Особенности невербального поведения предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 04:01, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить особенности невербального поведения предпринимателей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Невербальное общение. Классификация невербального общения 5
1.1. Кинесика 5
1.2. Экстралингвистика и просодика 9
1.3. Такесика 10
1.4. Проксемика 11
Глава 2. Особенности невербального поведения предпринимателей 14
2. 1. Профессионально важные качества 14
2. 2. Предпринимательство как деятельность, атрибуты предпринимательства 15
2.3. Культура предпринимательства 19
2.4. Роль невербального общения в деятельности предпринимателя 21
Выводы 22
Заключение 23
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 63.87 Кб (Скачать документ)

 

2. 2. Предпринимательство  как деятельность, атрибуты предпринимательства

 

Необходимость предварительного анализа и определения  понятия «предпринимательство» связана с тем, что в современной науке до сих пор отсутствует единство в понимании сущности этого явления, его отличительных признаков и даже четкое и общепринятое определение самого термина «предприниматель». Основные причины этого обстоятельства следующие:

  1. предпринимательство — сравнительно новый, по крайней мере, в масштабах исторического развития общества феномен;
  2. это развивающееся явление, поэтому оно подвержено серьезным изменениям даже в своих сущностных характеристиках и имеет глубокую специфику в различных исторических, экономических и социо-культурных условиях;
  3. это сложное, многоаспектное явление, в котором тесно переплетаются экономические, социальные и психологические стороны [18].

Предпринять что-либо, — значит сделать инициативное, упреждающее действие, проявить активность до того, как будут четко определены ее условия и последствия. Способность к регулярному и успешному осуществлению такого рода активности, предполагающей умение быстро принимать и реализовывать решения в условиях неопределенности, определяется в повседневном языке как предприимчивость.

Предпринимательство — это целесообразная деятельность индивида или группы ассоциированных индивидов, предпринятая с целью создать, сохранить, увеличить ориентированную на получение прибыли организационную единицу, являющуюся совокупностью ресурсов, капитала, информации и труда, чтобы добиться денежной или иной выгоды, которая является мерой его успеха, во взаимодействии с экономическими, политическими, социальными условиями (институтами, обычаями) того периода развития общества, который позволяет значительную степень свободы принятия решений [18].

При анализе экономических функций  предпринимательства в одних  случаях подчеркивается роль предпринимателя как хозяйственного субъекта, осуществляющего функции оптимальной комбинации наличных ресурсов (финансовых, человеческих, организационных, информационных и т. д.) для удовлетворения спроса и извлечения дохода, в других — основная экономическая функция предпринимателя определяется как поиск и создание новых возможностей и комбинаций в экономике. В последнем случае принято говорить об инновационном предпринимательстве, в отличие от изобретательства, с одной стороны, и традиционного менеджмента, с другой [16].

С юридической точки зрения предпринимательство  определяется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке. Такое, достаточно широкое определение предпринимательства фактически включает в себя все виды деловой активности (бизнеса) за исключением наемного труда. Попытки выделения предпринимателей как особой социальной группы в рамках социальной стратификации [5] позволяют сформулировать критерии эмпирической идентификации ее представителей:

- основное занятие (предпринимательство,  индивидуальный труд, работа по найму);

  • основной род деятельности (владельцы предприятий, индивидуальный труд, работа по найму);
  • тип основного места работы (предприятия): индивидуальный труд, частные предприятия, акционированные предприятия, государственные предприятия;
  • профессионально-должностной статус (хозяйственные руководители, специалисты, рабочие, служащие).

На основании предложенных критериев были эмпирически выделены и идентифицированы представители предпринимателей современного бизнеса, в рамках которого, в свою очередь, были выделены подгруппы, различающиеся условиями и содержанием предпринимательской деятельности [там же]:

  1. собственно предприниматели, выступающие одновременно и собственниками, и руководителями своего предприятия (особую группу из их числа образуют так называемые «самозанятые», т. е. занимающиеся индивидуальным бизнесом);
  2. «полупредприниматели», совмещающие предпринимательскую деятельность с наемным трудом (в этой группе выделяются руководители и рядовые работники);
  3. менеджеры, осуществляющие функции руководства и распоряжения ресурсами, но не являющиеся собственниками предприятия (здесь выделяются совладельцы и наемные менеджеры).

К ключевым атрибутам предпринимателя  относят:

  1. стремление к коммерческому успеху и получению прибыли;
  2. действия в условиях риска;
  3. совмещение функции собственника капитала, наемного управляющего и работника;
  4. наличие коммерческой идеи;
  5. комбинирование ресурсами и перемещение капитала в зону максимальной прибыльности;
  6. определенный набор личностных качеств;
  7. свободу в выборе направлений и методов деятельности.

К возможным (дополнительным) атрибутам предпринимателя можно отнести:

а)   наличие собственного капитала;

б)  генерацию новой  идеи или технологии;

в)   предложение  новой услуги или товара, освоение нового сегмента рынка;

Особенностью деятельности предпринимателя по сравнению с  деятельностью наемных работников являются инициативность и  неопределенность.

Предприниматель не просто активно взаимодействует с окружающей действительностью, но сам является инициатором активности, тогда как наемных работников стимулируют внешние факторы. Ему никто не приказывает, что и как он должен делать, никто не следит за его занятостью и режимом дня. Тем не менее, на первых этапах предприниматели, как правило, годами работают без выходных и отпусков, развивая такую активность, какой невозможно добиться от менеджеров, работающих «на хозяина. Активность предпринимателя настолько специфична, что может быть выделена в особую форму — «деловую активность». Направленность деловой активности проявляется в выборе организационно-экономических условий деятельности, а ее уровень характеризуется совокупностью энергетических и ресурсных затрат.

Другая особенность заключается в том, что предприниматель никогда не знает наверняка, какой результат он получит в итоге своей работы: прибыль или убыток. Он не получает фиксированной зарплаты и за свою работу может получить и меньше, и больше наемного работника той же квалификации. Таким образом, риск является неизбежным спутником предпринимательской деятельности.

Специфической особенностью предпринимательской  деятельности является неопределенность в выборе не только средств, но и целей деятельности. Отсутствие инструкций и жесткой регламентации приводит к необходимости очень часто принимать важные решения, что служит дополнительной психологической нагрузкой [4].

Кроме того, предприниматель одновременно выполняет несколько функций, разделенных на сложившемся предприятии. Он одновременно является владельцем предприятия, управляет бизнес-процессами и является работником своего предприятия, как правило, сам организует продажи, а иногда даже выполняет функцию бухгалтера, что создает дополнительную психологическую нагрузку.

Современное предпринимательство выполняет  три социально-экономические функции, которые оказывают наибольшее влияние на различные области общественной жизни:

1.   Экономическая функция — формирование рыночной экономики, переход рычагов управления экономикой от государства к частным лицам, инициативное развитие отдельных направлений в промышленности и сельском хозяйстве.

2.   Социальная функция –  формирование новой социальной группы – предпринимателей и бизнесменов; формирование среднего класса — социального слоя обеспеченных людей.

3.   Психологическая функция — формирование классового самосознания новой русской буржуазии, осознание себя как особой активной экономической силы, способной оказывать влияние на различные стороны жизни страны; самореализация себя через собственный бизнес, политику, инновационные технологии или благотворительность [18].

Предпринимательская деятельность в различных отраслях экономики имеет как общие, так и специфические черты. Различия между разными видами предпринимательства тоже имеют место. Например, производственная деятельность требует больших первоначальных затрат и отличается меньшим уровнем прибыли и риска по сравнению с торговлей. В то же время эти два вида деятельности возможны силами одного человека, чего нельзя сделать в других областях.

Финансово-кредитная  и страховая деятельность требует  значительного стартового капитала, а образовательная деятельность предполагает определенный интеллектуальный капитал и опыт работы в данной области. В целом можно сказать, что выбор направления работы определяется следующими факторами: интересами и склонностями и профессиональным опытом, величиной стартового капитала, кругом знакомств и связей, набором личностных качеств предпринимателя [там же].

Несколько специфических  психологических качеств человека бизнеса, которые являются ключевыми:

1— умение управлять  людьми;

2 — активность, готовность  действовать в условиях неопределенности — наименее специфическое для бизнеса, как такового, но необходимое условие для первых шагов в этой деятельности, для достижения и закрепления успеха, формирования фундамента того бизнеса, который может быть возведен позднее;

3 — счетность мышления  и маркетинговая ориентация.

От развития этих качеств  впрямую зависит не только успешность, но и само выживание дела Бизнесмена.

2.3. Культура предпринимательства

 

Культура – это высокий  уровень развития какой-либо сферы  человеческой деятельности или условий его жизни. Культура предпринимательства представляет собой образ поведения предпринимателей и представление об их ценностях. Культура характеризует уровень воспитания, образования, общения людей, их духовный мир [5].

Культура предпринимательства  включает в себя взаимодействие и  общение между участниками предпринимательской  деятельности, веру в свое дело, соблюдение высокого качества продуктов своей  деятельности.

Культура предпринимательства  состоит из внутренней и внешней  культуры предпринимательских фирм. Внутренняя культура отображает взаимоотношения участников бизнеса внутри фирмы. Внешняя культура воплощает в себе соблюдение правил культурного поведения предпринимателей по отношению к своим поставщикам, потребителям, покупателям и другим участникам бизнес-операции, с которыми контактирует предприниматель в процессе своей деятельности.

Существуют открытая и  закрытая культура поведения предпринимателя. Открытой называется культура, выставленная напоказ, на всеобщее обозрение. А закрытая – является истинным, негласным образом поведения предпринимателя.

Культура предпринимательства, как и мораль, является важным правилом ведения предпринимательского дела, несмотря на то, что правила эти  не имеют официального письменного  подтверждения.

Имеются две составляющих стороны культуры предпринимательства.

1. Представление предпринимателя  о ценностях бизнеса. У каждого  предпринимателя существует своя шкала ценностей, свои цели, своя точка зрения на потребителей, спрос на товар, качество товара, способы расчетов затрат и прибыли.

2. Правила и нормы  поведения во время проведения  бизнес-операций. Каждый предприниматель устанавливает для себя определенные правила и нормы поведения, необходимые для успешного сотрудничества с участниками операций.

Конкретное поведение  – поведение предпринимателя  в процессе проведения какой-либо бизнес-операции, где он воплощает в жизнь усвоенные  им правила и нормы культурного поведения.

Культура предпринимательства  включает в себя несколько отраслей, в которых наиболее часто происходит ее проявление: культуру обслуживания, культуру торговли, административно-управленческую культуру.

Культура предпринимательства  не является самостоятельным процессом, она объединяет как культуру предпринимателя, так и культуру других участников бизнес-операции, культуру работников, культуру потребителей и покупателей.

В процессе предпринимательской  деятельности бизнесмену приходится вступать в такую форму общения с  партнерами, как деловые переговоры. Для того чтобы правильно провести эту деловую встречу, необходимо приобрести навыки общения во время  переговоров [5].

Перед тем как отправиться  на важную деловую встречу, необходимо обдумать, что и как говорить партнерам  по переговорам. Следующим важным фактором является создание подходящей атмосферы во время переговоров. Встреча начинается с приветствия, представления деловых партнеров друг другу. Следующим этапом встречи является изложение проблемы, введение в курс дела, определение характера проблемы.

Далее бизнесмен должен изложить свою позицию в отношении  данного вопроса, после чего начинается обсуждение темы с партнером. Обсуждение заканчивается заключением договора о путях решения проблемы. После того, как в процессе диалога намечаются основные варианты решения обсуждаемой проблемы, переговоры можно завершить.

Начинать переговоры нужно  с важных аспектов, которые необходимо обсудить. Если в процессе обсуждения партнеры приходят к согласию, следующим этапом общения будет обсуждение деталей.

В процессе переговоров  бизнесмену очень важно помнить  о манере своей речи. Говорить нужно не очень громко, но внятно, речь должна быть неторопливой, четкой и понятной. Для достижения положительного влияния на партнера по бизнесу, можно показать образцы или фотографии, которые послужат партнерам подтверждением эффективности их участия в предлагаемом проекте.

Не стоит начинать переговоры сразу с важнейших вопросов, которые  требуют активных обсуждений. Лучше перейти к ним позднее, после общего введения в курс дела.

Свои высказывания бизнесмен  должен уметь точно и кратко аргументировать, не давая пустых обещаний. Если переговоры заходят в тупик, необходимо попробовать рассмотреть проблему с другой стороны. Если бизнесмен не согласен с партнером, свое несогласие он должен выражать конструктивно, без резких высказываний. Нужно уметь уступать партнеру в мелочах, выигрывая в главном.

Информация о работе Особенности невербального поведения предпринимателей