Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:36, курсовая работа
Цель исследования: Теоретически обосновать и определить состояние сформированности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Введение
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
§1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
§1.2. Особенности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
§1.3. Возрастные особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ
§2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
§2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Заключение
Литература
Приложение
Отметим,
что объем запоминаемого
Логическое запоминание в значительной мере зависит от направленности интересов, внимания и действий детей.
Важно также отметить, что у детей с нарушением зрения из-за сужения чувственного опыта ограничены возможности сравнения признаков воспринимаемых предметов, затруднен их практический анализ и синтез. Малоизвестные предметы часто сопоставляются и обобщаются по случайным признакам, что проявляется в вербализме знаний.[26, с.117]
Также отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов. Для слепых и слабовидящих дошкольников старшего возраста характерно недостаточное развитие нагядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие конкретно-понятийного мышления.
Таким
образом можно сказать, что полная или
частичная утрата зрения, сужая сенсорную
сферу, затрудняя и обедняя чувственное
познание, тем самым отрицательно влияет
на развитие логического запоминания
детей с нарушениями зрения. Сфера сопоставления
и сравнения предметов у них более сужена
в сравнении со зрячими сверстниками.
Дифференцировка предметов, имеющих сходные
признаки и свойства, затруднена; обобщения
производятся в более суженой сфере опыта.
При узнавании малознакомых предметов
внутренние и существенные связи обнаруживаются
не сразу, нередко выступают побочные
следовые, иногда очень отдаленные связи.
Пробелы в чувственном опыте слепого ребенка
значительно затрудняют процессы обобщения
и систематизации предметов. Малознакомые
предметы иногда обобщаются по единичным
признакам.
§1.3. Возрастные особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
В
дошкольном возрасте главным видом
памяти является образная. Ее развитие
и перестройка связаны с
На протяжении дошкольного возраста, как показала А.А. Люблинская, наблюдается переход [20,с.243]
1. от единичных представлений, полученных в процессе восприятия
одного конкретного предмета, к оперированию обобщенными образами;
2. от «нелогичного»,
образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка;
3. от нерасчлененного, слитного
статического образа к
4. от оперирования отдельными
оторванными друг от друга
представлениями к
Последнее изменение касается самого процесса. У маленьких детей образ создается на основе практического действия, а затем оформляется в речи. У старших дошкольников образ возникает на основе мыслительного анализа и синтеза.
У
дошкольника значительно
Совершенствование действий с предметами, их автоматизация и выполнение с опорой на идеальный образец – образ памяти – позволяют малышу приобщиться к таким сложным видам трудовой деятельности, как труд в природе и ручной. Ребенок качественно выполняет орудийные действия, которые основаны на тонкой дифференцировки движений, специализированной мелкой моторике, - вышивает, шьет и т.д.
Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.
На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Именно поэтому малыши долго помнят персонажей, которых воспитатели включают в сюрпризные моменты. Неожиданность появления и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью воспитателя оставляют глубокий след в памяти ребенка.
Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил ее, рисовал и запомнил названия цветов спектра. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Первоначально
цель запомнить формулируется
Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Таковыми могут быть смысловое соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.
Впервые действие самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5 годам. Дети 5-6 лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. Если в 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями, то 5-6-летние дошкольники исправляют текстуальные неточности [10, с.39].
Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку.
Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Так, малыш может долго помнить нанесенную ему обиду, подарок ко дню рождения или то, как он вместе с дедушкой собирал прошлым летом в лесу землянику.
Таким образом можно выделить следующие особенности развития памяти в дошкольном возрасте:
1. преобладает
непроизвольная образная
2. память,
все больше объединяясь с
3. словесно-смысловая
память обеспечивает
4. складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
5. формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
6. по
мере накопления и обобщения
опыта поведения, опыта
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ
§2.1.Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
Исследование проводилось в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида № 218 для детей с нарушением зрения (IV вида) Советского района г. Красноярска.
Для реализации цели была сформирована экспериментальная группа из 8 человек, в возрасте от 5 до 7 лет (старший дошкольный возраст).
Цель
эксперементально-
Задачи исследования:
Исследование проводилось в двух направлениях. Выбор направлений исследования обусловлен задачами эксперимента. Первое направление - изучение мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, причем мыслительные операции рассматриваются нами как способы обработки информации, а второе - изучение способов запоминания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и качественный анализ продуктивности применения способов логического запоминания.
Для
изучения мыслительных операций классификации
и обобщения применялась
Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Ему предлагались картинки, которые ребенок должен был разложить по группам и объяснять, почему одна картинка подходит к другой. Если испытуемый раскладывает без объяснений, то ему задают вопросы типа: «Почему ты положил сюда картинку с яблоком? Почему ты думаешь, что яблоко – это фрукт?». Если ребенок не может отнести какую-то картинку ни к одной группе, его опрашивают: «Почему ты думаешь, что эта картинка никуда не подходит?». Далее материал обрабатывался следующим образом. Данные заносились в таблицу, где указывались имя и возраст ребенка и количество правильных картинок в каждой классификационной группе (Приложение В).
Затем нами был проведен эксперимент, направленный на изучение способов запоминания[24, с.290]. Эксперимент проходил в две серии. Детям предлагалось 8 слов для запоминания: корова, ель, шерсть, мыло, зима, ворон, рыба, мед. Дополнительно перед ребенком раскладывались картинки-опоры, ассоциирующиеся с предложенными словами и картинки из ряда обобщений (Приложение Д). Затем ребенку предлагалось запомнить слова и воспроизвести их. При этом в первой серии экспериментатор не акцентировал внимание ребенка на картинки-опоры. Если испытуемый не пользовался картинками для запоминания, то во второй серии ему предлагалось прослушать слова еще раз, но уже воспользоваться картинками-опорами.