Особенности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:36, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Теоретически обосновать и определить состояние сформированности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
§1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
§1.2. Особенности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
§1.3. Возрастные особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ
§2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
§2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Заключение
Литература
Приложение

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию 

ГОУ ВПО  «Красноярский государственный  педагогический университет им. В.П. Астафьева»

Институт  специальной педагогики

Кафедра коррекционной педагогики 
 
 

Курсовая  работа 

Тема: Особенности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 
 

Работу  выполнила:

 Студентка  2курса

заочной формы обучения

Специальности «специальная психология»

Крикунова О.П.

  
 
 
 

Красноярск, 2010 г.

Содержание

 
  Стр.
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 7
      §1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
7
      §1.2. Особенности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
17
                 §1.3.  Возрастные особенности развития памяти у детей       дошкольного возраста
20
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 25
    §2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
25
    §2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
27
Заключение 30
Литература 33
Приложение 35
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  исследования. Количество детей с нарушениями развития, в том числе нарушениями зрения, очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению. Именно поэтому необходимо изучать особенности их развития, и, в последствии, разрабатывать программы для их полноценного обучения и воспитания, для того, чтобы такой ребенок не чувствовал себя «изгоем», а чувствовал бы себя полноценным гражданином своего государства.

     Исследования  по тифлопсихологии и тифлопедагогике (Л.П. Григорьева, В.З. Денискина, М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, В.А. Ленина, Л.И. Плаксина, В.В. Рудакова, Т.Н. Свиридюк, Л.К. Солинева, Б.К. Тупоногов, В.А. Феоктистова, С.М. Хорош, Н.С. Царик и др.) показали, что зрительный дефект отрицательно сказывается на формировании познавательных процессов, обеспечивающих детям адекватное отражение мира. Хотя неполноценное зрение не обеспечивает детям точной и полной информации, они в основном полагаются на зрительную ориентацию и не стремятся использовать сохранные органы чувств, для обогащения и восполнения недостаточности чувственного опыта.

     Компенсация частичного дефекта в дошкольном возрасте, как и ври более глубоких нарушениях зрения и слепоте, связана с включением в сенсорные акты познания высших познавательных процессов, а также во многом зависит от активности самого ребёнка (Г.А. Буткина, Т.П. Свиридюк, Л.И. Солнцева и др.). При частичном дефекте процесс компенсации активно не развивается (P.M. Веские), поскольку дети не осознают особенностей своего зрительного восприятия. Это особенно четко проявляется при амблиопиии и косоглазии, когда дети, опираясь в своей деятельности на информацию, поступающую от нарушенного анализатора, не осознают этого дефекта и активно не включаются в его преодоление.

     В последнее время во многих странах  мира качественно и количественно  изменился состав контингента детей  с нарушениями зрения.  В ряде тифлопедагогических и тифлопсихологических исследований показано отрицательное влияние слепоты и слабовидения на развитие познавательной деятельности. Хочется отметить, что познавательная деятельность детей со зрительной патологией в настоящее время изучена еще недостаточно полно и всесторонне. Развитие познавательной деятельности детей с нарушениями зрения происходит по законам формирования психики детей с нормальным зрением, однако недостатки зрения изменяют его динамику и вносят некоторое своеобразие.

     Проблема  исследования. На сегодняшний день существует различное количество исследований по нашей проблеме, но при ее решении авторы используют разные подходы. 

     Объектом исследования является логическое запоминание у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Предметом исследования – особенности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

     Цель исследования: Теоретически обосновать и определить состояние сформированности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

     Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что особенности развития логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения имеет специфику, которая определяется наличием и характером зрительного нарушения.

     В соответствии с поставленной целью  и выдвинутой гипотезой, нам предстояло решить следующие задачи исследования:

    1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
    2. Определить состояние сформированности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
    3. Оформить результаты исследования.

     В соответствии с целью, гипотезой  и задачами исследования были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. К первым относятся:

    • Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
    • Изучение медицинской психолого-педагогической документации на детей.

Ко вторым:

    • Наблюдение;
    • Беседа;
    • Констатирующий эксперимент;
    • Количественная обработка результатов исследования.

     Организация исследования. Исследование проводилось  на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида № 218 для детей с нарушением зрения (IV вида) Советского района г. Красноярска. Экспериментальная группа состояла из 8 человек, в возрасте от 5 до 7 лет (старший дошкольный возраст), со следующими медицинскими диагнозами:  врожденная катаракта, интропия, амблиопия, косоглазие, гиперметропия, астигматизм.

     Структура курсовой работы. Работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 
 

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

§1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

     Слабовидящий  или слепой дошкольник, как и всякий ребенок, развивается, накапливает жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями он приспосабливается к жизни, готовится к ней. От родителей и педагогов зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько активно и творчески он сможет участвовать в жизни общества.

     Многочисленные  эксперименты опровергли утверждение  о наличии функциональных отличий мозга ребенка с дефектом органов зрения от мозга нормальновидящего ребенка.

     Но  все, же развитие слепых и слабовидящих детей несколько отличается от развития ребенка с нормальным зрением. Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.

     Периоды развития слепых и слабовидящих детей  не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительные по времени. Эта особенность развития детей с нарушением зрения обусловлена  тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания мира, которые  часто не свойственны нормальновидящим дошкольникам.

     Зная  эти особенности детей с дефектом зрения и их причины, нужно говорить о создании благоприятных условий  для их правильного развития как  в дошкольном образовательном учреждении, так и за его пределами с целью предотвращения возможных вторичных отклонений, так как известно, что при неправильной организации воспитания и обучения страдают познавательные процессы ребенка (такие, как восприятие, воображение, память, наглядно-образное мышление), наблюдаются отклонения в эмоциональном и интеллектуальном развитии, в развитии речи и моторики, что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности обучения. 
 Таким образом, правильное построение процесса обучения и воспитания как в детском саду, так и в семье, использование рационально подобранных методов и приемов, включение ребенка в полноценное общение, совместная деятельность и взаимопомощь педагогов и родителей в данном направлении позволит избежать подобных отклонений и значительно повысить уровень развития ребенка.

     Источником  знаний об окружающем являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения  органов чувств с различными признаками и свойствами предметов.

     Для ребенка особенно важно чувственное  познание, так как в отличие  от процесса познания у взрослого оно является пока единственным средством осмысления мира. Из всех способностей первыми формируются и совершенствуются чувства. Ребенок овладевает азами знаний о предмете как первой книгой жизни. [8, с.132]

     Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребенка функционировали нормально.

     При частичном зрительном поражении  наблюдается обедненность зрительных впечатлений. Недостатки в зрительной ориентации затрудняют накопление непосредственного  чувственного опыта и обедняют представления ребенка об окружающем мире, что нередко предопределяет и весь ход психофизического развития ребенка с нарушением зрения.

     Нарушения зрения у детей в дошкольном возрасте оказывают негативное влияние на формирование и развитие их познавательной деятельности, в том числе на зрительное восприятие и мыслительные процессы. Развитие мыслительных процессов ребенка с нарушением зрения зависит от хода развития его предметных действий. У слабовидящих детей, несмотря на неполноценное зрение, основным средством восприятия мира, как и у нормального видящего, является зрение.

     Одним из первых у детей со зрительной патологией отстает в развитии  восприятие, так как в процессе восприятия дети, как правило, опираются  на свое ослабленное зрение. Без  специального обучения бимануальное восприятие в развернутом виде не формируется , а следовательно, ребенок не получает той информации, которая необходима для формирования полноценных представлений. Опыты, проведенные в лаборатории А.В.Занкова, показали, что качество опознания объектов и их свойств, воспринятых только с помощью руки или только с помощью глаза, значительно проигрывает при сравнении с результатами опознания объектов, воспринятых комплексно.

     В исследованиях указывается и  на то, что нарушение механизмов восприятия сказывается на развитии несенсорных психических функций. Наблюдается более позднее, чем в норме, формирование операций анализа, синтеза и др.  

     Так, ограниченность информации, получаемой частично видящими и слабовидящими, обусловливает появление такой особенности их восприятия, как схематизм зрительного образа, его обедненность.

Информация о работе Особенности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения