Особенности мотивационой сферы в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
провести анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;
изучить социально-психологические особенности студенческого возраста;
изучить учебно-профессиональную мотивацию студентов

Содержание

Введение
Глава 1
1.1.Мотивационная сфера личности.
Глава 2
2.1.Юношеский возраст
2.2. Психологические особенности развития потребностно-мотивационной сферы в юношеском возрасте
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

исправленное.docx

— 54.54 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМ.

 Н. П. ОГАРЕВА»

 Историко-социологический  институт

Кафедра  общей психологии

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности мотивационой сферы в юношеском  возрасте

 

 

 

 Автор курсовой работы           ____________________               Е.В.Кошкина

Обозначение курсовой работы  КР-02069964-030300.62-№ по списку-12

Специальность Психология

Руководитель работы                              

к.ф.н., преподаватель               ____________________               Е.В.Арсентьева                                                                    

                                                                            Оценка   _____________

 

 

Саранск 2013

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.

 Н. П. ОГАРЕВА»

                                   Историко-социологический институт

                                           Кафедра  общей психологии 

                                    ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

 

Студент    Елена Вячеславовна Кошкина

1 Тема  Особености мотивационой сферы в юношеском возрасте

2 Срок представления работы (проекта)к защите ____________

3 Исходные данные для научного исследования: научно-методическая литература.

4 Содержание курсовой работы (проекта)

    1. Название главы
    2. Название главы

Руководитель работы                   _____________________    Е.В.Арсентьева

           дата, подпись

Задание принял к исполнению    _____________________    Е.В.Кошкина

                                       дата, подпись                              

Саранск 2013

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1

1.1.Мотивационная сфера личности.

Глава 2

2.1.Юношеский возраст

2.2. Психологические особенности развития потребностно-мотивационной сферы в юношеском возрасте

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход от старшего школьного  возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных  жизненных представлений.

В этом возрасте формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. Студенческий возраст  является переходным периодом развития. В этот период возникают новые  мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и  качества личности, характерные для  предшествующего периода. Таким  образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей  системы и связаны с развитием  самосознания, осознания положения  собственного «Я» в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим  компонентам структуры личности, по степени сформированности которых  можно судить об уровне сформированности личности.

Актуальность  исследования. Проблема учебно-профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом отображаются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Студенческий возраст  представляет особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической  и возрастной категории принадлежит  психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Одними из важнейших компонентов педагогической деятельности является мотивационный комплекс личности: мотивация учебной и профессиональной деятельности, мотивация успеха и боязнь неудачи, факторы привлекательности профессии для студентов. Правильное выявление образовательных потребностей, интересов и склонностей является важным в учебной мотивации. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения. 

Задачи исследования:

  1. провести анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;
  2. изучить социально-психологические особенности студенческого возраста;
  3. изучить учебно-профессиональную мотивацию студентов;

 

 

Цель исследований - изучить мотивационную  сферу личности студента и определить психологические факторы, условия  и средства ее формирования в профессиональной деятельности.

Объектом исследования является мотивационная  сфера личности.

Предмет исследования - психологические  факторы, условия и средства мотивационной  сферы личности студента и ее формирование в профессиональной деятельности.

 
 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

1.1.Мотивационная сфера личности.

Термин «мотив» представляет собой более узкое понятие, чем  «мотивация». Большинство психологов сходятся на том, что мотив – это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние. «Принимая цель (предмет) в качестве мотива можно ответить  на вопросы «зачем» и «для чего» осуществляется поведение, т.е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека» . Л. И. Божович, А. Г. Ковалев К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн рассматривают мотив как потребность. Эта точка рения на мотив  дает ответ на вопрос: «почему осуществляется активность человека», поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека на преобразование среды с целью удовлетворения нужды» [1, с. 50-51].

Рассматривая мотив как  намерение «можно ответить на вопросы: «чего  человек хочет достичь?», «что и как хочет сделать?» и тем самым понять основания поведения. Намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено». Для западных психологов характерен взгляд на мотив как на устойчивое свойство личности.  Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство психологов считают, что мотив – это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку [там же].

Мотивация является одной  из фундаментальных проблем, как  в отечественной, так и в зарубежной психологии. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации заключается в множественности подходов  к пониманию ее сущности, природы, структуры, а так же к методам ее изучения. Также вопросам мотивации посвящено большое количество монографий как отечественных (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев), так и зарубежных (А.Адлер, Дж. Аткинсон, К.Левин, А.Маслоу, Дж. Роттер, Х. Хекхаузен и др.) авторов.

В современной психологии  в общем виде под словом «мотивация»  понимается  совокупность движущих сил, которые побуждают человека к совершению  определенных действий. Термин «мотивация» более широкое  понятие, чем термин «мотив». Мотивация  включает в себя представление о  потребностях, интересах, намерениях, целях, стремлениях, побуждениях, имеющихся  у человека. Мотивация объясняет  поведение человека, а не описывает  его .

На протяжении всего времени  взгляды на сущность, и происхождение мотивации человека менялись неоднократно, но рассматривались с точки зрения таких философских течений как рационализм и иррационализм.

Согласно рационалистической точке зрения, которая особо была распространена в работах древних  философов и теологов вплоть до середины XIX века, «человек представлял уникальное существо особого рода, не имеющего ничего общего с животными. Считалось, что он, и только он наделен разумом».

С иррационалистической, по существу биологизаторской, точки зрения на поведение человека были сформулированы теории инстинктов З. Фрейда и У. Макдауголла, которые были предложены в конце XIX и разработанные в начале XX века. Они пытались понять социальное поведение человека по аналогии с поведением животных. З.Фрейд и У. Макдауголл пытались свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. «В теории З. Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. У. Макдауголл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения» [17, с.472].

В начале XX века понятие «инстинкт» все реже употреблялось применительно  к человеку. Вместо этого понятия  использовали такие понятия, как  потребность, рефлекс, влечение.

Также, в начале XX века, на основе эволюционных учений Ч. Дарвина и И.И. Павлова, возникает еще два новых направления – это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая теория являлась логическим продолжением идей Д. Уотсона, которая объясняла поведение человека.

Исследования, которые начал  И.И. Павлов, были продолжены такими учеными, как Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин и Е.Н. Соколов. Каждый из них предложил  свою теорию: Н.А. Бернштейн разработал оригинальную теорию психофизиологической регуляции движений, П.К. Анохин предложил  модель функциональной системы, которая  описывает и объясняет динамику поведенческого акта, и Е.Н. Соколов, «который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, предложил модель концептуальной рефлекторной дуги»[17, с. 474].

Специальные концепции мотивации, относимые только к человеку, начинают выделяться с 30-х годов XX века. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. «Левин учил, что объяснить поведение можно только из тех отношений, которые складываются у личности с ее непосредственной, конкретной средой в данный микроинтервал времени. Прошлый опыт может влиять на субъекта только в том случае, если сохраняется актуальность этого опыта "здесь и теперь". Левин полагал, что нет принципиальных различий между органической потребностью, "например потребностью в пище", и мотивацией, присущей деятельности человека. Имеется общая мотивационная динамика» [18].  

Одним из ранних исследователей личностной мотивации (в терминах потребностей личности) была работа Х. Мюррея (1938). Из множества рассматриваемых автором  побудителей поведения им были выделены четыре основных: потребность в достижении, потребность в доминировании, потребность  в самостоятельности, потребность  в аффиляции. Эти потребности, рассмотренные  в более широком контексте, М. Аргайл включил в общую структуру  мотивации (потребностей): 1) несоциальные потребности, которые могут вызвать  социальное взаимодействие (биологические  потребности в воде, еде, деньгах); 2) потребность в зависимости как  принятие помощи, защиты, принятие руководства, особенно от тех, кто авторитетен  и имеет власть; 3) потребность в аффилиации, т.е. стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятии группой, сверстниками; 4) потребность в доминировании, т.е. принятии себя другими или группой других как лидера, которому дозволено говорить большее время, принимать решения; 5) сексуальная потребность – физическая близость, дружеское и интимное социальное взаимодействие представителя одного пола с привлекательным представителем другого; 6) потребность в агрессии, т.е. в нанесении вреда, физически или вербально; 7) потребность в чувстве собственного достоинства (self-esteem), самоидентификации, т.е. в принятии самого себя как значимого [10].

Иная классификация человеческих потребностей была представлена у известного гуманиста А. Маслоу. Он считал, что у человека с рождения последовательно появляются и развиваются следующие семь классов потребностей: потребности физиологические, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания), познавательные потребности, эстетические потребности. Она представляет собой сложную систему, в которую включены определенные иерархизированные структуры.

Во второй половине  XX века теории потребностей человека были дополнены рядом мотивационных концепций, представленных в трудах  Д. Макклелланда, Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера. Общими для всех них являются положения:

1. Невозможность создания  единой универсальной теории  мотивации, которая бы объясняла   и поведение животных, и поведение людей;

2. Редукция напряжения  не является основным мотивационным  принципом активности человека;

3. Утверждение принципа  активности человека;

4. Роль бессознательного  сознательного  в детерминации поведения человека;

5. Стремление вести в  научный оборот специфические  понятия, которые отображали  бы особенности человеческой  мотивации. Например, такие понятия  как «социальные потребности», «мотивы» (Д. Маккеланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен), «жизненные цели» (К. Роджерс, Р. Мей), «когнитивные факторы» (Ю. Роттер, Г. Келли и др.).

Информация о работе Особенности мотивационой сферы в юношеском возрасте