поставленной цели и эмоциональная стабильность – являются наиболее важными качествами, которые присущи психологам глазами их самих [Г.М. Белокрылова, А.И. Донцов, 1999].
Следует отметить, что во время обучения психологов в высших учебных заведениях процесс развития ПВК, как правило, происходит спонтанно. При этом имеются разные данные о проявлении тех или иных качеств и способностей. В настоящее время наибольшее количество изысканий по данной проблеме посвящены анализу развития эмпатии и толерантности как конкретных ПВК будущих психологов и педагогов.
Информация о работе Особенности коммуникативной установки студентов-психологов