Опираясь
на сделанные выводы можно дать следующие
рекомендации:
- При отборе
кандидатов на службу, следует обращать
особое внимание на наличие ПВК, необходимых
данной категории сотрудников. При этом
возможно использование профессиограмм,
составленных на основе теоретического
анализа литературы и анализа деятельности
сотрудников отдела охраны и отдела воспитательной
работы.
- Необходимо
проводить мероприятия с сотрудниками
отдела охраны по развитию свойств внимания,
эмоциональной устойчивости и волевой
регуляции.
- Необходимо
проводить мероприятия с сотрудниками
отдела воспитательной работы, направленные
на развитие гуманистическо–эстетической
направленности и педагогических способностей.
Таким
образом, мы изучили профессионально важные
качества сотрудников ФСИН начальников
отрядов и сотрудников отдела охраны.
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ
- На основе
теоретического анализа литературы в
области профессиональной деятельности
сотрудников ФСИН, составлены аналитические
профессиограммы сотрудника отдела воспитательной
работы и сотрудника службы охраны
- Опираясь
на приведенные профессиограммы можно
сделать вывод, что служебные обязанности
сотрудника отдела воспитательной работы
и сотрудника отдела охраны имеют существенные
различия, на основании чего к профессионально
важным качествам данных категорий сотрудников
также предъявляются различные требования.
- У сотрудников
охрану и начальников отрядов выявлены
различия в уровне развития свойств внимания,
ценностных ориентаций, сфере развития
правового сознания, развития коммуникативных,
организаторских и педагогических способностей.
Различия в уровне эмоционального контроля
и волевой регуляции, а так же направленность
личности не выявлены.
- На основе
результатов эмпирического исследования
даны рекомендации, применительные для
работы психолога с сотрудниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологическое
изучение различных категорий сотрудников
ФСИН в условиях реформы Уголовно – исполнительной
системы является актуальным. Оно является
важным для оптимизации службы в рамках
решения главной задачи ФСИН.
Применение
результатов современных исследований
при отборе кандидатов на службу, позволяет
реализовать профессиональные функции
и адаптироваться к особым условиям службы
в исправительных учреждениях, а также
развивать личностные качества, которые
должны формироваться у сотрудников в
ходе профессиональной деятельности,
происходящей в особых условиях.
В
нашем исследовании был проеден анализ
особенностей профессионально важных
качеств сотрудников отдела охраны и отдела
воспитательной работы. В результате выявлены
различия в уровне развития свойств внимания,
ценностных ориентаций, сфере развития
правового сознания, развития коммуникативных,
организаторских и педагогических способностей.
Различия в уровне эмоционального контроля
и волевой регуляции, а так же направленность
личности не выявлены.
В
заключении, следует отметить, что дальнейшее
изучение труда и службы сотрудников ФСИН
остается актуальным и требует более глубокого
исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Энциклопедический
словарь: Психология труда, рекламы, управления
, инженерная психология и эргономика
/ Под. Ред. Б. А. Душкова; прил. Т. А. Гришиной.
– Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 462
с.
- Батаршев
А. В., Алексеева И. Ю. Майорова Е. В. Диагностика
профессионально важных качеств. – СПб.:
Питер, 2007. 192 с.
- Брушлинский
А. В. О природных предпосылках психического
развития человека. М.: Знание. 1977. – 63 с.
- Васильев
В. Юридическая психология. Учебник для
вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 656 с.
- Глоточкин
А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая
психология. -М., 1974.; Глоточкин А.Д., Пирожков
В.Ф. Психологические основы режима: Лекция.-М,
1968.
- Глоточкин
А.Д., Пирожков В.Ф. Психология коллектива
заключённых: Лекция. -М, 1968.;
- Дебольский
М. Г., Васищев Д. Н., Кокурин А. В., Бовин
Б. Г. и др. Психодиагностика в УИС: Учебно-методическое
пособие. – М.: НИИ ФСИН России, 2008. - 268.
- Дмитриева
М. А., Суходольский Г. В. Методы описания,
анализа и оценки деятельности // Методология
исследования по инженерной психологии
и психологии труда. Ч.1. Л.: ЛГУЮ 1974. С.12
– 118.
- Димитров
А. В., Сафронов В. П. Основы пенитенциарной
психологии. Учебное пособие. - М.: Московский
психолого-социальный институт, 2003, 176
с.
- Закон РФ
«Об учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы»,
в ред. Федеральных законов от 15.06.1996 N 73-ФЗ,
статья 1.
- Иванова
Е. М. Психология изучения человека в трудовой
деятельности. М.: Издательство Моск. Ун-та,
1992. – 94 с.
- Исправительно-трудовая
психология / Под ред. К.К. Платонова, А.Д.
Глоточкина, К.Е. Игошева. - Рязань: РВШ
МВД СССР, 1985.;
- Маркова
А. К. Психология профессионализма. - М.: Знание,
1996. - 308 с.
- Минюст РФ
Приказ от 30.12.2005г. № 259 «Об утверждении
положения об отряде осужденных исправительного
учреждения ФСИН»
- Основные
виды деятельности и психологическая
пригодность к службе в системе органов
внутренних дел: Справочное пособие / Под
ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова
А.Д. - М.: МВД РФ, 1997,
- Пономарёва
Е.А. Социально-психологическая характеристика
личности начальника отряда ИТК: Автореф.
дисс... канд. психол. наук. - М., 1976.
- Пряжников
Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда
и человеческого достоинства. М.: Издательский
центр «Академия», 2009. – 480 с.
- Психологические
проблемы деятельности в особых условиях.
/Под. Ред. Б. Ф. Ломова, М. Ю. Забродина. –
М.: Наука, 1985.
- Психология
труда. / Под ред. А. В. Карпова. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,
2005. - 352с.
- Сенин И.
Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ):
Руководство. - Ярославль: Психодиагностика,
1991. - 19с.
- Собчик Л.
Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный
метод исследования личности. – С-Пб.;
Речь, 2009. - 224 с.
- Сорокотягин
И. Н. Психология юриспруденции. – СПб.:
Изд. Р. Асланова «Юридический центр Пресс»,
2006. – 449с.
- Толочек
В. А. Современная психология труда. СПб.:
Питер, 2005. – 407.
- Фетискин
Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая
диагностика развития личности и малых
групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
– 490 с.
- Фукин А.
И. Как составлять профессиограммы. Елабуга,
М., 1990.
- Шадриков
В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной
деятельности. М.: Наука, 1982. - 183 с.
- Шадриков
В. Д. Психология деятельности и способности
человека. М.: Издательская корпорация
«Логос». 1996. – 320 с.
- http://www.ido.rudn.ru/psychology/labour_psychology/enclosure.html#1 // Пряжников Н. С. и Пряжникова
Е. Ю. Учебный курс «Психология труда и
инженерная психология».
Перечень
основных профессионально
важных качеств, используемых
при составлении
аналитической профессиограммы
(по
Пряжникову Н.
С. и Пряжниковой
Е. Ю.)
- Мышление,
интеллект:
- продуктивное
(творческое) - репродуктивное;
- наглядно-образное;
- наглядно-действенное;
- словесно-логическое
(вербальное и невербальное);
- практическое
и теоретическое;
- интуитивное
- логическое;
- общая эрудиция;
- специальные
(конкретные) знания и мыслительные умения.
- Восприятие,
пороги чувствительности:
- зрительное,
цветоразличение;
- слуховое;
- тактильное;
- кинетическое;
- вкусовое;
- межличностное,
социальное.
- Память, объем
памяти, скорость запоминания:
- произвольная
и непроизвольная;
- долговременная,
кратковременная;
- сенсорная
(до 1 секунды): иконическая (зрительная)
и эхотическая (слух);
- логическая;
- образная;
- эмоциональная;
- сенсомоторная
(двигательная).
- Внимание,
переключаемость, объем внимания:
- произвольное
(концентрация внимания) и непроизвольное;
- устойчивое
и неустойчивое.
- Свойства
нервной системы:
- сила;
- подвижность;
- уравновешенность;
- лабильность
и динамичность.
- Двигательные
характеристики:
- координация
движений (по конкретным двигательным
органам);
- тремор рук;
- скорость
реакции.
- Коммуникативные
характеристики:
- экстравертированность
- интровертированность (связано со свойствами
нервной системы);
- организаторские
способности, готовность к лидерству;
- коммуникативные
способности, обаяние;
- речь: внешняя
- внутренняя, вербальная - невербальная,
устная - письменная; высота, сила, тембр
голоса;
- коммуникативная
воспитанность и такт;
- чувство юмора,
остроумие.
- Мотивация:
- профессиональные
интересы и склонности;
- устойчивость
мотивов;
- согласованность,
непротиворечивость мотивов.
- Ценностно-нравственные
характеристики:
- соотношение
профессиональных и внепрофессиональных
ценностей;
- иерархия
ценностей (общая и профессиональная);
- смыслы профессиональной
деятельности и их соответствие общим
жизненным смыслам; уровень осознания
этих смыслов;
- доброта;
- бескорыстие;
- честность,
порядочность;
- обязательность,
ответственность, исполнительность;
- самокритичность.
- Волевые
характеристики:
- смелость,
решительность;
- целеустремленность;
- осмысленность
ответственных действий;
- эмоциональная
устойчивость;
- склонность
к риску.
- Эстетическое
чувство, художественный вкус:
- конкретные
эстетические способности (музыкальные,
художественные, моторные и др.);
- продуктивная
и репродуктивная художественная ориентация.
- Профессиональный
и жизненный опыт:
- способность
разумно осмысливать трудные жизненные
и профессиональные ситуации;
- способность
разумно действовать в трудных ситуациях.
- Психофизиологические
характеристики человека:
- физическая
сила;
- выносливость;
- утомляемость.