Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности проявления внутриличностного и межличностного конфликта у юношей и девушек в подростковом и юношеском возрасте.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы по конфликтологии об особенностях межличностных и внутриличностных конфликтов подростков и старших школьников.
2) Подобрать методы исследования.
3) Исследовать особенности межличностных и внутриличностных конфликтов подростков и старших школьников.
4) Исследовать уровень конфликтности и агрессивности.
5) Диагностика свойств «предметно – деятельностных» и «коммуникативных» аспектов темперамента.
Введение................................................................................................3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте …….6 1.1. Общая характеристика подросткового возраста………………………..6
1.2. Понятие юношеского возраста. Психологические и физиологические новообразования юношеского возраста…………………………………….10
1.3. Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте………………………………………..14
1.4. Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в юношеском возрасте…………………………………………..16
1.5. Методы преодоления конфликтов в подростковом и юношеском возрасте…………………………………………………………………….....24
Выводы по первой главе……………………………………………….........26
Глава 2. Эмпирическое исследование внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте…………………….....27
2.1. Методический инструментарий и ход исследования…………………27
2.2. Анализ полученных результатов……………………………………....32
Выводы по второй главе………………………………………………….....39
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованной литературы…………………………………….....42
Приложения
Рис.2. Суммарные показатели по шкалам.
То есть в данном классе преобладает напористость и неуступчивость по отношению друг к другу. Активное отстаивание собственной позиции и стремление к достижению собственных целей. А негативная агрессивность проявляется, например, в манере поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся порядков.
По результатам опросника структуры темперамента Русалова (Рис.3), мы сделали вывод, что в исследуемой группе высокий уровень значимости социальной эргичности. То есть в данном классе прослеживается потребность в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию. А также здесь наблюдается низкий уровень эмоциональности, то есть в группе высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, чувствительность к неудачам.
Рис.3. Диагностика свойств «предметно – деятельностных» и «коммуникативных» аспектов темперамента.
По результатам исследования опросника К. Леонгарда – Н. Шмишека на «Акцентуации характера» (Рис.4), мы сделали вывод, что в данном классе преобладает высокий уровень значимости гипертимного типа. Рис.4. Диагностика типов акцентуации характера.
То есть люди этого типа отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Также к высокому уровню можно отнести экзальтированный, эмотивный и циклотимный типы. Экзальтированному типу свойственна яркая черта - способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивостъ, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной.
Далее разберем результаты корреляционного анализа, который позволяет выявить, влияют ли на межличностные конфликты в подростковом и юношеском возрастах чрезмерная агрессивность, социальная эргичность и негативные черты характера.
Выводы по второй главе.
Всего в исследовании приняли участие 30 человек, из них: 14 юношей и 16 девушек. Для анализа данных нами был выбран ранговый коэффициент корреляции Спирмена, благодаря которому нами были выявлены чрезмерная агрессивность, социальная эргичность и негативные черты характера подросткового и юношеского возраста, влияющие на межличностные конфликты.
- по результатам опросника структуры темперамента Русалова, мы пришли к выводу, что в исследуемой группе высокий уровень значимости социальной эргичности (9,90), а также наблюдается низкий уровень эмоциональности(4,70);
- у лиц, имеющих дистимический, тревожный и экзальтированный типы акцентуации характера, существует прямая связь с нетерпимостью к мнению других;
- у лиц, имеющих предметную эргичность, выявлена значимая обратная связь с неуступчивостью;
- у лиц, имеющих такой аспект темперамента, как пластичность, существует значимая обратная связь с неуступчивостью;
- у испытуемых, имеющих тревожный тип акцентуации характера, выявлена прямая связь с социальной эргичностью;
- у лиц, имеющих такой компонент, как мстительность, выявлена прямая связь с негативной агрессивностью.
Заключение.
Проблема внутриличностных и межличностных конфликтов на современном этапе развития общества играет в конфликтологической науке значительную роль и представляет интерес для специалистов, работающих в школах, психологических центрах, то есть тех организациях, которые имеют дело с подростковым и юношеским возрастом. Данная работа направлена на изучение межличностных и внутриличностных конфликтов в подростковом и юношеском возрасте. Надеемся, что предлагаемая работа станет необходимым звеном для последующего развития исследований и практики в этой области. Из года в год растет число выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации, делаются доклады на конференциях самой разной направленности.
1. Был проведён теоретический анализ литературы по теме подросткового и юношеского возрастов, заключающийся в исследовании источников литературы по данной проблематике.
2. Были выбраны методы для исследования - Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев), Опросник структуры темперамента Русалова, Опросник К. Леонгарда – Н. Шмишека «Акцентуации характера».
3. Было проведено исследование на 10 классе, включающее использование вышеперечисленных методик.
4. После обработки результатов, мы сделали корреляционный анализ.
То есть из вышесказанного следует, что цель нашего исследования достигнута. А предположение о том, что влияют ли на межличностные конфликты в подростковом и юношеском возрасте чрезмерная агрессивность, социальная эргичность, негативные черты характера, которое было выдвинуто в качестве гипотезы, подтвердилось.
Список использованной литературы.
1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
2
Информация о работе Особенности межличностных и внутриличностных конфликтов школьников