Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:36, курсовая работа
Цель исследования: Теоретически обосновать и определить состояние сформированности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Введение
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
§1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
§1.2. Особенности логического запоминания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
§1.3. Возрастные особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ
§2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
§2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Заключение
Литература
Приложение
Результаты эксперимента заносились в протокол и фиксировали: самостоятельный выбор способа запоминания, количество запомненных слов в первой и во второй серии, способ логического запоминания – пользуется классификацией и обобщением, либо ассоциативными связями.
Проведенные
нами исследования позволят выявить
пользуются ли дети с нарушением зрения
такими мыслительными операциями, как
классификация и обобщение, для
запоминания материала.
§2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
В результате анализа анамнестических данных были выявлены следующие медицинские диагнозы детей: врожденная катаракта, интропия, амблиопия, косоглазие, гиперметропия, астигматизм. У Дарьи Б., Сергея Б., Игоря С. – гиперметропия, астигматизм, у Вовы Я. и Данила Р. – косоглазие, гиперметропия, у Алены М. – сложная гиперметропия, астигматизм, Нт ІІІ степени, у Миши А. – Нт ІІІ степени, сходное косоглазие, у Сергея О. – Врожденная катаракта А81, интропия, амблиопия. У 75% детей – гиперметропия, у 50% - астигматизм, 37% детей имеет такое заболевание, как косоглазие и по 13% на такие заболевания, как врожденная катаракта, интропия и амблиопия. Таким образом, в экспериментальной группе все дети имеют зрительные нарушения (Приложение А).
Во время проведения эксперимента дети были настроены доброжелательно, проявляли интерес к заданию. Хорошо шли на контакт.
При изучении процесса классификации, были выявлены следующие результаты – 50% детей при классификации опирались на существенный признак объекта, 37 % - выделяли несущественный признак объекта и 13% детей не могли мотивировать объединение. Дарья Б., Алена М. и Данил Р. не совершили ни одной ошибки при классификации предметов по группам. Сергей Б. совершил две ошибки при классификации группы «мебель», три ошибки при классификации группы «домашние животные», и по одной ошибке при классификации таких групп, как: «овощи», «фрукты» и «дикие животные». Вова Я. совершил по одной ошибке при классификации таких групп, как: «игрушки», «домашние животные» и «фрукты» и две ошибки в группе «дикие животные». Миша А. совершил по одной ошибке при классификации групп «мебель» и «овощи». Сергей О. совершил лишь одну ошибку при классификации группы «домашние животные». Игорь С. Совершил по одной ошибке при классификации групп «дикие животные» и «фрукты» и сделал две ошибки в группе «овощи» [см. приложение В]. Детям было легче выделить и мотивировать объединение таких классификационных групп, как игрушки, посуда, одежда. Затруднения вызвали следующие классификационные группы: дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты. Дети путались при классификации диких и домашних животных, а также овощей и фруктов. Некоторые предметы дети и вовсе не относили ни к одной из классификационных групп. При этом все дети к заданию приступали с энтузиазмом, большинство из них при возникновении трудностей - расстраивались.
По исследованию способов запоминания детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения были выявлены следующие результаты - 100% детей не воспользовались картинками-опорами для запоминания слов. 38% не воспользовались ими даже после подсказки экспериментатора. У 50% детей предложение воспользоваться картинками-опорами для запоминания вызывали затруднения, что впоследствии сказывалось на количестве запомненных слов. Дарья Б. запомнила 3 слова в первой серии эксперимента и 2 слова во второй. Сергей Б. в первой серии запомнил 8 слов и 6 во второй серии. Вова Я. в первой серии запомнил 7 слов, во второй 8 слов. Алена М. и в первой и во второй серии запомнила по 4 слова. Миша А. запомнил лишь одно слово в первой и во второй серии. Сергей О. в первой серии эксперимента запомнил 4 слова и 2 во второй серии. Данил Р. В первой серии запомнил 5 слов, а во второй серии 3 слова. Игорь С. В первой серии запомнил 6 слов и 7 слов запомнил во второй серии эксперимента [см. приложение Г ].
Эксперимент был организован так, что картинки-опоры раскладывались перед ребенком еще в первой серии, но при этом внимание ребенка на них не акцентировалось. Некоторые дети показали лучший результат, когда запоминали слова без картинок-опор, как только им предлагалось воспользоваться картинками, качество запоминания ухудшалось.
Еще одной особенностью можно отметить тот факт, что 62% детей пользовались теми картинками-опорами, которые имели ассоциативные связи с запоминаемыми словами и не использовали картинки-опоры, обозначающие слова из ряда обобщений.
В
связи с проведенными исследованиями
можно сделать следующий вывод:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Память – когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения, воспроизведение и забывания материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала – образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способов запоминания – логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запоминать – непроизвольной и произвольной.
Дошкольный
возраст характеризуется
Нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Человек видит мир, состоящий из объектов, выделяет из окружающего фона, опознает и классифицирует их. Другими словами, обобщенно воспринимает, дает их выраженное описание независимо от изменяющихся условий восприятия. А для детей с нарушением зрения это восприятие мира затруднено. Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения. Как бы мало ни было остаточное зрение, у всех имеющих его именно оно оказывается доминирующим в познании окружающего мира, поскольку ведущая роль в чувственном отражении предмета принадлежит зрению.
В результате изучения психолого-педагогической литературы были выявлены следующие особенности памяти детей с нарушениями зрения. При нарушениях зрения происходит изменение темпа образования временных связей, что отражается на увеличении времени, требующемся для их закрепления, и количестве подкреплений. Образование и запоминание у слепых точных простых движений требует 6-8 повторений, что также значительно больше, чем у зрячих сверстников.
Для процесса запоминания слепых и слабовидящих характерна недостаточная осмысленность воспринимаемого наглядного материала. Это четко выявилось при непреднамеренном запоминании в процессе его классификации. Трудности систематизирования, сравнения и анализа, связанные с недостаточно ясно воспринимаемым и качествами и трудностями дифференцирования существенных и несущественных, приводит к недостаточности логической памяти, хотя запоминание логически связанных стимулов, так же как и в норме, более эффективно, нежели материала, не объединенного смысловыми связями.
Зрительные предметные представления у детей с нарушениями зрения ранее, чем у нормально видящих, становятся малодифференцированными, схематичными и фрагментарными. Это свидетельствует об особенностях соотношения кратковременной и долговременной памяти при дефектах зрения, более быстром распаде зрительных образов и значительном снижении объема долговременной памяти.
В
результате проведенного нами опытного
эксперимента были выявлены следующие
особенности запоминания у
ЛИТЕРАТУРА
Палька Е.А. – Мн.: Университетское, 1988.
Приложение А
Таблица 1
Результаты
изучения анамнестических
данных экспериментальной
группы
№ | Имя ребенка | Возраст
(лет) |
Медицинский диагноз |
1. | Дарья Б. | 5 | Гиперметропия, астигматизм |
2. | Сергей Б. | 6 | Гиперметропия, астигматизм |
3. | Вова Я. | 6 | Косоглазие, гиперметропия |
4. | Алена М. | 7 | Сложная гиперметропия,
астигматизм,
Нт III степени |
5. | Миша А. | 6 | Нт III степени, сходное косоглазие |
6. | Сергей О. | 6 | Врожденная катаракта А81, интропия, амблиопия |
7. | Данил Р. | 5 | Косоглазие, гиперметропия |
8. | Игорь С. | 6 | Гиперметропия, астигматизм |
Приложение
Б
Процентное
соотношение зрительных
нарушений детей
экспериментальной
группы
Приложение В
Таблица 1
Результаты
изучения процесса классификации
№ |
Имя ребенка |
Название классификационной группы | |||||||
игрушки | посуда | одежда | мебель | дик. жив. | дом. жив. | овощи | фрукты | ||
1. | Дарья Б. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
2. | Сергей Б. | 5 | 5 | 5 | 3 | 4 | 2 | 4 | 4 |
3. | Вова Я. | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 |
4. | Алена М. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
5. | Миша А. | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 |
6. | Сергей О. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 |
7. | Данил Р. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
8. | Игорь С. | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 |