Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 00:19, курсовая работа
Цель работы: выделить профессионально важные качества сотрудников ФСИН (начальников отрядов и сотрудников охраны).
Задачи:
Изучить понятие профессионально важные качества,
Проанализировать содержание деятельности сотрудников ФСИН
Выделить профессионально важные качества сотрудников ФСИН
Составить профессиограмму начальника отряда и сотрудника отдела охраны.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИИ ПОНЯТИЯМИ. 5
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФСИН. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНИКА ОТРЯДА (ВОСПИТАТЕЛЯ) И СОТРУДНИКА ОТДЕЛА ОХРАНЫ. 10
2. 1. Особенности деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН). 10
2. 2. Профессионально важные качества начальника отряда (воспитателя) и сотрудника отдела охраны. 12
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ 20
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ФСИН: ВОСПИТАТЕЛЕЙ (НАЧАЛЬНИКОВ) ОТРЯДОВ И СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ. 22
3. 1. Процедура исследования. 22
3.2. Результаты исследования. 22
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Приложение 1. 34
Е.А. Пономарёва отмечает, что теоретическая и эмпирическая модель личности соответствуют друг другу по составу основных блоков. В то же время между ними существуют определённые расхождения, касающиеся количественного уровня выраженности качеств, образующих тот или иной блок. В частности, эмпирическая модель характеризуется значительно более низким уровнем подготовленности, профессиональной направленности и отношения к труду, организованности, внимательности, целеустремленности, общей культуры личности.
В работе Сорокотягина И. Н. указывается, что для успешности выполнения деятельности, воспитателю отряда требуется обладать сильной волей, педагогическими способностями и тактом, целеустремленностью, гуманизмом и другими высокими нравственно - психологическими качествами. Для адекватного реагирования в конфликтных ситуациях, возникающих в общении с осужденными, он должен обладать твердой волей и настойчивостью. Также в подобных ситуациях важно уметь слушать, находить индивидуальный подход. При этом немаловажно наличие моральных качеств: справедливости, верности слову, спокойствия, выдержки. Он должен быть аккуратным, подтянутым и спокойным в обращении с осужденным, что указывает на уровень культуры личности [22].
Для
успешного осуществления
На
основе выше сказанного, можно сделать
вывод, что существует множество теорий,
освещающих проблему профессионально
важных качеств. Мы можем заменить, что
для успешности выполнения деятельности
различных сотрудников ФСИН, требуется
наличие различных качеств. В первую очередь,
для начальников отрядов важны качества,
позволяющие успешно совершать коммуникацию
с осужденными, а для сотрудников охраны
важны качества для оптимального реагирования
в экстренных ситуациях, возникающих во
время охранной деятельности.
Цель исследования: Изучить особенности профессионально важных качеств сотрудников ФСИН (начальников отрядов и сотрудников охраны).
Гипотеза исследования: Профессионально важные качества сотрудника охраны и начальника отряда имеют различия по следующим характеристикам: уровень эмоционального контроля и волевой регуляции, направленность личности, уровень развития свойств внимания, уровень развития коммуникативных, организаторских и педагогических способностей.
Методы и методики:
Исследование проводилось в одной из исправительных колоний Архангельской области на сотрудниках отдела охраны и начальниках отрядов отдела воспитательной работы. В исследовании приняли участие мужчины в возрасте от 20 до 35 лет. Объем выборки составил 30 человек: 15 сотрудников охраны, 15 начальников отрядов.
Перед началом эмпирического исследования, был проведен теоретический анализ литературы в области профессиональной деятельности сотрудников ФСИН, на основе которого составлены следующие аналитические профессиограммы:
Обязанности:
Деятельность сотрудника отдела по воспитательной работе - это работа с отрядом осужденных. На должность воспитателя возложена основная работа по организации и проведению всего комплекса мероприятий с осужденными отряда:
Профессионально ванные качества:
Обязанности:
Профессионально важные качества:
Приведенные выше профессиограммы помогают сформулировать гипотезу эмпирического исследования. Опираясь на данные профессиограммы можно сделать вывод, что служебные обязанности сотрудника отдела воспитательной работы и сотрудника отдела охраны имеют существенные различия, на основании чего к профессионально важным качествам данных категорий сотрудников также предъявляются различные требования.
Статистическая обработка данных эмпирического исследования проводилась с применением статистического пакета SPSS Statistics 17.0. На основании статистической обработки данных (критерий U-Манна-Уитни) получены следующие результаты.
По данным методики «СМИЛ», статистически достоверных различий не выявлено.
По результатам опросника терминальных ценностей «ОТеЦ» выявлены различия по такой терминальной ценности, как креативность и сфера жизни увлечений. Это значит, что преобладание стремления к реализация своих творческих возможностей и преобладание сферы интересов (p=0,025) у сотрудников охраны выше, чем у начальников отрядов.
По методике оценки правового сознания личности Л. А. Ясюковой, получены статистически достоверные различия в деловой сфере: средний ранг воспитателей – 19,33, а охраны – 11,67 (p= 0,015). Следовательно, можно говорить, что уровень развития правосознания преобладает у воспитателей в деловой сфере.
При сравнении уровня развития коммуникативных и организаторских способностей так же выявлены различия. Этот показатель говорит о том, что коммуникативные (p=0,013) и организаторские способности (p=0,002) воспитателей больше развиты, чем сотрудников охраны.
Проанализировав данные корректурной пробы Бурдона – Анфимова выявлено (Рис. 1), что график динамики устойчивости внимания у начальников отряда имеет нестабильность, в отличии от графика сотрудников охраны, соответственно, можно считать, что устойчивость внимания воспитателей ниже. При этом коэффициент концентрации у сотрудников охраны так же выше, чем у воспитателей: K`=1,11 при первом предъявлении помехи и K``=1,02 - при втором у охраны и, соответственно K`=1,03 и K``=0,97 у воспитателей. Потому можно говорить о различии в уровне развития свойств внимания.
Рис. 1. «График динамики устойчивости внимания сотрудников отдела охраны и воспитательной работы.
На основе полученного анализа результатов можно сделать вывод, что наша гипотеза подтверждается частично. Выявлены различия в уровне развития свойств внимания, ценностных ориентаций, сфере развития правового сознания, развития коммуникативных, организаторских и педагогических способностей. Различия в уровне эмоционального контроля и волевой регуляции, а так же направленность личности не выявлены.
Информация о работе Особенности профессионально важных качеств сотрудников ФСИН