Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности проявления внутриличностного и межличностного конфликта у юношей и девушек в подростковом и юношеском возрасте.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы по конфликтологии об особенностях межличностных и внутриличностных конфликтов подростков и старших школьников.
2) Подобрать методы исследования.
3) Исследовать особенности межличностных и внутриличностных конфликтов подростков и старших школьников.
4) Исследовать уровень конфликтности и агрессивности.
5) Диагностика свойств «предметно – деятельностных» и «коммуникативных» аспектов темперамента.
Введение................................................................................................3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте …….6 1.1. Общая характеристика подросткового возраста………………………..6
1.2. Понятие юношеского возраста. Психологические и физиологические новообразования юношеского возраста…………………………………….10
1.3. Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте………………………………………..14
1.4. Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в юношеском возрасте…………………………………………..16
1.5. Методы преодоления конфликтов в подростковом и юношеском возрасте…………………………………………………………………….....24
Выводы по первой главе……………………………………………….........26
Глава 2. Эмпирическое исследование внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте…………………….....27
2.1. Методический инструментарий и ход исследования…………………27
2.2. Анализ полученных результатов……………………………………....32
Выводы по второй главе………………………………………………….....39
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованной литературы…………………………………….....42
Приложения
1.5. Методы преодоления конфликтов.
Исследования показали, что любой конфликт может быть быстро разрешен, если известны соответствующие методы. Но при этом обязательно должны быть рассмотреть характеристики конфликта: цели, мотивы, эмоциональные состояния оппонентов, особенности развития противоборства и др. В психологических исследованиях определены принципы, которыми следует руководствоваться при разрешении конфликта.
Выводы по первой главе.
На основе анализа литературы можно сделать следующие выводы:
- у людей в подростковом возрасте возникает чувство взрослости;
- главные новообразования юношеского возраста – саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни;
- основными причинами возникновения межличностных конфликтов в подростковом возрасте являются внутриличностные конфликты самих подростков;
- внутриличностные конфликты способствуют проявлению девиантного поведения в юношеском возрасте;
- мы выявили, что существует 5 методов урегулирования конфликтов, исходя из классификации Морозова А.В.:
Глава 2. Эмпирическое исследование внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте. 2.1. Методический инструментарий и ход исследования.
Исследование проводилось в один этап на учениках Некрасовской средней общеобразовательной школы 10 класса, в возрасте от 15 до 17 лет. Всего в исследовании приняли участие 30 человек, из них: 14 юношей и 16 девушек. Объект исследования: психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта.
2) Подобрать методы исследования.
3) Исследовать особенности межличностных и внутриличностных конфликтов подростков и старших школьников.
4) Исследовать уровень конфликтности и агрессивности.
5) Диагностика свойств «предметно – деятельностных» и «коммуникативных» аспектов темперамента.
Гипотеза исследования: На межличностные конфликты в подростковом и юношеском возрастах влияют чрезмерная агрессивность, социальная эргичность и негативные черты характера.
Для достижения поставленной цели применялся метод тестирования, для которого были выбраны следующие методики:
1. Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев) (Приложение №1).
Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)» и «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта.
2. Опросник структуры темперамента Русалова (Приложение №2).
Опросник был предложен Русаловым для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. Методика содержит 105 вопросов, на каждый из которых испытуемый отвечает «да» или «нет». Для подсчета баллов по той или иной шкале используются ключи. Вначале необходимо перекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один балл. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале. Каждый вопрос относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) - 9 вопросов.
Шкалы опросника:
1. Предметная эргичность - включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.
2. Социальная эргичность - содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.
3. Пластичность - содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие.
4. Социальная пластичность - содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.
5. Темп - включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
6. Социальный темп - включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
7. Эмоциональность - включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.
8. Социальная эмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
9. «К» - контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.
Высокие значения - неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
Низкие значения - адекватное восприятие своего поведения.
3. Опросник К.Леонгарда – Н.Шмишека «Акцентуации характера» (Приложение №3).
Он включает в себя 88 вопросов, на каждые из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера (акцентуациями личности).
Шкалы:
1. Гипертимный — личности со склонностью к повышенному настроению.
2. Застревающие — со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям.
3. Эмотивные, аффективно лабильные.
4. Педантичные, с преобладанием черт ригидности, педантизма.
5. Тревожные.
6. Циклотимные, со склонностью к депрессивному реагированию.
7. Демонстративные, с истерическими чертами характера.
8. Возбудимые, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.
9. Дистимичные, с наклонностью к расстройствам настроения.
Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, которые наберет испытуемый в результате тестирования. По количеству баллов можно судить о степени развитости у школьника разных акцентуаций характера.
2.2. Анализ полученных результатов.
В нашей работе мы, прежде всего, занимались изучением особенностей межличностных конфликтов в подростковом и юношеском возрастах. Анализ полученных результатов хотелось бы начать с методики Личностной агрессивности и конфликтности Е.П. Ильина – П.А. Ковалева. По результатам исследования были выявлены значимые различия среди компонентов склонности субъектов к конфликтности и агрессивности (Рис.1).
Рис. 1. Представленность компонентов склонности субъектов к конфликтности и агрессивности.
Значимо различается такой компонент, как бескомпромиссность (не идущий на компромисс) – это самый высокий показатель и мстительность (склонность к мести) - имеет наименьший показатель.
Информация о работе Особенности межличностных и внутриличностных конфликтов школьников