Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:13, курсовая работа
Познание окружающей действительности человека начинается с ощущений и восприятий. Но для полного, объективного отражения мира этих мыслительных действий недостаточно. Поэтому от ощущений и восприятий оно переходит к мышлению. Отталкиваясь от того, что дано в ощущениях и в восприятии, мышление расширяет наше познание, это достигается опосредованно с помощью умозаключений, позволяет раскрыть то, что непосредственно в восприятии не дано. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.
Одной из наиболее важных мыслительных операций является сравнение, т.е. установление черт сходства и различия между предметами. При дефектах зрения наблюдаются определенные затруднения в процессе выполнения операции сравнения: слепые часто выделяют несущественные или чрезмерно общие признаки, что препятствует правильной классификации и систематизации.
Также следует сюда отнести еще одну мыслительную операцию, такую как абстрагирование при работе которой у слепых так же возникают определенные трудности. Абстрагирование – отвлечение от совокупных признаков объекта с фиксированием какого-либо главного признака. Это самая малодоступная операция для слепых. Абстрагирование, как и обобщение, начинаются на уровне чувственного познания и лишь, затем развиваются в деятельности, в процессе обучения, в процессе овладения понятиями.
Литвак А.Г. утверждает, что «полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную сферу, затрудняя и обедняя чувственное познание, тем самым отрицательно влияет на развитие мышления слепых». (Литвак А.Г., 2006: с.296).
Однако эти недостатки не делают мышление слепых необратимо неполноценным. В процессе обучения и воспитания устраняется основная причина замедленного развития мышления - пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний.
Отражение окружающего мира, существенных его признаков, свойств и связей совершается опосредованно в понятиях, суждениях и умозаключениях - основных функциях мыслительной деятельности. Даже наиболее отвлеченные знания об объектах, например, о цвете и о свете, могут быть усвоены при врожденной тотальной слепоте. Эти знания закрепляются в форме понятий, которые являются важной формой компенсации. Понятия должны быть подкреплены чувственными данными.
Литвак А.Г. определяет понятие как «обобщенное и опосредованное знание об объекте или группе однородных объектов, закрепленное в слове. Понятия обобщенно отражают действительность в ее наиболее существенных свойствах, связях и отношениях». (Литвак А. Г.2006: с. 297).
Понятия тесно связаны
с представлениями - образами объектов,
ранее бывших в восприятии, на основе
представлений формируются
У людей с нарушением зрения, в первую очередь, страдает отражение в области мышления. Наиболее характерной особенностью мышления слепых является расхождение чувственного и логического. В этом случае имеет место формальное использование слов, что ведет к их искажению. Этого можно избежать, если новые и корректировать имеющиеся представления с помощью наглядных пособий, знакомить слепых с натуральными объектами.
Роль наглядности отмечалась еще Ушинским К.Д., он писал «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок схватит их на лету». (Ушинский К. Д 1939: с156).
В процессе решения мыслительных задач на основе понятий строятся и суждения – установление связей между объектами и умозаключения – выводы из имеющихся знаний.
При нарушении зрения нарушаются формальные суждения и умозаключения.
Все виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое при нарушениях зрениях не особо подвержены искажению. Независимо от того, под контролем какого анализатора совершается действие и независимо от того. Какая задача решается с помощью остаточного зрения или осязательно, оно остается наглядно-действенным и наглядно-образным. Развитие теоретического мышления невозможно без опоры на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Словесно-логическое мышление развивается на основе наглядно-образного, стимулирует развитие последнего, и они совместно с разных сторон отражают объективную действительность.
В случаях затруднения при решении какой-либо теоретической задачи взаимосвязь образного и теоретического мышления проявляется особенно четко. В работах Литвака А.Г. указывается что, «дивергенция чувственного и понятийного может создать не логический, а только формальный тип мышления. Здесь же следует заметить, что догматическое усвоение слепыми понятий, создающее целый рад трудностей при решении мыслительных задач, требует, пожалуй, гораздо более частого, чем при нормальном зрении и соответственно нормальном запасе представлений, “сличения мысли и вещи”». (А. Г. Литвак 2006: с.301).
Итак, мыслительная деятельность слепых подчиняется все тем же законам, что и у нормально видящих. Недостаток зрения лишь вносит определенную специфику в этот психологический процесс, оно не может изменить его сущность. Все отклонения могут быть преодолены в результате обучения и правильного формирования полноценных знаний.
Таким образом, в процессе развития наглядно-действенного мышления формируются общие интеллектуальные умения, а именно: осознание цели деятельности, анализ условия этой деятельности и средства достижения цели. Эти общие интеллектуальные умения необходимы для возникновения всех видов детской деятельности: игровой, изобразительной, элементарной трудовой. Безусловно, что каждый вид деятельности ставит свои задачи перед мышлением, что в свою очередь обеспечивает его дальнейшее развитие. Посредством слова люди общаются между собой, передавая культурно-исторический опыт. Благодаря мышлению человек познает предметы и явления, а также связи и отношения между ними.
Для эффективного школьного обучения необходимо закладывать полноценную основу наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Начиная с развития наглядно-действенного и продолжая формировать наглядно - образное мышление, педагог создает условия для становления воссоздающего воображения, т.е. у ребенка появляется возможность мысленно воспроизвести наглядную ситуацию на основе слова. Ведь многие школьные предметы основываются на способности ребенка представить ситуацию по словесному описанию учителя.
Многолетние исследования
свидетельствуют о
Важным в психическом развитии ребенка является формирование мышления. Именно в дошкольный период возникают не только основные формы наглядного мышления - наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления - способность к переносу одного свойства предмета на другие, причинное мышление, способность к анализу, синтезу и др.
Список литературы
Информация о работе Особенности мышления детей с интеллектуальной и сенсорной недостаточностью