Особенности межличностных и внутриличностных конфликтов школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть особенности проявления внутриличностного и межличностного конфликта у юношей и девушек в подростковом и юношеском возрасте.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы по конфликтологии об особенностях межличностных и внутриличностных конфликтов подростков и старших школьников.
2) Подобрать методы исследования.
3) Исследовать особенности межличностных и внутриличностных конфликтов подростков и старших школьников.
4) Исследовать уровень конфликтности и агрессивности.
5) Диагностика свойств «предметно – деятельностных» и «коммуникативных» аспектов темперамента.

Содержание

Введение................................................................................................3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте …….6 1.1. Общая характеристика подросткового возраста………………………..6
1.2. Понятие юношеского возраста. Психологические и физиологические новообразования юношеского возраста…………………………………….10
1.3. Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте………………………………………..14
1.4. Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в юношеском возрасте…………………………………………..16
1.5. Методы преодоления конфликтов в подростковом и юношеском возрасте…………………………………………………………………….....24
Выводы по первой главе……………………………………………….........26
Глава 2. Эмпирическое исследование внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте…………………….....27
2.1. Методический инструментарий и ход исследования…………………27
2.2. Анализ полученных результатов……………………………………....32
Выводы по второй главе………………………………………………….....39
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованной литературы…………………………………….....42
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа_Семёнова_Виктория_2011.doc

— 247.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Методы преодоления конфликтов.

          Исследования показали, что любой конфликт может быть быстро разрешен, если известны соответствующие методы. Но при этом обязательно должны быть рассмотреть характеристики конфликта: цели, мотивы, эмоциональные состояния оппонентов, особенности развития противоборства и др. В психологических исследованиях определены принципы, которыми следует руководствоваться при разрешении конфликта.                                                                                                                    1. Разрешение конфликта с учетом сущности и содержания противоречия. В этом случае необходимо:                                                                                                                   - отличить повод от истинной причины конфликта, которая нередко маскируется его участниками;                                                                                                                                      - определить его деловую основу;                                                                                                                    - уяснить истинные, а не декларативные мотивы вступления людей в конфликт.                                                                                                                           2. Разрешение конфликта с учетом его целей. Крайне важно быстро определить цели конфликтующих сторон, провести четкую границу между особенностями межличностного и делового взаимодействия. Если личностные цели являются доминирующими, то целесообразно к оппоненту применить сначала меры воспитательного воздействия, выдвинуть определенные жесткие требования. Если один из оппонентов имеет более высокий ранг по отношению к другому, то ему следует указать на необходимость придерживаться определенных норм поведения.                                                                                                                                   3. Разрешение конфликта с учетом эмоциональных состояний. Если конфликт принял эмоциональный характер и сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать на конкретных примерах, как высокая напряженность влияет на результативность работы, как оппоненты теряют свою объективность, как у них снижается критичность. Иными словами, необходима разъяснительная беседа в спокойной и доверительной обстановке.                                                                                                                  4. Разрешение конфликта с учетом особенностей его участников. В этом случае, прежде чем приступить к разрешению конфликта, необходимо разобраться в особенностях личности каждого (лишний аргумент в пользу психологического тестирования при приеме на работу): отличаются ли они уравновешенностью, склонны ли к аффективному поведению, каковы их доминирующие черты характера, выраженность темперамента и т. д. Это поможет не только правильно разобраться в мотивах поведения, но и выбрать верный тон в общении при разрешении конфликта.                                                                                        5. Разрешение конфликта с учетом его динамики. Как было отмечено ранее, конфликт развивается по определенным стадиям. Естественно, для каждой из них существуют определенные формы его разрешения. Если на первых стадиях целесообразны беседы, убеждения, то на этапе бескомпромиссных столкновений необходимо применить все возможные меры, вплоть до административных. Здесь также нужно определить выбор воздействия с учетом личностных особенностей конфликтующих и характера их действий.                 Одним из эффективных методов преодоления конфликтов является формирование определенного общественного мнения о конфликтующих сторонах. Общественное мнение - очень мощный регулятор поведения людей. Многие люди очень зависимы от отношения окружающих, нуждаются в одобрении, поддержке. Конфликтуя, они могут оказаться в изоляции, что переживают очень болезненно, причем настолько болезненно, что готовы даже прекратить конфронтацию. [6]

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе.

На основе анализа литературы можно сделать следующие выводы:

- у людей в подростковом возрасте возникает чувство взрослости;

- главные новообразования юношеского возраста – саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни;

- основными причинами возникновения межличностных конфликтов в подростковом возрасте являются внутриличностные конфликты самих подростков;

- внутриличностные конфликты способствуют проявлению девиантного поведения в юношеском возрасте;

- мы выявили, что существует 5 методов урегулирования конфликтов, исходя из классификации Морозова А.В.:                                                                             1. Разрешение конфликта с учетом сущности и содержания противоречия;                             2. Разрешение конфликта с учетом его целей;                                                     3. Разрешение конфликта с учетом эмоциональных состояний;                                     4. Разрешение конфликта с учетом особенностей его участников;                                                           5. Разрешение конфликта с учетом его динамики.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте.                  2.1. Методический инструментарий и ход исследования.

Исследование проводилось в один этап на учениках Некрасовской средней общеобразовательной школы 10 класса, в возрасте от 15 до 17 лет. Всего в исследовании приняли участие 30 человек, из них: 14 юношей и 16 девушек. Объект исследования: психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта.                                                                            Предмет исследования: психологические особенности внутриличностного                                                  и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте.                     Цель исследования: рассмотреть особенности проявления внутриличностного и межличностного конфликта у юношей и девушек в подростковом и юношеском возрасте.                                                                   Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:                                                                                            1) Провести теоретический анализ литературы по конфликтологии об особенностях межличностных и внутриличностных конфликтов подростков и старших школьников.

2) Подобрать методы исследования.

3) Исследовать особенности межличностных и внутриличностных конфликтов подростков и старших школьников.

4) Исследовать уровень конфликтности и агрессивности.

  5) Диагностика свойств «предметно – деятельностных» и «коммуникативных» аспектов темперамента.

Гипотеза исследования: На межличностные конфликты в подростковом и юношеском возрастах влияют чрезмерная агрессивность, социальная эргичность  и негативные черты характера.                                                                                     

Для достижения поставленной цели применялся метод тестирования, для которого были выбраны следующие методики:

1. Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев) (Приложение №1).                                                                                       Эта методика предназначена для выявления, в качестве личностной характеристики, склонности субъекта к конфликтности и агрессивности. Респондентам предлагалась следующая инструкция:                                           Опросник состоит из 81 утверждения, на которые нужно отвечать «+» («Да») или «-» («Нет»).                                                                                                                     За каждый ответ «Да» или «Нет» в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могли набрать от 0 до 10 баллов. Далее нужно обработать в соответствии с ключом. После подсчета баллов, нужно посчитать по шкалам.

Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)» и «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта.                                                                                                                        Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта.    Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности.                                                                                                      Шкалы:                                                                                                                                    - Вспыльчивость (склонность быстро раздражаться, приходить в гнев);                                                                                                                   - Напористость, наступательность;                                                                                     - Обидчивость (склонность к обиде, легко и часто обижающийся);                                                                                                                      - Неуступчивость  (упрямство, несговорчивость. Неуступчивость в споре);                                                                                                                       - Бескомпромиссность  (не идущий на компромисс);                                                                                                     - Мстительность  (склонный к мести);                                                                                                                      - Нетерпимость к мнению других     (лишённый терпимости, не считающийся с чужими взглядами);                                                                                                           - Подозрительность (Недоверчивость, опасливо-осторожное отношение к кому-чему-нибудь).

2. Опросник структуры темперамента Русалова (Приложение №2).

Опросник был предложен Русаловым для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. Методика содержит 105 вопросов, на каждый из которых испытуемый отвечает «да» или «нет». Для подсчета баллов по той или иной шкале используются ключи. Вначале необходимо перекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один балл. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале. Каждый вопрос относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) - 9 вопросов.                                                            Считается, что то или иное свойство темперамента сильно развито у испытуемого, если он получил по нему 9 и более баллов; слабо развито - если по нему получено 4 и менее баллов. При суммарном количестве баллов от 5 до 8 данное свойство темперамента считается среднеразвитым.

Шкалы опросника:

1. Предметная эргичность - включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.

2. Социальная эргичность - содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.                                                       

3. Пластичность - содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие.

4. Социальная пластичность - содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

5. Темп - включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

6. Социальный темп - включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.

7. Эмоциональность - включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.

8. Социальная эмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.

9. «К» - контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

Высокие значения - неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

Низкие значения - адекватное восприятие своего поведения.

3. Опросник К.Леонгарда – Н.Шмишека «Акцентуации характера» (Приложение №3).

Он включает в себя 88 вопросов, на каждые из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера (акцентуациями личности).

       Шкалы:

1.   Гипертимный — личности со склонностью к повышенному настроению.

2.   Застревающие — со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям.

3.   Эмотивные, аффективно лабильные.

4.   Педантичные, с преобладанием черт ригидности, педантизма.

5.   Тревожные.

6.   Циклотимные, со склонностью к депрессивному реагированию.

7.   Демонстративные, с истерическими чертами характера.

8.   Возбудимые, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.

9.   Дистимичные, с наклонностью к расстройствам настроения.                                                       10. Экзальтированные, склонные к аффективной экзальтации.

Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, которые наберет испытуемый в результате тестирования.  По количеству баллов можно судить о степени развитости у школьника разных акцентуаций характера.                                                               Сумма "сырых" баллов умноженная на соответствующий коэффициент дает показатель типа акцентуации. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Полученные данные представлены в виде профиля личностной акцентуации (акцентуации характера).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ полученных результатов.

            В нашей работе мы, прежде всего, занимались изучением особенностей межличностных конфликтов в подростковом и юношеском возрастах. Анализ полученных результатов хотелось бы начать с методики Личностной агрессивности и конфликтности  Е.П. Ильина – П.А. Ковалева. По результатам  исследования были выявлены значимые различия среди компонентов склонности субъектов к конфликтности и                       агрессивности (Рис.1).

            Рис. 1. Представленность компонентов склонности субъектов к конфликтности и агрессивности.

Значимо различается такой компонент, как бескомпромиссность (не идущий на компромисс) – это самый высокий показатель и мстительность (склонность к мести) - имеет наименьший показатель.                                       Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)» и «неуступчивость», дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта.                                                                                                                   Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта. Таким образом, на Рис.2 мы видим, что позитивная агрессивность значительно больше, чем негативная.

Информация о работе Особенности межличностных и внутриличностных конфликтов школьников