Особенности мышления детей с интеллектуальной и сенсорной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание

Познание окружающей действительности человека начинается с ощущений и восприятий. Но для полного, объективного отражения мира этих мыслительных действий недостаточно. Поэтому от ощущений и восприятий оно переходит к мышлению. Отталкиваясь от того, что дано в ощущениях и в восприятии, мышление расширяет наше познание, это достигается опосредованно с помощью умозаключений, позволяет раскрыть то, что непосредственно в восприятии не дано. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

Одной из наиболее важных мыслительных операций является сравнение, т.е. установление черт сходства и различия между предметами. При дефектах зрения наблюдаются определенные затруднения в процессе выполнения операции сравнения: слепые часто выделяют несущественные или чрезмерно общие признаки, что препятствует правильной классификации и систематизации.

Также следует сюда отнести  еще одну мыслительную операцию, такую как абстрагирование при работе которой у слепых так же возникают определенные трудности. Абстрагирование – отвлечение от совокупных признаков объекта с фиксированием какого-либо главного признака. Это самая малодоступная операция для слепых. Абстрагирование, как и обобщение, начинаются на уровне чувственного познания и лишь, затем развиваются в деятельности, в процессе обучения, в процессе овладения понятиями.

Литвак А.Г. утверждает, что «полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную сферу, затрудняя и обедняя чувственное познание, тем самым отрицательно влияет на развитие мышления слепых». (Литвак А.Г., 2006: с.296).

Однако эти недостатки не делают мышление слепых необратимо неполноценным. В процессе обучения и воспитания устраняется основная причина замедленного развития мышления - пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний.

Отражение окружающего  мира, существенных его признаков, свойств  и связей совершается опосредованно  в понятиях, суждениях и умозаключениях - основных функциях мыслительной деятельности. Даже наиболее отвлеченные знания об объектах, например, о цвете и о свете, могут быть усвоены при врожденной тотальной слепоте. Эти знания закрепляются в форме понятий, которые являются важной формой компенсации. Понятия должны быть подкреплены чувственными данными.

Литвак А.Г. определяет понятие как «обобщенное и опосредованное знание об объекте или группе однородных объектов, закрепленное в слове. Понятия обобщенно отражают действительность в ее наиболее существенных свойствах, связях и отношениях». (Литвак А. Г.2006: с. 297).

Понятия тесно связаны  с представлениями  - образами объектов, ранее бывших в восприятии, на основе представлений формируются понятия. Нарушения на уровне понятия, неизбежно, отразятся на представлениях и наоборот.

У людей с нарушением зрения, в первую очередь, страдает отражение в области мышления. Наиболее характерной особенностью мышления слепых является расхождение чувственного и логического. В этом случае имеет место формальное использование слов, что ведет к их искажению. Этого можно избежать, если новые и корректировать имеющиеся представления с помощью наглядных пособий, знакомить слепых с натуральными объектами.

Роль наглядности отмечалась еще Ушинским К.Д., он писал «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок схватит их на лету». (Ушинский К. Д 1939: с156).

В процессе решения мыслительных задач на основе понятий строятся и суждения – установление связей между объектами и умозаключения – выводы из имеющихся знаний.

При нарушении зрения нарушаются формальные суждения и умозаключения.

Все виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое при нарушениях зрениях не особо подвержены искажению. Независимо от того, под контролем какого анализатора совершается действие и независимо от того. Какая задача решается с помощью остаточного зрения или осязательно, оно остается наглядно-действенным и наглядно-образным. Развитие теоретического мышления невозможно без опоры на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Словесно-логическое мышление развивается на основе наглядно-образного, стимулирует развитие последнего, и они совместно с разных сторон отражают объективную действительность.

В случаях затруднения  при решении какой-либо теоретической  задачи взаимосвязь образного и  теоретического мышления проявляется  особенно четко. В работах Литвака А.Г. указывается что, «дивергенция чувственного и понятийного может создать не логический, а только формальный тип мышления. Здесь же следует заметить, что догматическое усвоение слепыми понятий, создающее целый рад трудностей при решении мыслительных задач, требует, пожалуй, гораздо более частого, чем при нормальном зрении и соответственно нормальном запасе представлений, “сличения мысли и вещи”». (А. Г. Литвак 2006: с.301).

Итак, мыслительная деятельность слепых подчиняется все тем же законам, что и у нормально  видящих. Недостаток зрения лишь вносит определенную специфику в этот психологический процесс, оно не может изменить его сущность. Все отклонения могут быть преодолены в результате обучения и правильного формирования полноценных знаний.

Таким образом, в процессе развития наглядно-действенного мышления формируются общие интеллектуальные умения, а именно: осознание цели деятельности, анализ условия этой деятельности и средства достижения цели. Эти общие интеллектуальные умения необходимы для возникновения всех видов детской деятельности: игровой, изобразительной, элементарной трудовой. Безусловно, что каждый вид деятельности ставит свои задачи перед мышлением, что в свою очередь обеспечивает его дальнейшее развитие. Посредством слова люди общаются между собой, передавая культурно-исторический опыт. Благодаря мышлению человек познает предметы и явления, а также связи и отношения между ними.

Для эффективного школьного обучения необходимо закладывать полноценную основу наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Начиная с развития наглядно-действенного и продолжая формировать наглядно - образное мышление, педагог создает условия для становления воссоздающего воображения, т.е. у ребенка появляется возможность мысленно воспроизвести наглядную ситуацию на основе слова. Ведь многие школьные предметы основываются на способности ребенка представить ситуацию по словесному описанию учителя.

Многолетние исследования свидетельствуют о коррекционной  значимости выбранного пути в обучении проблемных детей и положительных  сдвигах в их мыслительной деятельности, развитии личностных качеств, а в сущности, их социализации.

Важным в психическом развитии ребенка является формирование мышления. Именно в дошкольный период возникают не только основные формы наглядного мышления - наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления - способность к переносу одного свойства предмета на другие, причинное мышление, способность к анализу, синтезу и др.

 

Список литературы

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Академия, 2002.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: 1985.
  3. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Хрестоматия по общей психологии. – М.: 1979.
  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – Изд. Академии педагогических наук РСФСР, М.: 1959.
  5. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб.: изд. Каро, 2006.
  6. Люблинская А.А. Детская психология. – учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 1971.
  7. Мухина В.С. Детская психология. Под редакцией Венгера Л.А. – М. Просвещение, 1985.
  8. Павлов И.П. Полное собр. Сочинений. – 2изд., т.III, кн.2. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1951.
  9. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: изд. Центр Академия,1996.
  10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. – М.: Просвещение, 1986.
  11. Стребелева Е.А. формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., Изд. Владос, 2005.
  12. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М.: Педагогика, 1990.
  13. Шив Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1965.



Информация о работе Особенности мышления детей с интеллектуальной и сенсорной недостаточностью