Особенности межличностных и внутриличностных конфликтов школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть особенности проявления внутриличностного и межличностного конфликта у юношей и девушек в подростковом и юношеском возрасте.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы по конфликтологии об особенностях межличностных и внутриличностных конфликтов подростков и старших школьников.
2) Подобрать методы исследования.
3) Исследовать особенности межличностных и внутриличностных конфликтов подростков и старших школьников.
4) Исследовать уровень конфликтности и агрессивности.
5) Диагностика свойств «предметно – деятельностных» и «коммуникативных» аспектов темперамента.

Содержание

Введение................................................................................................3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте …….6 1.1. Общая характеристика подросткового возраста………………………..6
1.2. Понятие юношеского возраста. Психологические и физиологические новообразования юношеского возраста…………………………………….10
1.3. Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте………………………………………..14
1.4. Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в юношеском возрасте…………………………………………..16
1.5. Методы преодоления конфликтов в подростковом и юношеском возрасте…………………………………………………………………….....24
Выводы по первой главе……………………………………………….........26
Глава 2. Эмпирическое исследование внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте…………………….....27
2.1. Методический инструментарий и ход исследования…………………27
2.2. Анализ полученных результатов……………………………………....32
Выводы по второй главе………………………………………………….....39
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованной литературы…………………………………….....42
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа_Семёнова_Виктория_2011.doc

— 247.50 Кб (Скачать документ)

                Рис.2. Суммарные показатели по шкалам.

То есть в данном классе преобладает напористость и неуступчивость по отношению друг к другу. Активное отстаивание собственной позиции и стремление к достижению собственных целей. А негативная агрессивность проявляется, например, в манере поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся порядков.                

По результатам опросника структуры темперамента Русалова (Рис.3), мы сделали вывод, что в исследуемой группе высокий уровень значимости социальной эргичности. То есть в данном классе прослеживается потребность в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию. А также здесь наблюдается низкий уровень эмоциональности, то есть в группе высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, чувствительность к неудачам.

Рис.3. Диагностика свойств «предметно – деятельностных» и «коммуникативных» аспектов темперамента.

По результатам исследования опросника К. Леонгарда – Н. Шмишека на «Акцентуации характера» (Рис.4), мы сделали вывод, что в данном классе преобладает высокий уровень значимости гипертимного типа.     Рис.4. Диагностика типов акцентуации характера.

          То есть люди этого типа отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Также к высокому уровню можно отнести экзальтированный, эмотивный и циклотимный типы. Экзальтированному типу свойственна яркая черта - способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивостъ, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной.                                                                                                                       Для людей эмотивного типа характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность.                                                                                                                                       Циклотимный тип характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. Низким уровнем значимости является дистимический тип. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни.

           Далее разберем результаты корреляционного анализа, который позволяет выявить, влияют ли на межличностные конфликты в подростковом и юношеском возрастах чрезмерная агрессивность, социальная эргичность и негативные черты характера.                                        Для корреляционного анализа были взяты следующие переменные:                               1) показатели, полученные в результате проведения  методики "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев);                                       2) показатели, полученные из опросника Русалова на выявление «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента;                                  3) показатели, полученные из опросника К. Леонгарда – Н. Шмишека на определение доминирующего типа акцентуации. Нами был использован ранговый коэффициент корреляции Спирмена.                                             Разберем результаты корреляционного анализа между акцентуациями характера, «предметно - деятельностных» - «коммуникативных» аспектов темперамента и личностной агрессивностью и конфликтностью (Приложение №4). Проанализировав результаты таблицы, можно увидеть, что у испытуемых, имеющих дистимическую, тревожную и экзальтированную акцентуацию характера существует взаимосвязь с нетерпимостью к мнению других. Здесь выявлена, статистически достоверно, прямая связь (положительная корреляция) - (rs = 0,44; при          p <0,05), (rs = 0,51; при p <0,01), (rs = 0,64; при p <0,001). То есть чем выше показатели  акцентуации характера, тем выше нетерпимость к мнению других. Это можно объяснить тем, что люди дистимического типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможенны, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Этому типу свойственна нетерпимость к мнению других.  Подростки тревожного типа отличаются низкой контактностью, неуверенностью в себе, застенчивостью. Они не умеют отстаивать свою точку зрения и предпочитают избегать конфликты. Экзальтированный тип характеризуется привязанностью к друзьям и близким, альтруистичностью, чувством сострадания. На первый план они ставят не собственные интересы, а межличностные отношения и гармонию в них.                                                      Также корреляционный анализ показал, что между выраженностью предметной эргичности и неуступчивостью выявлена значимая обратная связь (отрицательная корреляция - (rs = - 0,50; при p <0,01).                                                                               То есть чем выше предметная эргичность, тем ниже показатель неуступчивости. Это объясняется тем, что у испытуемых высокая потребность в освоении предметного мира, жажда деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения, следовательно, упрямство проявляется в меньшей степени.     Далее корреляционный анализ показал, что между выраженностью пластичности и неуступчивостью выявлена значимая обратная связь (отрицательная корреляция) – (rs = - 0,53; при p <0,01). То есть чем выше пластичность, тем ниже показатель неуступчивости. Это объясняется тем, что у людей преобладает легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.                                                             Проанализировав результаты таблицы, также можно увидеть, что между выраженностью у испытуемых тревожного типа акцентуации характера и социальной эргичностью выявлена, статистически достоверно, прямая связь (положительная корреляция) – (rs = 0,46; при p <0,01). То есть чем выше показатель тревожного типа акцентуации характера, тем выше социальная эргичность. Это можно объяснить тем, что подростки тревожного типа отличаются низкой контактностью, неуверенностью в себе, застенчивостью. Они не умеют отстаивать свою точку зрения и предпочитают избегать конфликты. Тем самым появляется высокая  потребность в социальном контакте, стремление к лидерству, стремление достичь высокого ранга.   Также можно отметить, что между выраженностью мстительности и негативной агрессивностью выявлена, статистически достоверно, прямая связь (положительная корреляция) – (rs = 0,83; при p <0,001). То есть чем выше показатель мстительности, тем выше негативная агрессивность. Это можно объяснить тем, что люди, склонные к мести, больше проявляют негативную агрессивность, например, в манере поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся порядков.                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе.

          Всего в исследовании приняли участие 30 человек, из них: 14 юношей и 16 девушек. Для анализа данных нами был выбран ранговый коэффициент корреляции Спирмена, благодаря которому нами были выявлены чрезмерная агрессивность, социальная эргичность и негативные черты характера подросткового и юношеского возраста, влияющие на межличностные конфликты.                                                                                                                      Проведя исследование, мы пришли к следующим выводам:                                                                                                  - результаты методики Личностной агрессивности и конфликтности  Е.П. Ильина – П.А. Ковалева показали, что в группе испытуемых преобладают подростки с такими компонентами, как бескомпромиссность, то есть не идущие на компромисс и мстительность (люди, склонные к мести). Бескомпромиссность имеет наибольший показатель – 6,43, мстительность наименьший - 4,10;                                                                                

- по результатам опросника структуры темперамента Русалова, мы пришли к выводу, что  в исследуемой группе высокий уровень значимости социальной эргичности (9,90), а также  наблюдается низкий уровень эмоциональности(4,70);                                                                                                              - результаты по опроснику К. Леонгарда – Н. Шмишека на «Акцентуации характера» показали, что в данном классе преобладает высокий уровень значимости гипертимного типа, также к высокому уровню можно отнести экзальтированный, эмотивный и циклотимный типы;

- у лиц, имеющих дистимический, тревожный и экзальтированный типы акцентуации характера, существует прямая связь с нетерпимостью к мнению других;

- у лиц, имеющих предметную эргичность, выявлена значимая обратная связь с неуступчивостью;

-  у лиц, имеющих такой аспект темперамента, как пластичность, существует значимая обратная связь с неуступчивостью;

- у испытуемых, имеющих тревожный тип акцентуации характера, выявлена прямая связь с социальной эргичностью;

- у лиц, имеющих такой компонент, как мстительность, выявлена прямая связь с негативной агрессивностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

          Проблема внутриличностных и межличностных конфликтов на современном этапе развития общества играет в конфликтологической науке значительную роль и представляет интерес для специалистов, работающих в школах, психологических центрах, то есть тех организациях, которые имеют дело с подростковым и юношеским возрастом. Данная работа направлена на изучение межличностных и внутриличностных конфликтов в подростковом и юношеском возрасте. Надеемся, что предлагаемая работа станет необходимым звеном для последующего развития исследований и практики в этой области. Из года в год растет число выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации, делаются доклады на конференциях самой разной направленности.                                                                                                         Из результатов проделанной работы можно сделать такие выводы:

1.      Был проведён теоретический анализ литературы по теме подросткового и юношеского возрастов, заключающийся в исследовании источников литературы по данной проблематике.

2.      Были выбраны методы для исследования - Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев), Опросник структуры темперамента Русалова, Опросник К. Леонгарда – Н. Шмишека «Акцентуации характера».

3.      Было проведено исследование на 10 классе, включающее использование вышеперечисленных методик.

4.      После обработки результатов, мы сделали корреляционный анализ.

То есть из вышесказанного следует, что цель нашего исследования достигнута. А предположение о том, что влияют ли на межличностные конфликты в подростковом и юношеском возрасте чрезмерная агрессивность, социальная эргичность, негативные черты характера, которое было выдвинуто в качестве гипотезы, подтвердилось.

Список использованной литературы.

1. Божович Л.И. Личность и её формирование  в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.                                                                                                 2. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. – М.,1982, т. 4                                                     3. Гришина Н.В. «Психология конфликта» 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008                       4. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. – Ростов - на - Дону: Феникс,2008.                                                                   5. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. T.I. Характер. Л.: Изд – во Ленинградского университета, 1957.                                       6. Конфликтология: учебник/под ред. А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М.:ИНФРА – М,2006                                                                      7. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер,2000.                                                  8. Морозов А.В. Деловая психология. СПб., 2000. - С.368                                                 9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития детство, отрочество. – М.: ACADEMIA, 1999. – 456 с.                                                                  10. Нартова – Бочавер С.К. Дифференциальная психология. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 280 с.                                                                                                     11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.,1995. 12. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996. – 432 с.                           13. Психологический словарь под ред. В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова. – М.:АСТ, Астрель, 2006.                                                                                                14. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М.,1994.                                                                                     15. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб: Питер,2002.                                                                                                                                                                                                                  16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: Просвещение, 2000. – 416 с.                                                                                           17. Тополова Е.В., Т.Е. Аргентова. Внутриличностные конфликты подростков.                                                                                                                              18. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М. 1999                                                  19. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб.: Питер, 2008. – 607 с.                           20. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. -  349 с.                                                                                                                                                                                                        21. Эриксон Э. Детство и общество.                                                                                                                                                                         22. http://www.wikipedia.ru/                                                                                               23. http://ogk.edu.ru/studentu                                                                                                      24. http://webcommunity.ru/334/      .                                                                                 25. http://www.nnmama.ru/  

2

 



Информация о работе Особенности межличностных и внутриличностных конфликтов школьников