Особенности межличностных и внутриличностных конфликтов школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть особенности проявления внутриличностного и межличностного конфликта у юношей и девушек в подростковом и юношеском возрасте.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы по конфликтологии об особенностях межличностных и внутриличностных конфликтов подростков и старших школьников.
2) Подобрать методы исследования.
3) Исследовать особенности межличностных и внутриличностных конфликтов подростков и старших школьников.
4) Исследовать уровень конфликтности и агрессивности.
5) Диагностика свойств «предметно – деятельностных» и «коммуникативных» аспектов темперамента.

Содержание

Введение................................................................................................3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте …….6 1.1. Общая характеристика подросткового возраста………………………..6
1.2. Понятие юношеского возраста. Психологические и физиологические новообразования юношеского возраста…………………………………….10
1.3. Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте………………………………………..14
1.4. Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в юношеском возрасте…………………………………………..16
1.5. Методы преодоления конфликтов в подростковом и юношеском возрасте…………………………………………………………………….....24
Выводы по первой главе……………………………………………….........26
Глава 2. Эмпирическое исследование внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте…………………….....27
2.1. Методический инструментарий и ход исследования…………………27
2.2. Анализ полученных результатов……………………………………....32
Выводы по второй главе………………………………………………….....39
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованной литературы…………………………………….....42
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа_Семёнова_Виктория_2011.doc

— 247.50 Кб (Скачать документ)

Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. «Юность - это период принятия ответственных решений, определяющих дальнейшую жизнь; выбор профессии, места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, выбор спутника жизни, создание своей семьи. Юношеский возраст  этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными». [19, С. 215]

«В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма». [12, С. 254]

 

 

 

 

 

 

1.3. Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте.                                         Исследования этнографов первой половины 20-го века позволили сделать вывод о том, что именно конкретные социальные обстоятельства жизни ребенка определяют длительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса и конфликтов, а также характер самого перехода от детства к взрослости.                                                                                                        В современном обществе конфликты, возникающие у подростков, связывают с возрастной спецификой. Это и изменение объективного положения подростка в жизни, и обновление его мотивационно-ориентационной сферы, и противоречие между возвышением его потребностей и ограниченностью средств их удовлетворения, и утверждение своего Я. Подростковый возраст является этапом развития личности, подразумевающим как личностные, так и социальные изменения. Внутриличностные конфликты подросткового возраста связаны, прежде всего, с особенностями развития самосознания в этот период. Приблизительно в 12 лет внимание ребенка начинает обращаться к собственной личности. Но разобраться в себе сразу и до конца может не каждый взрослый, а подросток только учится рефлексии. Результат самоанализа фиксируется в самооценке, которая проходит резкие перепады в зависимости от роста или падения объективности. Неадекватно завышенная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неспособностью реализовать завышенные притязания и требования к себе. Неадекватно заниженная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неуверенностью в себе, в своих силах и возможностях, а значит недовольство собой. Важна также оценка своих качеств с точки зрения взрослости, в которую вступает подросток. Соотнесение себя с "эталоном взрослости" также может привести к внутриличностному конфликту, если на данный момент подросток находит слишком много несоответствий. Таким образом, подвижность "Я-концепции" индивида в подростковом возрасте имеет тенденции вызывать внутриличностные конфликты. Выход из внутриличностного конфликта может иметь форму аутоагресии (то есть активности, нацеленной (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психической сферах) или агрессии, направленной вовне, что может стать причиной межличностных конфликтов, а иногда и девиантного поведения.                    Внутриличностные конфликты могут являться одной из причин возникновения межличностных конфликтов, они могут являться внутренней позицией субъекта конфликта. Так, например, за внешне агрессивной позицией подростка может стоять потребность в признании, в уважении, необходимость поддержания значимости своего Я, неосознаваемая им самим. Одновременно завышенные требования подростка на восприятие себя окружающими очень часто встречается с заниженной оценкой возможностей подростка со стороны взрослых. В современном обществе дети и взрослые представляют две разные группы и имеют разные обязанности права и привилегии. Причем многие нормы фиксируют несамостоятельность ребенка, его подчиненное положение. Появление у подростка "чувства взрослости", возникающее вследствие физического и психического созревания, открывает возможность претендовать на новые права и привилегии, причем чаще всего он не готов принимать на себя и обязанности взрослых. Такие претензии подростка встречаются с нежеланием, неготовностью взрослого оставить свое доминирующее положение и воспринимать подростка как равного. В семьях родители чаще всего не могут изменить стиль воспитания ребенка, в школе подросток имеет более низкий, как это часто воспринимают учителя, статус ученика. Такие несовпадения притязаний, неприемлемость старого стиля взаимодействия и несовместимые потребности приводят к возникновению межличностных конфликтов. Протест и неподчинение подростка являются средством, при      помощи которого он хочет добиться изменения прежнего типа отношений со взрослым.                                                                                                                   

 

 

1.4. Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в юношеском возрасте.

         Объективной основой межличностных конфликтов в группах старших подростков являются противоречия процесса социализации, связанные как с психологическими особенностями возраста, так и со спецификой жизнедеятельности подростка.                                                                            Будучи отражением противоречий процесса социализации в межличностных отношениях, конфликты являются одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающим миром и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения.                                                                                           Межличностные конфликты в переходный период от подросткового к юношескому возрасту имеют специфические особенности:                                                 - Своеобразие содержания подростковых конфликтов характеризуется зачастую отсутствием предмета, под которым подразумевается общее содержание активности конфликтующих сторон;                                                                       - Разногласия и столкновения подростков могут быть не связаны с нарушением межличностных отношений.                                                            "Наличие — отсутствие" предмета разногласий в межличностных конфликтах подростков и "сохранность"— деструкция" межличностных отношений положены в основу типологии подростковых межличностных конфликтов, отражающей их специфику:

- конфликт мнений;

- конфликт интересов;

- конфликт ценностей;

- конфликт внешнего поведения.

Типы межличностных конфликтов в подростковом возрасте по характеру противоречий имеют различные функциональные последствия для участников и их межличностных отношений.

          Конфликт мнений, как правило, разрешается конструктивным путем и может рассматриваться как адекватное средство формирования активной позиции личности. Регулирование конфликтов в случае столкновения интересов сторон зависит от предпочитаемых подростками способов их отстаивания. Сходство индивидуальных стратегий поведения в конфликте создает условия для разрешения проблем конструктивным путем.    Разрушительные психологические последствия для развития личности в подростковом возрасте несут конфликты ценностей, для которых характерна несовместимость стратегий конфликтного поведения.                                  Конфликт внешнего поведения является характеристикой стиля взаимодействия, принятого в классе старших подростков, и не связан с нарушением их межличностных отношений.                                                      Практика невмешательства, если речь идет о конфликтах ценностей в юношеском возрасте, может способствовать закреплению в индивидуальном опыте подростка социально неприемлемых способов самоутверждения, основанных на культе силы; пренебрежительного отношения к окружающим, развитию и стабилизации стереотипов конфликтного поведения в конфликтных ситуациях, стабилизации психологических защит типа проекций, замещений и др.                                                                                 Установка на подавление или сглаживание любых конфликтов также является неэффективной в юношеском возрасте, так как лишает подростка возможности приобретения опыта, в том числе и позитивного, отстаивания своей точки зрения, своего «Я», -утверждения своих ценностей, своей жизненной позиции.

Типичными и наиболее значимыми по содержанию особенностями межличностных конфликтов в юношеском возрасте являются:

- ограничительный воспитательный стиль взрослого по отношению к подрастающей личности;

- столкновения по вопросам эротики и секса;

- школьная неуспеваемость;

- помощь в хозяйственных делах, аккуратность;

- ситуации, касающиеся области автономии и авторитета, в частности, связанные со стеснением свободы молодых людей школьными правилами и регламентами.

Конфликты с ровесниками в юности чаще всего, по данным X. Ремшмидта, связаны с соперничеством и борьбой за лидерство. Так, конфликты на почве соперничества происходят как между юношами, так и между девушками. В ранней юности они возникают и у тех, и у других преимущественно с лицами своего пола. Юноши соперничают за лидерство в группе, за успехи в физической и интеллектуальной сферах, за дружбу и привязанность. У девушек даже в ранней юности соперничество крайне редко связано с успехами в труде или спорте. Из-за более раннего по сравнению с юношами полового созревания на первый план выступают отношения с представителями другого пола. Конфликты возникают преимущественно из-за соперничества за благосклонность и привязанность более старших по возрасту юношей.                                                                                                       Наиболее слабым звеном в теории юношеского развития является проблематика внутриличностных конфликтов, в частности их влияние на развитие девиантного поведения.                                                                             Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и немало тревожных, драматических переживаний. Оказывается, "внутреннее "я" может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля [12].                        Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного "я" ("кто я?", "какой я?", "за что я могу себя уважать?"), а с другой - осознание своего положения в мире ("каков мой жизненный идеал?", "кто мои друзья и враги?", "кем я хочу стать?"). Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения.   Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться, для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя [14].                                Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой. Все вышесказанное формирует на этапе юношеского развития появление внутренних преград, конфликтов и кризисов, что может способствовать формированию, при определенных условиях, девиантного поведения на юношеском этапе развития личности.                                            В процессе разрешения внутриличностных конфликтов юношества осуществляется и личностное и жизненное самоопределение [10].            Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что общего определения внутриличностного конфликта пока не существует. Начало изучения внутриличностного конфликта в зарубежной психологии положено в психоанализе З. Фрейда, под внутриличностным конфликтом понимается борьба между несовместимыми силами или структурами внутри личности: между "оно" и "сверх-я" [12].                                                          Соответственно, внутриличностный конфликт исследовался в ракурсе разрешения противоречий с акцентом:

- на соотнесении сознательной и бессознательной сфер психического (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, Р. Ассаджоли);

- на внутренних проблемах развития в процессе становления самосознания (Б.Ф. Зейгарник, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.В. Столин, Е.Б. Фанталова);

- на обусловленности внутренних проблем развития социальными условиями жизнедеятельности (К. Хорни, Э. Фромм).                                               Затем он исследовался через диалектическое единство субъективных и объективных факторов возникновения и развития внутренних противоречий в контексте социальной, психологической, нейрофизиологической природы: В.Н. Мясищев, А.А. Налчаджян, Е.А. Донченко, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов.                                                                                                                  Л.И. Божович, Н.В. Жутикова и Н.У. Заиченко изучали внутриличностный конфликт через кризисность развития, проявляющуюся в аффективно окрашенных переживаниях, возникающих в результате столкновения одновременно сильных, но разнонаправленных тенденций.                             Также внутриличностный конфликт изучался с целью выявления клинической картины и психотерапии неврозов: К. Роджерс, А.И. Захаров, В.И. Гарбузов [2; 3].                                                                                                             Мы опираемся на понятие внутриличностного конфликта, разработанное Н.У. Заиченко. Она понимает внутриличностный конфликт как состояние внутреннего мира субъекта, характеризующееся:

- различной степенью напряженности и осознанности смысложизненных представлений;

- необходимостью и возможностями выбора способа жизнедеятельности в процессе разрешения внутренних противоречий;

- беспрерывным столкновением психических систем и сфер личности в процессе выработки и отрицания систем ценностей, мотивационных основ деятельности, личностных смыслов;

- противоборством сил интеллекта и инстинкта;                                                                 - повышенной эмоциональностью (чувство вины, различные страхи, тревожность, окрашивающая в мрачные тона отношение к себе, другим людям, действительности).                                                                                  Основные параметры состояния внутриличностного конфликта, по Н.У. Заиченко: своеобразие структурного содержания; направленность и уровень активности субъекта; степень психоэмоциональной напряженности и степень включенности сознания в процесс разрешения внутренних проблем и противоречий развития.

По мнению Н.У. Заиченко, источники внутренних конфликтов обусловлены: исторически сложившимся стремлением личности к положительной самооценке и принятию, одобрению со стороны окружающих. Условия воспитания и развития ребенка являются очень важными факторами, влияющими на поведение и мировосприятие человека на протяжении всей его жизни. Наиболее важные факторы развития, влияющие на формирование внутриличностных конфликтов  человека [5; 6; 7]:

1. Проблемы воспитания в семье, суть которых заключается в отсутствии необходимой и достаточной свободы развития; в ограничении возможностей выбора ребенком своих предпочтений; в хронических межличностных конфликтах родителей, в избалованности, отвержении и др. Все это приводит к ошибочным представлениям о мире и нарушает баланс отношений к себе, к другим, к миру.

2. Проблемы социальных взаимодействий ранних этапов развития. Они проявляются в несформированности ведущей деятельности; в недооценке самостоятельности; в несогласованности требований, ожиданий и реальных оценок поведения; в деформациях внутреннего мира по типу акцентирования на внешних атрибутах жизни. Особую роль здесь играют педагогические ошибки: запугивание, нетерпение, авторитарность, перегрузки.

3. Проблемы становления личности, которые проявляются: в своеобразии черт характера; в содержании психологических доминант и манере конфликтного поведения; в установках личности; в неадекватности самооценки и восприятия; в недостаточной ориентации жизнедеятельности на этические нормы и ценности.

Разрешение внутриличностного конфликта - это восстановление согласованности внутреннего мира личности, проявляющееся в снижении остроты противоречий жизненных отношений, в достижении нового жизненного качества.

В случае конструктивного разрешения достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание, проявляющееся через отсутствие болезненных состояний, связанных с конфликтом [5; 6; 7].

Теоретический анализ позволяет нам выявить факторы, детерминирующие внутриличностные конфликты юношеского этапа развития. Среди них можно отметить:

1. Психологические факторы:

- напряженность смысложизненных представлений и отсутствие референтных лиц для обсуждения смысложизненных проблем;

- стремление к самостоятельности и индивидуальности, отсутствие ответственности;

- юношеский максимализм и отсутствие опоры на реальность.

2. Социально-психологические факторы:

- отсутствие условий для самоопределения и самореализации;

- в системе взаимодействий с другими доминирует направленность на взаимоотношение с противоположным полом и мало выражено стремление к профессионализму;

- ориентация на материальное благополучие и отчужденность от труда.

3. Социальные факторы:

- наличие кризисных явлений социальной жизни общества;

- наличие кризисных явлений в экономике, в ценностно-смысловой сфере;

- отсутствие патриотизма.

Проявлению внутриличностных конфликтов способствуют эмоциональные факторы: страхи, тревожность, агрессия, замкнутость, застенчивость и т.д. Эти факторы могут формировать девиантное поведение: отрицание, противопоставление себя обществу и принятым нормам в нем [14].                   Таким образом, можно сказать, что в настоящее время существует выраженная потребность изучения содержательных характеристик внутриличностных конфликтов юношеского этапа развития.                                      Исходя из вышесказанного можно предположить, что внутриличностные конфликты юношеского этапа развития могут при определенных условиях послужить толчком к девиантному поведению.                                      Исследование внутриличностных конфликтов юношеского этапа развития в настоящее время весьма необходимо, так как юношеский этап наиболее сенситивен в плане осознания смысла жизни и личностного самоопределения.                                                                                                          В настоящее время в условиях ценностного кризиса необходима комплексная диагностика внутриличностных конфликтов юношеского этапа развития и своевременная психологическая коррекция.

Информация о работе Особенности межличностных и внутриличностных конфликтов школьников