Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:36, курсовая работа
Цель исследования: Теоретически обосновать и определить состояние сформированности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Введение
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
§1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
§1.2. Особенности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
§1.3. Возрастные особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ
§2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
§2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Заключение
Литература
Приложение
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
Институт специальной педагогики
Кафедра
коррекционной педагогики
Курсовая
работа
Тема: Особенности
логического запоминания у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением зрения
Работу выполнила:
Студентка 2курса
заочной формы обучения
Специальности «специальная психология»
Крикунова О.П.
Красноярск, 2010 г.
Стр. | |
Введение | 3 |
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования | 7 |
|
7 |
|
17 |
|
20 |
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ | 25 |
|
25 |
|
27 |
Заключение | 30 |
Литература | 33 |
Приложение | 35 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Количество детей с нарушениями развития, в том числе нарушениями зрения, очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению. Именно поэтому необходимо изучать особенности их развития, и, в последствии, разрабатывать программы для их полноценного обучения и воспитания, для того, чтобы такой ребенок не чувствовал себя «изгоем», а чувствовал бы себя полноценным гражданином своего государства.
Исследования
по тифлопсихологии и
Компенсация частичного дефекта в дошкольном возрасте, как и ври более глубоких нарушениях зрения и слепоте, связана с включением в сенсорные акты познания высших познавательных процессов, а также во многом зависит от активности самого ребёнка (Г.А. Буткина, Т.П. Свиридюк, Л.И. Солнцева и др.). При частичном дефекте процесс компенсации активно не развивается (P.M. Веские), поскольку дети не осознают особенностей своего зрительного восприятия. Это особенно четко проявляется при амблиопиии и косоглазии, когда дети, опираясь в своей деятельности на информацию, поступающую от нарушенного анализатора, не осознают этого дефекта и активно не включаются в его преодоление.
В
последнее время во многих странах
мира качественно и количественно
изменился состав контингента детей
с нарушениями зрения. В ряде
тифлопедагогических и
Проблема исследования. На сегодняшний день существует различное количество исследований по нашей проблеме, но при ее решении авторы используют разные подходы.
Объектом исследования является логическое запоминание у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Предметом исследования – особенности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Цель исследования: Теоретически обосновать и определить состояние сформированности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что особенности развития логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения имеет специфику, которая определяется наличием и характером зрительного нарушения.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, нам предстояло решить следующие задачи исследования:
В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. К первым относятся:
Ко вторым:
Организация исследования. Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида № 218 для детей с нарушением зрения (IV вида) Советского района г. Красноярска. Экспериментальная группа состояла из 8 человек, в возрасте от 5 до 7 лет (старший дошкольный возраст), со следующими медицинскими диагнозами: врожденная катаракта, интропия, амблиопия, косоглазие, гиперметропия, астигматизм.
Структура
курсовой работы. Работа состоит из
двух глав, заключения, списка литературы
и приложения.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
§1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Слабовидящий или слепой дошкольник, как и всякий ребенок, развивается, накапливает жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями он приспосабливается к жизни, готовится к ней. От родителей и педагогов зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько активно и творчески он сможет участвовать в жизни общества.
Многочисленные эксперименты опровергли утверждение о наличии функциональных отличий мозга ребенка с дефектом органов зрения от мозга нормальновидящего ребенка.
Но все, же развитие слепых и слабовидящих детей несколько отличается от развития ребенка с нормальным зрением. Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.
Периоды развития слепых и слабовидящих детей не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительные по времени. Эта особенность развития детей с нарушением зрения обусловлена тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания мира, которые часто не свойственны нормальновидящим дошкольникам.
Зная
эти особенности детей с
Таким образом, правильное построение
процесса обучения и воспитания как в
детском саду, так и в семье, использование
рационально подобранных методов и приемов,
включение ребенка в полноценное общение,
совместная деятельность и взаимопомощь
педагогов и родителей в данном направлении
позволит избежать подобных отклонений
и значительно повысить уровень развития
ребенка.
Источником знаний об окружающем являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов.
Для ребенка особенно важно чувственное познание, так как в отличие от процесса познания у взрослого оно является пока единственным средством осмысления мира. Из всех способностей первыми формируются и совершенствуются чувства. Ребенок овладевает азами знаний о предмете как первой книгой жизни. [8, с.132]
Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребенка функционировали нормально.
При частичном зрительном поражении наблюдается обедненность зрительных впечатлений. Недостатки в зрительной ориентации затрудняют накопление непосредственного чувственного опыта и обедняют представления ребенка об окружающем мире, что нередко предопределяет и весь ход психофизического развития ребенка с нарушением зрения.
Нарушения зрения у детей в дошкольном возрасте оказывают негативное влияние на формирование и развитие их познавательной деятельности, в том числе на зрительное восприятие и мыслительные процессы. Развитие мыслительных процессов ребенка с нарушением зрения зависит от хода развития его предметных действий. У слабовидящих детей, несмотря на неполноценное зрение, основным средством восприятия мира, как и у нормального видящего, является зрение.
Одним из первых у детей со зрительной патологией отстает в развитии восприятие, так как в процессе восприятия дети, как правило, опираются на свое ослабленное зрение. Без специального обучения бимануальное восприятие в развернутом виде не формируется , а следовательно, ребенок не получает той информации, которая необходима для формирования полноценных представлений. Опыты, проведенные в лаборатории А.В.Занкова, показали, что качество опознания объектов и их свойств, воспринятых только с помощью руки или только с помощью глаза, значительно проигрывает при сравнении с результатами опознания объектов, воспринятых комплексно.
В исследованиях указывается и на то, что нарушение механизмов восприятия сказывается на развитии несенсорных психических функций. Наблюдается более позднее, чем в норме, формирование операций анализа, синтеза и др.
Так, ограниченность информации, получаемой частично видящими и слабовидящими, обусловливает появление такой особенности их восприятия, как схематизм зрительного образа, его обедненность.