Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития на этапе дошкольного детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:29, курсовая работа

Описание

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной деривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.

Содержание

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы познавательной деятельности
детей дошкольного возраста
1.1. Теоретическая проблема изучения познавательной деятельности
детей на дошкольном этапе детства в психолого - педагогической
литературе…………………………………………………………………………5
1.2. Развитие познавательной деятельности детей в онтогенезе…………...12
1.3. Клинико-психологическая характеристика детей с задержкой
психического развития…………………………………………………………..17
1.4. Особенности познавательной деятельности у детей с задержкой
психического развития на этапе дошкольного детства……………………….27
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Особенности познавательного развития детей с ЗПР на этапе дошкольного детства.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

По мнению Ульенковой У.В., «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления»[27].

Клинические и нейропсихологические исследования выявили отставание в становлении речи детей с ЗПР, низкую речевую активность, недостаточность динамической организации речи. У этих детей отмечается ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, недостаточность словесной регуляции действий. Наблюдается отставание в развитии контекстной речи; существенно запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в деятельности.

У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас.

При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла.

Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия. Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития.

Ряд нарушений наблюдается и в процессе формирования чувства языка. У детей с ЗПР период словотворчества наступает позже и продолжается дольше, чем в норме. К концу дошкольного возраста у детей этой группы может наблюдаться «взрыв» словотворчества, однако употребление неологизмов отличается рядом особенностей [24].

Таким образом, исследование дошкольников с задержкой психического развития позволило выявить сложную взаимосвязь между уровнем развития познавательной деятельности и особенностями поведения и эмоционально – волевой сферы детей рассматриваемой категории.

Рассмотренные особенности познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы и поведения младших школьников с задержкой психического развития препятствуют усвоению ими образовательного материала и требуют специальной организации обучения и воспитания.

 

 

 

Выводы по первой главе

Анализ теоретических основ изучаемого предмета позволил нам выяснить, что познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.

Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении.

В целом деятельность ребенка с ЗПР как в мотивационно-потребностной, так и в операционально-технической составляющей на любом возрастном этапе отстает от нормативных возрастных характеристик в среднем на 2-3 года.

Исследование дошкольников с задержкой психического развития позволило выявить сложную взаимосвязь между уровнем развития познавательной деятельности и особенностями поведения и эмоционально – волевой сферы детей рассматриваемой категории.

Список литературы

1.      Актуальные проблемы диагностики ЗПР //Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 2008. – 344с.

2.      Венгер, Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников / Л.А. Венгер //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.− М.: Наука, 2005. – 458с.

3.      Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2006.- 228с.

4.      Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 523с.

5.      Виноградова, О.А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития / О.А. Виноградова // Практическая психология и логопедия. – 2006. – № 2. – С.53-54.

6.      Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. Дубровиной И.В. и Лисиной М.И. - М.: Просвещение, 2002 . – 362с.

7.      Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников /Д.Б. Годовикова // Вопросы психологии. - 2004. - № 1.- С.14.

8.      Гризик, Т. Методологические основы познавательного развития детей /Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10. - С.22.

9.      Дети с ЗПР / Под ред. Власовой Т.А. – М.: Просвещение, 2004. - С. 47.

10. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии.− 2008.− № 16. – С. 25.

11. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие: Хрестоматия / О.В. Защиринская – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.

12. Кригер, Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е.Э. Кригер. - Барнаул, 2000.- С.32.

13. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.: Знание, 2003. – 468с.

14. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина// Вопросы психологии, 1982.- № 4.- С.18-35.

15. Марусинец, М. Изучение познавательной активности / М. Марусинец. - Дошкольное воспитание, 2009.- №11.- С.12.

16. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников // Журнал прикладной психологии. - 2003. - № 2. - 234с.

17. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 126с.

18. Никишина, В.Б. Психологическое исследование особенностей когнитивной сферы детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью / В.Б. Никишина // Ярославский педагогический вестник. - № 4. – 2002. – С. 19.

19. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития./ Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Академия, 2005. – 480с.

20. Особенности мотивационных предпочтений различных форм познавательной деятельности у дошкольников // Психология и культура. Материалы Ш Съезда РПО. - СПб.: Питер, 2003. - № 2. - С.17.

21. Поддубная, Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР / Н.Г. Поддубная // Дефектология, 2008. - №4. – С. 24.

22. Поддьяков, Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников / Н.Н. Поддьяков / /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -  М.: Наука, 2006. – 458с.

23. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция./ Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007. – 164с.

24. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович. - Минск, 2009. – 269с.

25. Стрекалова, Т.А. Особенности логического мышления дошкольника с ЗПР / //Дефектология. - № 4. - 2002. – С. 32 – 34.

26. Стрекалова, Т.А. Особенности наглядного мышления у дошкольников с ЗПР / Т.А. Стрекалова //Дефектология, 2007. - №1. – С.27 – 29.

27. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с ЗПР / У.В. Ульенкова. - М.: Педагогика, 2003. – 372с.

28. Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. - Шадринск, 2002.- С.34.

29. Фролов, А.А. Развитие познавательной активности у дошкольников / А.А. Фролов.- М.: Педагогика, 2004. - Т. 4. - 400 с.

30. Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2001.- 234с.

31. Экспериментальное исследование познавательной мотивации дошкольников// Вопросы психологии. - 2002. - № 11.- С.23.



Информация о работе Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития на этапе дошкольного детства