Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности проявления внутриличностного и межличностного конфликта у юношей и девушек в подростковом и юношеском возрасте.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы по конфликтологии об особенностях межличностных и внутриличностных конфликтов подростков и старших школьников.
2) Подобрать методы исследования.
3) Исследовать особенности межличностных и внутриличностных конфликтов подростков и старших школьников.
4) Исследовать уровень конфликтности и агрессивности.
5) Диагностика свойств «предметно – деятельностных» и «коммуникативных» аспектов темперамента.
Введение................................................................................................3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте …….6 1.1. Общая характеристика подросткового возраста………………………..6
1.2. Понятие юношеского возраста. Психологические и физиологические новообразования юношеского возраста…………………………………….10
1.3. Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте………………………………………..14
1.4. Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в юношеском возрасте…………………………………………..16
1.5. Методы преодоления конфликтов в подростковом и юношеском возрасте…………………………………………………………………….....24
Выводы по первой главе……………………………………………….........26
Глава 2. Эмпирическое исследование внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте…………………….....27
2.1. Методический инструментарий и ход исследования…………………27
2.2. Анализ полученных результатов……………………………………....32
Выводы по второй главе………………………………………………….....39
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованной литературы…………………………………….....42
Приложения
Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. «Юность - это период принятия ответственных решений, определяющих дальнейшую жизнь; выбор профессии, места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, выбор спутника жизни, создание своей семьи. Юношеский возраст этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными». [19, С. 215]
«В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма». [12, С. 254]
1.3. Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте. Исследования этнографов первой половины 20-го века позволили сделать вывод о том, что именно конкретные социальные обстоятельства жизни ребенка определяют длительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса и конфликтов, а также характер самого перехода от детства к взрослости.
1.4. Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в юношеском возрасте.
Объективной основой межличностных конфликтов в группах старших подростков являются противоречия процесса социализации, связанные как с психологическими особенностями возраста, так и со спецификой жизнедеятельности подростка.
- конфликт мнений;
- конфликт интересов;
- конфликт ценностей;
- конфликт внешнего поведения.
Типы межличностных конфликтов в подростковом возрасте по характеру противоречий имеют различные функциональные последствия для участников и их межличностных отношений.
Конфликт мнений, как правило, разрешается конструктивным путем и может рассматриваться как адекватное средство формирования активной позиции личности. Регулирование конфликтов в случае столкновения интересов сторон зависит от предпочитаемых подростками способов их отстаивания. Сходство индивидуальных стратегий поведения в конфликте создает условия для разрешения проблем конструктивным путем. Разрушительные психологические последствия для развития личности в подростковом возрасте несут конфликты ценностей, для которых характерна несовместимость стратегий конфликтного поведения.
Типичными и наиболее значимыми по содержанию особенностями межличностных конфликтов в юношеском возрасте являются:
- ограничительный воспитательный стиль взрослого по отношению к подрастающей личности;
- столкновения по вопросам эротики и секса;
- школьная неуспеваемость;
- помощь в хозяйственных делах, аккуратность;
- ситуации, касающиеся области автономии и авторитета, в частности, связанные со стеснением свободы молодых людей школьными правилами и регламентами.
Конфликты с ровесниками в юности чаще всего, по данным X. Ремшмидта, связаны с соперничеством и борьбой за лидерство. Так, конфликты на почве соперничества происходят как между юношами, так и между девушками. В ранней юности они возникают и у тех, и у других преимущественно с лицами своего пола. Юноши соперничают за лидерство в группе, за успехи в физической и интеллектуальной сферах, за дружбу и привязанность. У девушек даже в ранней юности соперничество крайне редко связано с успехами в труде или спорте. Из-за более раннего по сравнению с юношами полового созревания на первый план выступают отношения с представителями другого пола. Конфликты возникают преимущественно из-за соперничества за благосклонность и привязанность более старших по возрасту юношей.
- на соотнесении сознательной и бессознательной сфер психического (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, Р. Ассаджоли);
- на внутренних проблемах развития в процессе становления самосознания (Б.Ф. Зейгарник, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.В. Столин, Е.Б. Фанталова);
- на обусловленности внутренних проблем развития социальными условиями жизнедеятельности (К. Хорни, Э. Фромм).
- различной степенью напряженности и осознанности смысложизненных представлений;
- необходимостью и возможностями выбора способа жизнедеятельности в процессе разрешения внутренних противоречий;
- беспрерывным столкновением психических систем и сфер личности в процессе выработки и отрицания систем ценностей, мотивационных основ деятельности, личностных смыслов;
- противоборством сил интеллекта и инстинкта;
По мнению Н.У. Заиченко, источники внутренних конфликтов обусловлены: исторически сложившимся стремлением личности к положительной самооценке и принятию, одобрению со стороны окружающих. Условия воспитания и развития ребенка являются очень важными факторами, влияющими на поведение и мировосприятие человека на протяжении всей его жизни. Наиболее важные факторы развития, влияющие на формирование внутриличностных конфликтов человека [5; 6; 7]:
1. Проблемы воспитания в семье, суть которых заключается в отсутствии необходимой и достаточной свободы развития; в ограничении возможностей выбора ребенком своих предпочтений; в хронических межличностных конфликтах родителей, в избалованности, отвержении и др. Все это приводит к ошибочным представлениям о мире и нарушает баланс отношений к себе, к другим, к миру.
2. Проблемы социальных взаимодействий ранних этапов развития. Они проявляются в несформированности ведущей деятельности; в недооценке самостоятельности; в несогласованности требований, ожиданий и реальных оценок поведения; в деформациях внутреннего мира по типу акцентирования на внешних атрибутах жизни. Особую роль здесь играют педагогические ошибки: запугивание, нетерпение, авторитарность, перегрузки.
3. Проблемы становления личности, которые проявляются: в своеобразии черт характера; в содержании психологических доминант и манере конфликтного поведения; в установках личности; в неадекватности самооценки и восприятия; в недостаточной ориентации жизнедеятельности на этические нормы и ценности.
Разрешение внутриличностного конфликта - это восстановление согласованности внутреннего мира личности, проявляющееся в снижении остроты противоречий жизненных отношений, в достижении нового жизненного качества.
В случае конструктивного разрешения достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание, проявляющееся через отсутствие болезненных состояний, связанных с конфликтом [5; 6; 7].
Теоретический анализ позволяет нам выявить факторы, детерминирующие внутриличностные конфликты юношеского этапа развития. Среди них можно отметить:
1. Психологические факторы:
- напряженность смысложизненных представлений и отсутствие референтных лиц для обсуждения смысложизненных проблем;
- стремление к самостоятельности и индивидуальности, отсутствие ответственности;
- юношеский максимализм и отсутствие опоры на реальность.
2. Социально-психологические факторы:
- отсутствие условий для самоопределения и самореализации;
- в системе взаимодействий с другими доминирует направленность на взаимоотношение с противоположным полом и мало выражено стремление к профессионализму;
- ориентация на материальное благополучие и отчужденность от труда.
3. Социальные факторы:
- наличие кризисных явлений социальной жизни общества;
- наличие кризисных явлений в экономике, в ценностно-смысловой сфере;
- отсутствие патриотизма.
Проявлению внутриличностных конфликтов способствуют эмоциональные факторы: страхи, тревожность, агрессия, замкнутость, застенчивость и т.д. Эти факторы могут формировать девиантное поведение: отрицание, противопоставление себя обществу и принятым нормам в нем [14]. Таким образом, можно сказать, что в настоящее время существует выраженная потребность изучения содержательных характеристик внутриличностных конфликтов юношеского этапа развития.
Информация о работе Особенности межличностных и внутриличностных конфликтов школьников