Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:20, курсовая работа
Задачи исследования:
провести анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;
изучить социально-психологические особенности студенческого возраста;
изучить учебно-профессиональную мотивацию студентов
Введение
Глава 1
1.1.Мотивационная сфера личности.
Глава 2
2.1.Юношеский возраст
2.2. Психологические особенности развития потребностно-мотивационной сферы в юношеском возрасте
Заключение
Список литературы
Максимум эмоциональных реакций
(в том числе и тревожности)
юноши проявляют в отношении
сверстников, близких, друзей и минимум
– в отношениях с посторонними
взрослыми и преподавателями. Возраст
до 18 лет является критическим для
появления психопатий. Кроме того,
в юношеском возрасте особенно остро
акцентуируются некоторые свойства
характера (в частности, повышенная
активность, возбудимость, подозрительность,
педантичность, замкнутость и т.д.),
которые могут закрепиться и
повышать возможность возникновения
психических травм и
В юношеском возрасте значительно
расширяется круг факторов, способных
вызвать эмоциональный отклик; способы
выражения эмоций становятся более
гибкими и разнообразными; увеличивается
продолжительность
Но нужно иметь в виду, что низкий уровень эмоционального реагирования в юношестве - признак психологически неблагоприятный. Внешне это выглядит как повышенное беспокойство, раздражительность, неустойчивость, однотипность или неадекватность эмоционального реагирования. Юноши в этом случае неловки, нерешительны, малообщительны, эмоционально скованы и часто неадекватны. К 30 годам после трудной адаптации к среде, работе, профессии они чаще обнаруживают невротические симптомы.
В целом же, чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение коммуникативности и общего эмоционального самочувствия.
Мы знаем, что к подростковому
возрасту складываются основные структуры
темперамента; юношеский возраст
усиливает способность
В целом юношеский возраст
Юность характеризуется и
Развитие эмоциональности в
юности тесно связано с
Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабильности личности в этот период, начавшийся с формирования «Я-концепции» на границе подросткового и старшего школьного возрастов. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 15-16 лет.
2.2. . Психологические особенности развития потребностно-мотивационной сферы в юношеском возрасте
«Юность устремлена в будущее.
Становится актуальным поиск своего места в мире.
Происходит личностное, социальное и профессиональное
самоопределение. Ведущей деятельностью
Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. В возрастных новообразованиях проявляются особенности психических процессов, состояний, свойств личности, характеризующие ее переход на более высокую степень организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики. Они проявляются и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере [5, с. 63].
В юношеском возрасте отмечается прогрессирующее развитие теоретического мышления. Продолжается развитие абстрактно-логического мышления. «Объем внимания, его способность длительно сохранять интенсивность и переключаться с одного предмета на другой находятся на весьма высокой ступени развития» [20, с. 328]. Развитие внимательности ведет к совершенствованию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой. Развивается образная память. «Память становится произвольной, управляемой. Речь старших школьников более богата по лексике, более гибкая по интонации. Иногда письменная речь развита лучше, чем устная» [7, с. 18].
В юности активно развиваются творческие способности. «Экспериментальные исследования отечественных психологов Д.Б. Богоявленской (1976), В. А. Петровского (1975) и др. свидетельствуют, что творчество имеет целеполагающий характер [20, с. 328].
Еще одной особенностью развития когнитивной сферы человека в юношеском возрасте является то, что умственное развитие заключается не столько в накоплении определенных умений и изменении отдельных свойств своего интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности,
по определению Е. А. Климова, это «индивидуально-
Стиль мышления юноши в значительной степени определяется типом его нервной системы. Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».
«Высокий уровень самосознания старшего школьника приводит его к самопознанию и самовоспитанию. Осознание своей особенности сочетается с интересом к себе, со стремлением к самопознанию. Стремление ответить на вопрос: «Каков я, к чему способен?» – ведет к развитию рефлексии. Интерес к рефлексии ведет к самоанализу. Интерес к собственной личности становится движущей силой пристального внимания к другим людям (особенно к сверстникам). Познание себя через других становится составной частью самопознания, толчком к самовоспитанию» [7, с. 51].
«Мотивационно-потребностные
компоненты учебной и учебно-
В отечественной психолого-
Учебный мотив как структурный компонент учебной мотивации, по определению Л.И. Божович, представляет собой «побуждения, характеризующие личность учащегося, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой» [15, с. 22]. А.К. Маркова определяет мотив как «направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанную с ее внутренним отношением учащегося к ней» [15, с. 56].
В последние десятилетия получил развитие подход к учебной деятельности как к полимотивированной. Этот подход отражен в работах А.К. Марковой, которая рассматривает становление мотивации как усложнение структуры мотивационной сферы и входящих в нее побуждений, а также иногда противоречащих отношений между ними. В этой связи в психологии используется классификация учебных мотивов с точки зрения их личностной значимости и функции в системе учебной мотивации. При этом выделяются мотивы смыслообразующие, которые не только побуждают деятельность, но и придают ей личностный смысл, и мотивы-стимулы, которые, действуя параллельно с первыми, служат дополнительными побуждениями. Смыслообразующие мотивы, они же ведущие (Н.Ф. Талызина), доминирующие (Р.Р. Бибрих, И.А. Васильев), преобладающие (В.Э. Мильман), определяют направленность всей мотивационной системы. Если учащийся удовлетворен тем, как реализуется в деятельности учения его смыслообразующий мотив, то он будет стремиться продолжать ее, даже если она не позволит реализоваться мотиву-стимулу. Исследователи учебно-профессиональной мотивации (А.К. Маркова, Л.И. Божович и др.) выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебно-профессиональной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, обусловленные различными социальными отношениями студента с другими людьми [2]. Среди познавательных мотивов, в свою очередь, выделяют широкие познавательные мотивы, определяющиеся ориентацией человека на усвоение новых знаний, и учебно-познавательные мотивы, характеризующиеся ориентацией на освоение способов добывания знаний, а также мотивы самообразования – направленность на самостоятельное совершенствование способов получения знания. Иными словами, студенту необходимы устойчивые профессиональные мотивы учебной деятельности и вполне адекватные представления о своей будущей работе. При наличии этих составляющих мотивации у студентов последние будут стремиться к постоянному развитию креативности, нацеленной на получение нового знания и формирования профессионально важных качеств [8].
Становлению мотивации профессионального учения в студенческом возрасте содействует ряд особенностей студента: потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего; становление социальных мотивов гражданского долга, отдачи обществу; тенденция к осознанию своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов, ориентации [2]. Изменение учебной мотивации объясняется потребностью в самоосознании себя как целостной личности, оценке своих возможностей в выборе профессии, в самосознании своей жизненной позиции.
«Именно в этом возрасте активность в целом носит преимущественно избирательный характер и оказывается неразрывно связанной с развитием способностей, в том числе и учебных» [1].
Одной из проблем оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов является изучение вопросов, связанных с мотивацией учения. Это определяется тем, что в системе «обучающий – обучаемый» студент является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности, к анализу учебной деятельности которого в ВУЗе нельзя подходить односторонне, обращая внимания лишь на «технологию» учебного процесса, не принимая в расчет мотивацию.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, – в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых спецификой учебного предмета.
На основе системного анализа
были сформулированы основные факторы,
способствующие тому, чтобы учение было
интересным для ученика [8]. Согласно данным
этого анализа, важнейшей предпосылкой
создания интереса к учению является воспитание
широких социальных мотивов деятельности,
понимания ее смысла, осознание важности
изучаемых процессов для собственной
Необходимо условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность.
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения.
Информация о работе Особенности мотивационой сферы в юношеском возрасте