Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности проявления внутриличностного и межличностного конфликта у юношей и девушек в подростковом и юношеском возрасте.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы по конфликтологии об особенностях межличностных и внутриличностных конфликтов подростков и старших школьников.
2) Подобрать методы исследования.
3) Исследовать особенности межличностных и внутриличностных конфликтов подростков и старших школьников.
4) Исследовать уровень конфликтности и агрессивности.
5) Диагностика свойств «предметно – деятельностных» и «коммуникативных» аспектов темперамента.
Введение................................................................................................3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте …….6 1.1. Общая характеристика подросткового возраста………………………..6
1.2. Понятие юношеского возраста. Психологические и физиологические новообразования юношеского возраста…………………………………….10
1.3. Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте………………………………………..14
1.4. Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в юношеском возрасте…………………………………………..16
1.5. Методы преодоления конфликтов в подростковом и юношеском возрасте…………………………………………………………………….....24
Выводы по первой главе……………………………………………….........26
Глава 2. Эмпирическое исследование внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте…………………….....27
2.1. Методический инструментарий и ход исследования…………………27
2.2. Анализ полученных результатов……………………………………....32
Выводы по второй главе………………………………………………….....39
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованной литературы…………………………………….....42
Приложения
Министерство образования и науки РФ
Ярославский государственный педагогический университет
имени К.Д. Ушинского
Институт педагогики и психологии
Факультет социального управления
Кафедра педагогической психологии
Курсовая работа
Особенности внутриличностных и межличностных
конфликтов подростков и старших школьников
Семёнова Виктория Евгеньевна,
студентка III курса 936 группы,
направление «Конфликтология»
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
старший преподаватель кафедры
педагогической психологии
Юферова Марина Анатольевна
Заключение научного руководителя о допуске работы к защите:
Содержание:
Введение......................
1.2. Понятие юношеского возраста. Психологические и физиологические новообразования юношеского возраста…………………………………….10
1.3. Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте………………………………………..14
1.4. Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в юношеском возрасте…………………………………………..16
1.5. Методы преодоления конфликтов в подростковом и юношеском возрасте…………………………………………………………
Выводы по первой главе……………………………………………….......
Глава 2. Эмпирическое исследование внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте…………………….....27
2.1. Методический инструментарий и ход исследования…………………27
2.2. Анализ полученных результатов……………………………………....
Выводы по второй главе………………………………………………….....
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….....
Приложения
Введение.
Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Свидетельства тому – мифология и религия разных народов, фольклор и памятники древней литературы, суждения античных и средневековых мыслителей, достижения социальных и гуманитарных наук.
Кто не знает древнюю легенду о «Вавилонском столпотворении» – о незадачливых строителях «вавилонской башни», которые не сумели довести до конца начатую работу лишь потому, что говорили на разных языках и не могли понять друг друга.
С незапамятных времен люди уяснили истину: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти общий язык. В наше время – время научно-технического и социального прогресса – происходит непрерывное усложнение деловых взаимосвязей между людьми в процессе деятельности. Конфликты могут возникать как между взрослыми, так и между подростками, юношами и т.д. Сегодня никому не надо доказывать, что проблема, связанная с изучением конфликтов имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
Тема конфликта - это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя. Этот конфликт в большей мере свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов. Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к конфликту.
Гипотеза исследования: На межличностные конфликты в подростковом и юношеском возрастах влияют чрезмерная агрессивность, социальная эргичность и негативные черты характера.
1) Провести теоретический анализ литературы по конфликтологии об особенностях межличностных и внутриличностных конфликтов подростков и старших школьников.
2) Подобрать методы исследования.
3) Исследовать особенности межличностных и внутриличностных конфликтов подростков и старших школьников.
4) Исследовать уровень конфликтности и агрессивности.
5) Диагностика свойств «предметно – деятельностных» и «коммуникативных» аспектов темперамента.
Методы исследования: использовались эмпирические (тестирование) и аналитические (анализ научной литературы, количественный математико-статистический и качественный анализ данных) методы.
Раздел 1. Теоретический анализ проблемы соотношения внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте.
1.1. Общая характеристика подросткового возраста.
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
1.2. Понятие юношеского возраста.
Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости, точнее, от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Однако, юность – относительно самостоятельный период жизни, имеющий собственную ценность.
Ученые юношескому возрасту дают разные временные рамки. Кто-то утверждает, что от 17 и до 23. А вот, например, В. С. Мухина определяет юность как период отрочества до взрослости – возрастные границы от 15 – 16 до 21 – 25. [10, C. 419]
Юность, по мнению В. И. Слободчикова, - завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста – саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни». [16, C. 132]
Л. И. Божович писала: «Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора». [3, С. 380]
Эриксон называл этот период – «юность: эго-идентичность – ролевое смешение. По его мнению, этот период является очень важным в психоэмоциональном развитии человека. Возраст – от 12-13 до примерно 19-20 лет». [17, C. 227] «Юность – это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни». [20, С. 298]
Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.
Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста.
«В этот период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим). Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира». [17, С. 228] «Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция». [12, С. 254]
А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».
«Психологические новообразования: формирование чувства взрослости (объективная взрослость = физическая взрослость (пубертатный скачок) + интеллектуальная взрослость (формально-логический интеллект) + социальная взрослость (освоение социальных ролей и деятельностей))». [11, С.109]
«Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе – в виде ролевого смешения. Задача подростков состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, спортсмены, музыканты и т.д.) и интегрировать эти образы на себя в личную идентичность. Которая представляет осознание, как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Эриксон подчеркивает психосоциальную сущность эго-идентичности, обращая пристальное внимание не на конфликты между психологическими структурами, а скорее на конфликт внутри самого эго – то есть на конфликт идентичности и ролевого смешения. Основной упор делается на эго и на то, как на него влияет общество, в особенности группы сверстников». [17, С. 230]
«В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое: молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе». В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим. Второе: значимые другие люди тоже должны видеть «тождественность и целостность» в индивидууме. Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. В той степени, в какой они могут не осознавать как свои Я-концепции, так и свои социальные образы, их появляющемуся чувству самотождественности могут противостоять сомнения, робость и апатия. Третье: молодые люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи». [18, С. 345]
Юность – время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний.
«У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем развития обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность». [12, С. 258]
Информация о работе Особенности межличностных и внутриличностных конфликтов школьников