Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:29, курсовая работа
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной деривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы познавательной деятельности
детей дошкольного возраста
1.1. Теоретическая проблема изучения познавательной деятельности
детей на дошкольном этапе детства в психолого - педагогической
литературе…………………………………………………………………………5
1.2. Развитие познавательной деятельности детей в онтогенезе…………...12
1.3. Клинико-психологическая характеристика детей с задержкой
психического развития…………………………………………………………..17
1.4. Особенности познавательной деятельности у детей с задержкой
психического развития на этапе дошкольного детства……………………….27
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………36
− установка на овладение предлагаемым способом деятельности;
− позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности, отработкой сложных операций, нахождением путей решения задач;
− интерес к значению незнакомых слов;
− ситуационный характер познавательного интереса: после получения новых сведений, по окончании действия (занятия, выполнения задания) интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения.
Для следующего вида познавательной активности, направленной на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых связей между ними характерно сочетание присвоения задаваемой извне цели деятельности и самостоятельного выбора способов и средств ее достижения.
К внешним признакам, характерным для этого вида добавляются:
− вопросы, характеризующие интерес к постижению содержания, существенных свойств предметов и явлений;
− свободное и заинтересованное оперирование знаниями и умениями в области, связанной с интересом;
− стремление выполнять задания повышенной трудности;
− поиск самостоятельных путей решения поставленных задач;
− использование собственных примеров по изучаемой теме;
− стремление поделиться со взрослыми и сверстниками имеющимися знаниями;
− относительная устойчивость интереса, проявление интереса не связано с конкретной учебной ситуацией [30].
Основными условиями развития указанного уровня познавательной активности является включенность познавательной деятельности в общий контекст жизни ребенка, уровень и способы выражения познавательной активности взрослых − педагогов и родителей.
Самостоятельная познавательная активность характеризуется ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого.
К приведенным выше признакам в данном случае добавляются:
− ненасыщаемый характер познавательного интереса − стремление узнать больше;
− интерес к познанию закономерностей, существенных причинно-следственных связей, проявляющийся как в самостоятельной деятельности, так и в вопросах, задаваемых педагогу;
− самостоятельная постановка вопросов и целей изучения; инициатива в постановке новых задач и проблем;
− поиск оригинальных способов достижения целей, решения задач;
− интерес к способу получения новых знаний, открытию новых закономерностей в той или иной сфере, то есть к овладению первичными формами профессионального мышления;
− выделение наиболее существенных, важных сторон изучаемого явления;
− активное участие в обсуждениях, спорах по интересующему предмету, области;
− желание высказать и отстоять свою точку зрения;
− осознание интереса − ребенок способен объяснить, что ему нравится или не нравится [12].
Невозможно анализировать познавательную деятельность ребенка, не учитывая особенности его личности. «Мысль рождается, - писал Л.С. Выготский, - не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции» [6, с. 32].
Таким образом, познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении.
1.2. Познавательная деятельность детей в онтогенезе
Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира. Достойно пройти описанный путь человек сможет только при нормальном уровне познавательного развития.
Все сферы жизнедеятельности человека несут в себе познавательный компонент. Любое направление в развитии ребенка подразумевает передачу определенных представлений, обязательное участие познавательных процессов, эмоциональный отклик на события, поступки, объекты и пр. Представления, процессы, эмоции являются составляющими познавательной сферы, которая рассматривается как сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире [22].
Процесс познания осуществляется на протяжении всей жизни человека. В раннем возрасте дети активно накапливают сенсорный опыт. С помощью органов чувств и собственных манипуляций они усваивают внешние характеристики предметов (их признаки и свойства), определяют их форму, размер, цвет и пр. Элементарное экспериментирование помогает ребенку выделить различные свойства предметов (деревянная пластинка и пенопласт не тонут в воде, а бумага размокает и расползается и пр.). Постепенно дети постигают основополагающие характеристики предмета: целевое назначение (для чего он предназначен) и функцию (как им пользоваться). Это скрытые, внутренние характеристики. Их нельзя потрогать, почувствовать. Но именно они, в конечном счете, определяют сам предмет [31].
Дети постигают не только единичные предметы, но и связи между ними, их изменения и преобразования.
Исследования педагогов и психологов показали, что дети 4—7 лет способны освоить самые разнообразные знания и в достаточно большом объеме. Большая роль в этом процессе отводится стихийному опыту ребенка. Именно в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Освоение мира происходит под девизом «Хочу все знать!».
Познавательное развитие ребенка связано с его знаниями и представлениями о мире. Они обеспечивают успех умственного развития. В первую очередь ребенка волнует предметное содержание мира — природы и общества (человека) [16].
Основной недостаток детских знаний заключается в их хаотичности и отрывочности. Это происходит потому, что имеющиеся у ребенка возможности переработки, упорядочивания информации не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений. Информационная перегрузка в этом возрасте может привести к снижению познавательных интересов и активности [7].
В связи с этим взрослым (педагогам и родителям) необходимо серьезно отнестись к отбору оптимального содержания для полноценного познавательного развития ребенка. Отдельные знания и умения не выводят детей на должный уровень умственного развития. Существенные сдвиги в данном вопросе достигаются в результате последовательного усвоения детьми определенной системы знаний. При этом каждое последующее формируемое представление и понятие вытекает из предыдущего. Центральным звеном систематизации знаний выступают существенные связи и зависимости между предметами и явлениями, их изменения и развитие.
Освоение системы знаний и представлений о мире происходит при непосредственном участии психических (познавательных) процессов — восприятия, памяти, внимания, мышления. Они определяют возрастные и индивидуальные особенности познавательного развития ребенка. В 4—7 лет происходят серьезные изменения в коре головного мозга — миеленизация нервных окончаний. Поэтому после 4 лет постепенно начинает возрастать произвольность психических процессов. Ребенок прилагает усилия для их включения в свою деятельность. Он начинает действовать по принципу «Не хочу, но надо». Произвольность познавательных процессов — одно из необходимых условий последующего развития ребенка и его успешного обучения в школе [6].
Совершенствование психических процессов значительно расширяет возможности ребенка в постижении мира. Ребенок начинает осваивать новый способ познания — восприятие информации, переданной посредством слова. Теперь малышу необязательно «видеть и действовать» с познаваемым объектом. Взрослому достаточно рассказать о чем-либо, и ребенок правильно поймет его сообщение.
Происходящие изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему выходить за пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Резко расширяется его территория познания. Он перешагивает рамки ближайшего окружения — мой дом, двор, детский сад, места частого посещения. Объектом познания становится все богатство нашего мира. Он узнает, что за пределами его маленького, уютного мирка растут другие растения, живут другие животные. А сколько разных людей и народов населяют нашу планету! И у всех — свои песни и игры, язык и сказки, традиции и обычаи. Все это способствует интеллектуальному развитию ребенка, расширению его кругозора, появлению особой познавательной формы общения со взрослыми [4].
Познавательные процессы претерпевают значительные изменения в дошкольном возрасте. Но все, же они еще несовершенны. Как же маленький ребенок усваивает огромный объем информации? В этом ему помогают его эмоции и чувства. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение для познавательного развития дошкольника.
Ребенок постоянно сталкивается с различными предметами, явлениями, событиями. Эти встречи оставляют в его душе определенный эмоциональный отклик, вызывают различные чувства. Огромное количество представлений ребенок хранит в своей памяти в виде эмоционально-чувственных образов. Например, ребенок наблюдает грозу. Она вызывает в нем определенные эмоциональные реакции (испуг, интерес, восторг и пр.). Значительно позже, в старших классах школы, на уроках физики, ему объяснят это явление природы с научной точки зрения. Но это не значит, что до данного момента он не будет знать о нем. Нет, ребенок имеет знания о грозе, но на другом уровне. Так формируется эмоционально-чувственный опыт. Причем, когда малыш вырастет и овладеет теоретическими знаниями, он по-прежнему будет на многое реагировать так, как в детстве [6].
Подобным образом ребенок постигает все сферы жизнедеятельности человека. Поэтому к эмоционально-чувственному опыту ребенка необходимо относиться внимательно и бережно.
Колоссальная роль в данном процессе отводится взрослым. Их реакция на отдельные объекты, явления и события играет большую роль в формировании отношения к миру. Оно не дается ребенку от рождения, а закладывается и развивается в течение жизни. Отношение рождается в общении со взрослыми, с теми, кого он любит и кому доверяет. Значимыми для малыша могут стать и чужие ему люди (педагоги, соседи и др.). Но родители, близкие родственники всегда остаются для ребенка самыми важными и авторитетными людьми [14].
Истинное отношение проявляется не на словах, а в наших действиях и поступках. Поэтому взрослым необходимо следить за своими реакциями, мимикой, жестами. Нельзя восхищаться красотою осеннего листочка и бросать его под ноги. Нельзя рассказывать об удивительной жизни животных и кричать «Брось эту гадость!», увидев в ладошке малыша паука. В этом возрасте более глубокие следы в сознании ребенка оставят не слова, а ваши действия, ваше истинное отношение. Именно его ребенок усваивает и проносит через всю жизнь. И никакая теория не сможет разрушить это отношение к миру.
Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников. Именно от их внимательного отношения к познавательному развитию ребенка зависит конечный результат. Невнимание и равнодушие семьи может значительно ослабить положительные тенденции в познавательном развитии. Особенно это касается накопления сенсорного опыта (в раннем возрасте) и развития кругозора и познавательных интересов (в дошкольном возрасте). У детского сада (как и других массовых образовательных учреждений для дошкольников) нет возможностей учесть разнообразные меняющиеся познавательные предпочтения всех детей группы. Педагоги могут их выявить и максимально учесть в работе. Развивать такие предпочтения может только семья [3].
Таким образом, любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.
1.3. Клинико-психологическая характеристика детей с задержкой
психического развития
Комплексное изучение задержки психического развития (ЗПР) как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 60-е годы.
Первые обобщения клинических данных о детях с задержкой психического развития были даны Т.А. Власовой и М.С. Певзнер.
У.В. Ульенкова, работая над систематизацией сведений о детях дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР, рассмотрела наиболее характерные клинические особенности этого состояния у детей, готовящихся к школе [27].
У.В. Ульенкова отмечает, что ЗПР, несмотря на значительную вариабельность, характеризуется рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние как от педагогической запущенности, так и от олигофрении: дети не имеют нарушений отдельных анализаторов, не являются умственно отсталыми, но в то же время стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики -незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. Патогенетической основой этих симптомов, по данным исследований отечественных ученых, клиницистов и психологов, является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы (Т.А. Власова; М.С. Певзнер; К.С. Лебединская; В.И. Лубовский и др.) [18].