Особенности невербального поведения предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 04:01, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить особенности невербального поведения предпринимателей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Невербальное общение. Классификация невербального общения 5
1.1. Кинесика 5
1.2. Экстралингвистика и просодика 9
1.3. Такесика 10
1.4. Проксемика 11
Глава 2. Особенности невербального поведения предпринимателей 14
2. 1. Профессионально важные качества 14
2. 2. Предпринимательство как деятельность, атрибуты предпринимательства 15
2.3. Культура предпринимательства 19
2.4. Роль невербального общения в деятельности предпринимателя 21
Выводы 22
Заключение 23
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 63.87 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии

ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Курсовая работа

студентки II курса

специальности «Психология»

социально-гуманитарного  факультета

Корниловой Дианы Владимировны

Научный руководитель:

кандидат психологических  наук,

доцент Якунина Юлия Евгеньевна

Магадан 2010

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Невербальное общение. Классификация невербального  общения 5

1.1. Кинесика 5

1.2. Экстралингвистика  и просодика 9

1.3. Такесика 10

1.4. Проксемика 11

Глава 2. Особенности  невербального поведения предпринимателей 14

2. 1. Профессионально  важные качества 14

2. 2. Предпринимательство  как деятельность, атрибуты предпринимательства 15

2.3. Культура предпринимательства 19

2.4. Роль невербального  общения в деятельности предпринимателя 21

Выводы 22

Заключение 23

Список литературы 23

Введение

Актуальность работы

В настоящее время в  процессе общения и взаимопонимания  людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений. Любой человек постоянно обращается к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами, то есть со всеми людьми, окружающими его в повседневной жизни. Каждый человек во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нему. Если человек сознательно отнесется к невербальным сигналам, которые он одновременно и подает, и принимает, то тут же откроется возможность более эффективного и действенного их использования.

Изучение невербального  общения в отечественной психологии началось более 30 лет назад. К настоящему времени накоплено большое количество теоретических, аналитических, учебных и методологических материалов названной тематики. «Невербальное» рассматривается как неотъемлемый компонент общения, деятельности, психических процесса, личностных особенностей субъекта [2; 3; 5; 8].

Отечественные ученые, анализируя средства невербального общения» указывают  на их диалектическое единство биологического и социального, «психофизического  и социально-психологического» [там же]. С тех пор как ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество полезных фактов. Один из них – это то малое количество слов, являющихся значимыми в разговоре нескольких человек по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов.

Австралийский специалист по «языку телодвижений» А. Пиз [13; 14] утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%, мимики, жестов, позы (невербальное общение)– 55%. Иными словами можно сказать, что важно не что говорится, а как это говорится.

В настоящее время во всем мире происходит быстрый рост малого и среднего бизнеса. Так как ускорение темпа роста числа предпринимателей в России началось в 1992 году, когда новое правительство провозгласило решительный переход к рынку, тема взаимодействия предпринимателей стала так же быстро развиваться в психологии.

Невербальное общение  в предпринимательстве играет важную роль, ведь благодаря ему ведутся  эффективные или не очень переговоры, совершаются или не совершаются  сделки, а в последствии подписываются  или разрываются договоры.

Тема исследования невербального  общения в деятельности предпринимателей мало изучена, но имеет большое значение для современного общества, для отношений  между бизнесменами, ведь именно они  становятся основным социальным слоем  общества.

Цель работы: изучить особенности невербального поведения предпринимателей.

Объект исследования: профессиональная деятельность предпринимателей.

Предмет исследования: особенности невербального поведения предпринимателей.

Общая гипотеза.

Способность контролировать свое невербальное поведение в ходе переговоров является ПВК (профессионально важным качеством) предпринимателя, так как обеспечивает ему большую эффективность профессиональной деятельности.

Практическая значимость

Полученные данные могут  послужить основой для разработки системы тренинга профессионального  роста или профессионального  взаимодействия предпринимателей.

Структура и объем работы

Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы.

Основной текст занимает __ страниц, список литературы составляет __ наименований. Общий объем работы __ страниц.

 

Глава 1. Невербальное общение. Классификация невербального общения

Невербальное общение  — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме [9].

Австралийский специалист А. Пиз [13; 14] утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств -- 38%, мимики, жестов, позы -- 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается. Слушать собеседника означает также понимать язык жестов.

Учиться понимать язык невербального общения  важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические  знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение [10].

 

1.1. Кинесика

Кинесика – общая моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные реакции человека. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике (моторика всего тела, включающая в себя позу, походку, осанку и др.), а также визуальном контакте [5].

Походка – это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте.

Каждый человек узнает по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Люди знают, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Поза – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Поза, при которой человек  перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения человека из закрытой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается  поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован  в общении, он будет ориентироваться  на собеседника и наклоняться  в его сторону, а если не очень  заинтересован, наоборот, ориентироваться  в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником – это скопировать его позу и жесты.

Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов.

О той информации, которую  несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важна интенсивность  жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы – 20, итальянцы – 80, мексиканцы – 180 [1].

Вообще же интенсивность  жестикуляции растет вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Конкретный смысл отдельных  жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные  жесты, среди которых можно выделить:

  1. коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);

  1. модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.);

  1. описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

Существуют и микрожесты: движение глаз, покраснение щек, увеличение количества миганий, подергивания губ и т.д.

Мимика – движения мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования  показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации [9]. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждое  выражение лица является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы.

Визуальный  контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на человека смотрят мало, он имеет основания полагать, что к нему или к тому, что он говорит, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нему отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Отчасти долгота взгляда  человека зависит от того, к какой  нации он принадлежит. Жители южной  Европы имеют высокую частоту  взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо [5].

По своей специфике  взгляд может быть:

  • деловой – когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;

  • социальный – взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения;

Информация о работе Особенности невербального поведения предпринимателей