Особенности профессионально важных качеств сотрудников ФСИН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 00:19, курсовая работа

Описание

Цель работы: выделить профессионально важные качества сотрудников ФСИН (начальников отрядов и сотрудников охраны).

Задачи:

Изучить понятие профессионально важные качества,
Проанализировать содержание деятельности сотрудников ФСИН
Выделить профессионально важные качества сотрудников ФСИН
Составить профессиограмму начальника отряда и сотрудника отдела охраны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИИ ПОНЯТИЯМИ. 5
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФСИН. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНИКА ОТРЯДА (ВОСПИТАТЕЛЯ) И СОТРУДНИКА ОТДЕЛА ОХРАНЫ. 10
2. 1. Особенности деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН). 10
2. 2. Профессионально важные качества начальника отряда (воспитателя) и сотрудника отдела охраны. 12
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ 20
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ФСИН: ВОСПИТАТЕЛЕЙ (НАЧАЛЬНИКОВ) ОТРЯДОВ И СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ. 22
3. 1. Процедура исследования. 22
3.2. Результаты исследования. 22
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Приложение 1. 34

Работа состоит из  1 файл

ПВК ФСИН.doc

— 235.00 Кб (Скачать документ)

       Опираясь на сделанные выводы можно дать следующие рекомендации:

  1. При отборе кандидатов на службу, следует обращать особое внимание на наличие ПВК, необходимых данной категории сотрудников. При этом возможно использование профессиограмм, составленных на основе теоретического анализа литературы и анализа деятельности сотрудников отдела охраны и отдела воспитательной работы.
  2. Необходимо проводить мероприятия с сотрудниками отдела охраны по развитию свойств внимания, эмоциональной устойчивости и волевой регуляции.
  3. Необходимо проводить мероприятия с сотрудниками отдела воспитательной работы, направленные на развитие гуманистическо–эстетической направленности и педагогических способностей.

       Таким образом, мы изучили профессионально важные качества сотрудников ФСИН начальников отрядов и сотрудников отдела охраны.

 

        ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ

  1. На основе теоретического анализа литературы в области профессиональной деятельности сотрудников ФСИН, составлены аналитические профессиограммы сотрудника отдела воспитательной работы и сотрудника службы охраны
  2. Опираясь на приведенные профессиограммы можно сделать вывод, что служебные обязанности сотрудника отдела воспитательной работы и сотрудника отдела охраны имеют существенные различия, на основании чего  к профессионально важным качествам данных категорий сотрудников также предъявляются различные требования. 
  3. У сотрудников охрану и начальников отрядов выявлены различия в уровне развития свойств внимания, ценностных ориентаций, сфере развития правового сознания, развития коммуникативных, организаторских и педагогических способностей. Различия в уровне эмоционального контроля и волевой регуляции, а так же направленность личности не выявлены.
  4. На основе результатов эмпирического исследования даны рекомендации, применительные для работы психолога с сотрудниками.
 

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Психологическое изучение различных категорий сотрудников ФСИН в условиях реформы Уголовно – исполнительной системы является актуальным. Оно является важным для оптимизации службы в рамках решения главной задачи ФСИН.

       Применение результатов современных исследований при отборе кандидатов на службу, позволяет реализовать профессиональные функции и адаптироваться к особым условиям службы в исправительных учреждениях, а также развивать личностные качества, которые должны формироваться у сотрудников в ходе профессиональной деятельности, происходящей в особых условиях.

       В нашем исследовании был проеден анализ особенностей профессионально важных качеств сотрудников отдела охраны и отдела воспитательной работы. В результате выявлены различия в уровне развития свойств внимания, ценностных ориентаций, сфере развития правового сознания, развития коммуникативных, организаторских и педагогических способностей. Различия в уровне эмоционального контроля и волевой регуляции, а так же направленность личности не выявлены.

       В заключении, следует отметить, что дальнейшее изучение труда и службы сотрудников ФСИН остается актуальным и требует более глубокого исследования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Энциклопедический словарь: Психология труда, рекламы, управления , инженерная психология и эргономика / Под. Ред. Б. А. Душкова; прил. Т. А. Гришиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 462 с.
  2. Батаршев А. В., Алексеева И. Ю. Майорова Е. В. Диагностика профессионально важных качеств. – СПб.: Питер, 2007. 192 с.
  3. Брушлинский А. В. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Знание. 1977. – 63 с.
  4. Васильев В. Юридическая психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 656 с.
  5. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. -М., 1974.; Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Психологические основы режима: Лекция.-М, 1968.
  6. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Психология коллектива заключённых: Лекция. -М, 1968.;
  7. Дебольский М. Г., Васищев Д. Н., Кокурин А. В., Бовин Б. Г. и др. Психодиагностика в УИС: Учебно-методическое пособие. – М.: НИИ ФСИН России, 2008. - 268.
  8. Дмитриева М. А., Суходольский Г. В. Методы описания, анализа и оценки деятельности // Методология исследования по инженерной психологии и психологии труда. Ч.1. Л.: ЛГУЮ 1974. С.12 – 118.
  9. Димитров А. В., Сафронов В. П. Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, 176 с.
  10. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в ред. Федеральных законов от 15.06.1996 N 73-ФЗ, статья 1.
  11. Иванова Е. М. Психология изучения человека в трудовой деятельности. М.: Издательство Моск. Ун-та, 1992. – 94 с.
  12. Исправительно-трудовая психология / Под ред. К.К. Платонова, А.Д. Глоточкина, К.Е. Игошева. - Рязань: РВШ МВД СССР, 1985.;
  13. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
  14. Минюст РФ Приказ от 30.12.2005г. № 259 «Об утверждении положения об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН»
  15. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М.: МВД РФ, 1997,
  16. Пономарёва Е.А. Социально-психологическая характеристика личности начальника отряда ИТК: Автореф. дисс... канд. психол. наук. - М., 1976.
  17. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства.  М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 480 с.
  18. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. /Под. Ред. Б. Ф. Ломова, М. Ю. Забродина. – М.: Наука, 1985.
  19. Психология труда. / Под ред. А. В. Карпова. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 352с.
  20. Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ): Руководство. - Ярославль: Психодиагностика, 1991. - 19с. 
  21. Собчик Л. Н.  СМИЛ.  Стандартизированный  многофакторный  метод  исследования личности. – С-Пб.; Речь, 2009. - 224 с.
  22. Сорокотягин И. Н. Психология юриспруденции. – СПб.: Изд. Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. – 449с.
  23. Толочек В. А. Современная психология труда. СПб.: Питер, 2005. – 407.
  24. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
  25. Фукин А. И. Как составлять профессиограммы. Елабуга, М., 1990.
  26. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. -  183 с.
  27. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Издательская корпорация «Логос». 1996. – 320 с.
  28. http://www.ido.rudn.ru/psychology/labour_psychology/enclosure.html#1 // Пряжников Н. С. и Пряжникова Е. Ю. Учебный курс «Психология труда и инженерная психология».

 

    Приложение 1.

Перечень  основных профессионально  важных качеств, используемых при составлении  аналитической профессиограммы

(по  Пряжникову Н.  С. и Пряжниковой  Е. Ю.)

  1. Мышление, интеллект:
    • продуктивное (творческое) - репродуктивное;
    • наглядно-образное;
    • наглядно-действенное;
    • словесно-логическое (вербальное и невербальное);
    • практическое и теоретическое;
    • интуитивное - логическое;
    • общая эрудиция;
    • специальные (конкретные) знания и мыслительные умения.
  2. Восприятие, пороги чувствительности:
    • зрительное, цветоразличение;
    • слуховое;
    • тактильное;
    • кинетическое;
    • вкусовое;
    • межличностное, социальное.
  3. Память, объем памяти, скорость запоминания:
    • произвольная и непроизвольная;
    • долговременная, кратковременная;
    • сенсорная (до 1 секунды): иконическая (зрительная) и эхотическая (слух);
    • логическая;
    • образная;
    • эмоциональная;
    • сенсомоторная (двигательная).
  4. Внимание, переключаемость, объем внимания:
    • произвольное (концентрация внимания) и непроизвольное;
    • устойчивое и неустойчивое.
  5. Свойства нервной системы:
    • сила;
    • подвижность;
    • уравновешенность;
    • лабильность и динамичность.
  6. Двигательные характеристики:
    • координация движений (по конкретным двигательным органам);
    • тремор рук;
    • скорость реакции.
  7. Коммуникативные характеристики:
    • экстравертированность - интровертированность (связано со свойствами нервной системы);
    • организаторские способности, готовность к лидерству;
    • коммуникативные способности, обаяние;
    • речь: внешняя - внутренняя, вербальная - невербальная, устная - письменная; высота, сила, тембр голоса;
    • коммуникативная воспитанность и такт;
    • чувство юмора, остроумие.
  8. Мотивация:
    • профессиональные интересы и склонности;
    • устойчивость мотивов;
    • согласованность, непротиворечивость мотивов.
  9. Ценностно-нравственные характеристики:
    • соотношение профессиональных и внепрофессиональных ценностей;
    • иерархия ценностей (общая и профессиональная);
    • смыслы профессиональной деятельности и их соответствие общим жизненным смыслам; уровень осознания этих смыслов;
    • доброта;
    • бескорыстие;
    • честность, порядочность;
    • обязательность, ответственность, исполнительность;
    • самокритичность.
  10. Волевые характеристики:
    • смелость, решительность;
    • целеустремленность;
    • осмысленность ответственных действий;
    • эмоциональная устойчивость;
    • склонность к риску.
  11. Эстетическое чувство, художественный вкус:
    • конкретные эстетические способности (музыкальные, художественные, моторные и др.);
    • продуктивная и репродуктивная художественная ориентация.
  12. Профессиональный и жизненный опыт:
    • способность разумно осмысливать трудные жизненные и профессиональные ситуации;
    • способность разумно действовать в трудных ситуациях.
  13. Психофизиологические характеристики человека:
    • физическая сила;
    • выносливость;
    • утомляемость.

Информация о работе Особенности профессионально важных качеств сотрудников ФСИН