Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 00:19, курсовая работа
Цель работы: выделить профессионально важные качества сотрудников ФСИН (начальников отрядов и сотрудников охраны).
Задачи:
Изучить понятие профессионально важные качества,
Проанализировать содержание деятельности сотрудников ФСИН
Выделить профессионально важные качества сотрудников ФСИН
Составить профессиограмму начальника отряда и сотрудника отдела охраны.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИИ ПОНЯТИЯМИ. 5
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФСИН. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНИКА ОТРЯДА (ВОСПИТАТЕЛЯ) И СОТРУДНИКА ОТДЕЛА ОХРАНЫ. 10
2. 1. Особенности деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН). 10
2. 2. Профессионально важные качества начальника отряда (воспитателя) и сотрудника отдела охраны. 12
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ 20
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ФСИН: ВОСПИТАТЕЛЕЙ (НАЧАЛЬНИКОВ) ОТРЯДОВ И СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ. 22
3. 1. Процедура исследования. 22
3.2. Результаты исследования. 22
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Приложение 1. 34
Министерство науки и образования
ГОУ ВПО Поморский Государственный Университет
имени М. В. Ломоносова
Факультет психологии.
Кафедра
психологии.
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ОСОБЕННОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ
ФСИН
СОДЕРЖАНИЕ
В условиях современного общества идет психологизация пенитенциарной системы. Реформа уголовно - исполнительной системы направлена на повышение качества решения задач, поставленных перед ней. В связи с этим, идет активное изучение служебно – профессиональной деятельности сотрудников данной системы, а так же психологических качеств личности, обеспечивающих эффективность и успешность службы.
Обзор исследований, посвященных личностным качествам пенитенциарных работников, указывает на недостаточную разработку проблемы профессионально важных качеств основных категорий сотрудников ФСИН. Изучение личностных особенностей строится без учета профессиональных функций и социального контекста, в котором осуществляется деятельность персонала. Это приводит к тому, что в большинстве современных исследований остаются нераскрытыми вопросы о том, за счет каких личностных качеств, становится возможной реализация профессиональных функций и адаптация к особым условиям службы в исправительных учреждениях, какие личностные качества должны формироваться у сотрудников в ходе профессиональной деятельности, происходящей в особых условиях.
Таким образом, исследование профессионально важных качеств является важной частью в работе пенитенциарного психолога с сотрудниками на разных этапах профессионального развития.
Цель работы: выделить профессионально важные качества сотрудников ФСИН (начальников отрядов и сотрудников охраны).
Задачи:
Объект: Профессионально важные качества сотрудника ФСИН.
Предмет: Особенности профессионально важных качеств сотрудника отдела охраны и воспитателя отряда.
Современная наука активно занимается изучением профессионально важных качеств (ПВК) работников различных профессий. В связи с этим, существует множество определений данного понятия.
В
энциклопедическом словаре
Под
профессионально важными
Шадриков В. Д. считает, что ПВК – это индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность и успешность её освоения [27]. Согласно автору, профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, особенности, характеристики направленности, знания и убеждения, а так же другие качества личности [26]. Шадриков В. Д. является сторонником принципа единства сознания и деятельности, который гласит: «исторически развивающаяся деятельность людей, обуславливает формирование их сознания и вообще всех психических процессов, которые осуществляют регуляцию деятельности и являются условиями её адекватного управления» [3, с. 30]. Опираясь на этот принцип, автор выдвигает идею, что ПВК – это динамическая характеристика, играющая роль внутреннего условия, через которое преломляются внешние воздействия и требования деятельности. В связи с этим развитие ПВК является ключевым моментом формирования психологической системы деятельности.
Карпов А. В. утверждает, что «ПВК – это индивидуальные свойства субъекта труда, которые необходимы и достаточны для её реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) её результативным параметрам – качеством, производительностью, надежностью» [19, с. 190]. При этом он подчеркивает, что профессионально важными качествами могут выступать не только психические, но и внепсихические свойства субъекта – соматические, биологические, морфологические, нейродинамические и др.
Пряжников Н. С. и Пряжникова Е. Ю. в своей работе подчеркивают, что «ПВК – это качества человека, которые способствуют успешному выполнению данной трудовой деятельности» [17, с. 80].
Таким образом, проанализировав определения разных авторов можно сделать вывод, что ПВК – это:
Понятие профессионально важных качеств неразрывно связано с другими понятиями, используемыми в психологическом изучении трудовой деятельности.
Приемы и принципы, сложившиеся в специальный подход при изучении профессий называют профессиографией. Под этим понятием понимают описательно-техническую и психофизиологическую характеристику различных видов профессиональной деятельности [8, 11, 23]. Профессиограмма является результатом профессиографии. Толочек В. А. определяет понятие профессиограммы как: «сводку знаний (социально – экономических, технологических, психофизиологических) о профессии и организации труда, включающую психограмму профессии» [23, с. 238,]. А Иванова Е. М., рассматривая данное понятие, обращает внимание на то, что это, в первую очередь, изучение субъекта труда, то есть описание характеристики, которой должен обладать субъект [11].
Результатом
выделения профессионально
Маркова А. К. имеет относительно другой взгляд на приведенные выше понятия, и вводит термин «модель успешного специалиста», в которое включает: профессиограмму, профессионально-должностные требования (ПДТ), квалификационный профиль (требования по разрядам, категориям) [13]. Однако, специалисты отмечают, что ПДТ и квалификационный профиль отражаются в должностных инструкциях и их изучение не является задачей психолога [17]. А профессиограмма, исходя из научных взглядов автора, это научно обоснованные нормы и требования профессии к качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно их выполнять [13].
Составление профессиограмм может использоваться в различных целях, и в соответствии с этим существует множество методов и схем профессиографирования. Однако, все они должны соответствовать основным требованиям составления профессиограмм, которые были выделены Марковой А. К. [13]. Согласно автору, в профессиограмме должно быть:
Перечисленные
выше требования предъявляются ко всем
видам профессиограмм, а самый
распространенный и универсальный
вид – аналитическая
Е.
А. Иванова вводит данное понятие, которое
заключается в «построении
операторной структуры деятельности субъекта
труда через анализ основных нормативных
показателей операционально-технологической
структуры труда, изучаемых как системы
нормативно-ориентирующих признаков,
организующих исполнение операционально-технологических
действий субъекта труда» [11, с. 52]. Иными
словами, это выделение ПВК на основании
изучения технологических и нормативно
заданных характеристик профессии, как
бы переходя от профессиограммы к психограм
Аналитическое профессиографирование включает два основных этапа: анализ операционально-технологической структуры труда и анализ собственно психологической структуры деятельности субъекта труда. То есть сначала требуется изучить данную профессиональную деятельность на основе анализа существующей нормативной документации, а затем выделить на основе психологических характеристик действий сами ПВК. Далее к этим качествам (наиболее важным для данной профессии) подбирать конкретные психодиагностические методики – тесты и изучать их наличие и степень выраженности у субъекта труда [17, 25].
Пряжников Н. С. и Пряжникова Е. Ю. составили примерный перечень ПВК, которые могут быть использованы при составлении аналитической профессиограммы (см. Приложение 1) [28].
Таким образом, можно сделать вывод, что понятия ПВК, профессиограмма и психограмма имеют тесную связь между собой. Профессиограмма является комплексным описанием профессии, которое включает в себя характеристику профессии, требования к субъекту труда, а так же описание профессионально важных качеств субъекта труда для успешного выполнения задач трудовой деятельности. В зависимости от целей, выделяют различные виды профессиограмм, к составлению которых применяются единые требования. Чаще всего, в практических целях, используют аналитическую профессиограмму, которая психограмму, составленную на основе нормативных требований к профессионалу.
В связи с тем, что главной задачей исправительных учреждений является перевоспитание лиц, совершивших преступление, приобщение их к трудовой деятельности и адаптация к нормальному существованию в обществе, деятельность сотрудников, несущих службу в данных учреждениях, имеет свои особенности [4]. Однако стоит отметить, что данная госструктура имеет ограничения доступа граждан, поэтому нам предстоит описать особенности деятельность сотрудников в общих чертах.
Главной отличительной чертой данных учреждений является постоянный контакт с осужденными в процессе деятельности. Как уже было упомянуто выше, деятельность ФСИН является разновидностью государственной службы и порядок её прохождения сотрудниками определен в соответствующих положениях о службе. Для них установлены специальные воинские звания и при выполнении своих должностных обязанностей они должны носить специально установленную форму одежды [4, 15].
Перед поступлением на службу каждый сотрудник обязан получить специальную физическую подготовку и специализированные профессиональные знания, умения и навыки.
Сотрудникам ФСИН предоставлены обширные властные полномочия, реализация которых зависит от умений разумного, целесообразного и законного применения власти, поэтому основными принципами деятельности служащего является действие в рамках закона, уважения прав человека и гуманность [10]. Так же, стоит отметить, что сотрудники, прошедшие аттестацию по определенным критериям, имеют возможность применения специфических средств воздействия, таких как огнестрельное оружие, резиновые дубинки и приемы самозащиты [4, 15,18].
Информация о работе Особенности профессионально важных качеств сотрудников ФСИН