Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 00:19, курсовая работа
Цель работы: выделить профессионально важные качества сотрудников ФСИН (начальников отрядов и сотрудников охраны).
Задачи:
Изучить понятие профессионально важные качества,
Проанализировать содержание деятельности сотрудников ФСИН
Выделить профессионально важные качества сотрудников ФСИН
Составить профессиограмму начальника отряда и сотрудника отдела охраны.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИИ ПОНЯТИЯМИ. 5
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФСИН. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНИКА ОТРЯДА (ВОСПИТАТЕЛЯ) И СОТРУДНИКА ОТДЕЛА ОХРАНЫ. 10
2. 1. Особенности деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН). 10
2. 2. Профессионально важные качества начальника отряда (воспитателя) и сотрудника отдела охраны. 12
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ 20
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ФСИН: ВОСПИТАТЕЛЕЙ (НАЧАЛЬНИКОВ) ОТРЯДОВ И СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ. 22
3. 1. Процедура исследования. 22
3.2. Результаты исследования. 22
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Приложение 1. 34
Важно отметить, что служба в ФСИН зачастую носит экстремальный характер. В условиях повышенной опасности служащие подвержены стрессу и психическим перегрузкам, поэтому каждый сотрудник должен быть подготовлен к этому [4, 15,18].
Относительно
особенностей деятельности отдельных
категорий сотрудников
Деятельность сотрудника отдела по воспитательной работе заключается в работе с отрядом осужденных. Должность воспитателя (начальника отряда) является ключевой в исполнительном учреждении, на которую возложена основная работа по организации и проведению всего комплекса мероприятий с осужденными отряда.
Он осуществляет всю воспитательную и просветительскую работу в отряде, изучает личность осужденного, его неформальную роль и взаимоотношения с другими осужденными, на основе чего планирует индивидуально – воспитательную работу. Начальник отряда проводит регулярные собрания с осужденными, принимает их по личным вопросам, разъясняет правила внутреннего распорядка, решает проблемы бытового характера, контролирует санитарное состояние помещения отряда и соблюдение правил личной гигиены [9].
Непосредственно через начальника отряда осуществляется общение осужденных с внешним миром: переписка с родственниками, организация свиданий и др. Для выполнения этих задач, начальник отряда контактирует со всеми службами ФСИН.
Кроме того, начальник отряда проводит работу по профилактике преступлений, изучает психологические особенности каждого члена отряда, выявляет лидеров, контролирует процессы формирования групп с отрицательной направленностью. Полученные сведения он использует для проведения профилактических и воспитательных мероприятий, применяя при этом психологические средства и методы коррекции поведения, проводит работу по подготовке к жизни после освобождения [4, 7, 14].
Не менее важной в ФСИН является оперативно-режимная и охранная деятельность. Сотрудники данных служб обеспечивают охрану и режим содержания осужденных, предупреждают и раскрывают преступления в местах лишения свободы, проводят дознание и неотложные следственные мероприятия, осуществляют профилактику группировок отрицательной направленности и развенчивания их лидеров. Осуществляют розыск бежавших во взаимодействии с внутренними войсками и органами внутренних дел, организуют и проводят обыски, осмотры осужденных, помещений и территорий. Осуществляют организационные мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при массовых беспорядках, неповиновениях администрации, захватах заложников [7,14].
Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность сотрудника ФСИН протекает в условиях повышенной опасности и экстремальности. Она регулируется нормативно – правовыми документами, требует специальной физической и профессиональной подготовки. Сотрудники различных отделов ФСИН имеют перед собой различные задачи, в соответствии с этим, они выполняют различные, специфические для каждого отдела виды деятельности.
Изучение профессионально важных качеств сотрудников ФСИН стала актуальна лишь в последние годы, в связи с этим в научной литературе имеются выводы исследований некоторых авторов.
В работах А. Д. Глоточкина, В. Ф. Пирожкова, К. К. Платонова и Е. А. Пономарёвой изучались личностные качества сотрудников ФСИН, обеспечивающие эффективность деятельности, на основе которых была построена идеальная модель личности сотрудника. В работах этих авторов выделяется несколько основных блоков личностных качеств работников ФСИН: педагогическая направленность, педагогические и коммуникативные способности, особенности темперамента и характера [5, 6, 12, 16].
В качестве основы успешности профессиональной деятельности в ФСИН данные авторы выделяют профессионально-педагогическую направленность личности сотрудника ФСИН, проявляющуюся в любви к педагогической деятельности, в устойчивых и глубоких профессиональных интересах и склонностях к педагогической деятельности, в личностных установках на педагогическую деятельность, убеждении в том, что нет неисправимых людей.
Немаловажными для успешного освоения профессиональной деятельности в ФСИН являются педагогические способности, которая включает в себя пониманием личности осужденного, наблюдательность, педагогически направленное воображение, а также способность накапливать знания о личности и коллективе, систематизировать, обрабатывать и хранить их.
Вторую группу составляют качества личности, связанные с ориентировкой в сложившейся ситуации и принятием решения, которое должно быть своевременным и соответствовать этой ситуации. Сюда входят самостоятельный и творческий склад мышления, находчивость, гибкость, глубина и широта ума, быстрота и мобильность, и вместе с тем неторопливость мысли, позволяющая все взвесить и обдумать.
Третья группа качеств, связана с исполнением, реализацией принятого решения. Велика в этом роль речи сотрудника ФСИН, которая должна отличаться высокой культурой, хорошей дикцией, эмоциональностью, четким построением фраз и немногословностью. Речь достигает эффекта, когда она имеет в каждом конкретном случае разные формы, то есть в нужных ситуациях использование командной речи или в противоположность этому – задушевная, мягкая речь общения.
Особую группу составляют коммуникативные способности. Данный вид способностей связан со способностью вступать в контакт с людьми, не поступаясь своими принципами и убеждениями, способностью располагать людей к себе, вызывать их на откровенность с умением хранить доверенные сведения интимного характера, с умением и привычкой в процессе общения прислушиваться к советам и мнениям других людей, способностью подчинять лиц, с которыми вступаешь в контакт, своему влиянию, тактичности в общении.
Профессиональная деятельность в ФСИН связана с большими нервными нагрузками, поэтому важно учитывать свойства нервной системы человека. Наиболее благоприятствуют педагогической деятельности в ФСИН такие свойства темперамента, как высокая сензитивность и активность, высокий темп реакции и пластичность нервной системы, умеренная реактивность (с преобладанием активности над реактивностью), работоспособность и коммуникабельность.
Чтобы деятельность сотрудника ФСИН была успешной, ему должны быть присущи такие черты, как принципиальность, справедливость, скромность, деловитость, последовательность, тактичность, выдержанность, доброжелательность, внимательность, настойчивость и общительность. Особое значение имеет гуманность в отношениях, умение прийти на помощь человеку, поверить в его лучшие качества. Существенную роль в деятельности также играет умелое сочетание противоположных черт характера, таких, как требовательность и доброжелательность, решительность в осторожность, быстрота реакции и обдуманность действий и др.
Однако, следует отметить, что в реальных условиях службы личность сотрудника имеет некоторые отличия от модели идеальной личности сотрудника [7].
В одном из исследований, на основе опросника MMPI выделено несколько психологических типов личности сотрудников ФСИН [15].
Первый тип - это пассивно-зависимые личности, которым характерна пассивная личностная позиция. Ведущая мотивационная направленность - избегание неудачи. Наличие склонности к постоянным раздумьям, инертность в принятии решений, аналитические способности, скептицизм, самокритичность, неуверенность в себе, потребность в понимании и одобрении, доброжелательном отношении к себе. Для них также свойственна стереотипность, ригидность в мыслях и действиях, чрезмерный контроль, конформность, стремление следовать предписаниям и инструкциям во всём. Эта группа лиц не жаждет социальных контактов и удовлетворения от них, наоборот, они предпочитают замкнутый стиль жизни. Как правило, они покладисты в общении с другими людьми, идут на уступки, чтобы избежать неприятностей и конфликтов. Среди личного состава ФСИН лиц с подобным психологическим портретом было выявлено около 20 %.
Другой, распространенный тип личности, - тревожно-мнительный тип. Для этого типа характерна пассивно-страдательная позиция, повышенная чуткость к опасности и ограничительно поведение. Люди этого типа отличаются развитым чувством ответственности, совестливостью, обязательностью, скромностью, склонностью к альтруизму, повышенной тревожностью в отношении мелких житейских проблем, постоянной тревогой за судьбу близких. Им свойственно чувство сострадания и сопереживания. Для них характерно инертное мышление, склонность к сомнениям, перепроверке сделанного, повышенное чувство долга, хорошая интуиция, рефлективность. Примерно 10 % личного состава ФСИН - представители данного типа личности.
Следующая группа - импульсивно-тревожные личности - составляет 18-20 % личного состава. Представители этой группы характеризуются как смелые, мужественные, социабельные, разговорчивые, с широкими интересами. Им свойственна активная личностная позиция, высокая активность, преобладание мотивации достижений, уверенность и быстрота в принятии решений. Типичными для них являются нетерпеливость, раскованность поведения, непосредственность в проявлении чувств. Им свойственна тенденция к противодействию внешнему давлению, опора на собственное мнение, самостоятельность и независимость.
Другая группа сотрудников - импульсивно-агрессивные личности. Эту группу образуют 10 % работников ФСИН. Для них характерно постоянное, выраженное пренебрежение к общественным нормам, они характеризуются как люди с низким самоконтролем. Эмоциональное напряжение у них находит непосредственный выход в поведении. У них снижена способность к планированию и прогнозированию результатов своего поведения, они смелы и импульсивны в своих поступках, что приводит к отсутствию страха перед потенциальным наказанием. В межличностных отношениях представители этого типа отличаются поверхностными и нестойкими контактами, для них не характерно чувство глубокой привязанности.
Следующий тип личности сотрудников - ригидно-паранойяльный, на который приходится 9 % сотрудников ФСИН. Для этого типа характерно упорство в отстаивании собственного мнения, стеничность установок, прямолинейность, отсутствие гибкости, сниженная приспособляемость к изменяющимся условиям. Они чувствительны к действительным или мнимым несправедливостям. Сочетание чувствительности и тенденции к самоутверждению порождает подозрительность, критичное или враждебное отношение к окружающим.
Ещё одну группу сотрудников ФСИН образуют гипертимные личности. Для них характерна активная позиция, уверенность в себе, положительная самооценка. Им свойственна высокая мотивация достижений, ориентированная больше на внешнюю активность, нежели на достижение конкретной цели. Настроение, как правило, приподнятое. В ответ на противодействие они легко вспыхивают, однако их гнев быстро угасает. Для них не характерно серьёзное Углубление в проблемы, преобладает беспечность, радужное восприятие окружающей обстановки. Им характерно снисходительное отношение к своим недостаткам и ошибкам. Такие люди отличаются непостоянством в привязанностях, 15 % персонала ФСИН - представители этого типа.
Последняя группа сотрудников ФСИН - это лица с гуманистически эстетической направленностью. На долю данного типа приходится всего 8 % сотрудников ФСИН. Для мужчин, представителей этого типа, характерна чувствительность, склонность к беспокойству, миролюбие, преобладание эстетических интересов. Они отзывчивы на нюансы межличностных отношений. Для них характерна склонность к сглаживанию конфликтов, сдерживанию агрессивных или антисоциальных тенденций, потребность в дружелюбных гармоничных взаимоотношениях. Им свойственна гуманизация интересов, художествеино-эстетическая направленность, сентиментальность, чувствительность и ранимость.
По данным авторов, большей профессиональной пригодностью для работы в ФСИН обладают лица гуманистически-эстетического типа, в то время как личности импульсивно-агрессивного, ригидно-паранойяльного и гипертимного типа характеризуются низкой профессиональной пригодностью для службы в ФСИН [15].
В исследовании Е.А.Пономарёвой предпринята попытка разработать теоретическую и эмпирическую модель личности начальника отряда (воспитателя) ФСИН. Теоретическую модель составили следующие компоненты [16]:
- направленность (чувство долга, патриотизм, ответственность, гуманизм, любовь к профессии, стремление к самосовершенствованию, профессиональная гордость);
- подготовленность (знание общественных наук, знание специальных юридических дисциплин, правая культура, знание исправительной психологии и педагогики);
- особенности психических процессов (распределяемость, быстрота переключения внимания, творческое воображение, хорошая память, стеничность эмоций, решительность, настойчивость).
Информация о работе Особенности профессионально важных качеств сотрудников ФСИН