Особенности профессионально важных качеств сотрудников ФСИН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 00:19, курсовая работа

Описание

Цель работы: выделить профессионально важные качества сотрудников ФСИН (начальников отрядов и сотрудников охраны).

Задачи:

Изучить понятие профессионально важные качества,
Проанализировать содержание деятельности сотрудников ФСИН
Выделить профессионально важные качества сотрудников ФСИН
Составить профессиограмму начальника отряда и сотрудника отдела охраны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИИ ПОНЯТИЯМИ. 5
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФСИН. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНИКА ОТРЯДА (ВОСПИТАТЕЛЯ) И СОТРУДНИКА ОТДЕЛА ОХРАНЫ. 10
2. 1. Особенности деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН). 10
2. 2. Профессионально важные качества начальника отряда (воспитателя) и сотрудника отдела охраны. 12
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ 20
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ФСИН: ВОСПИТАТЕЛЕЙ (НАЧАЛЬНИКОВ) ОТРЯДОВ И СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ. 22
3. 1. Процедура исследования. 22
3.2. Результаты исследования. 22
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Приложение 1. 34

Работа состоит из  1 файл

ПВК ФСИН.doc

— 235.00 Кб (Скачать документ)

       Е.А. Пономарёва отмечает, что теоретическая и эмпирическая модель личности соответствуют друг другу по составу основных блоков. В то же время между ними существуют определённые расхождения, касающиеся количественного уровня выраженности качеств, образующих тот или иной блок. В частности, эмпирическая модель характеризуется значительно более низким уровнем подготовленности, профессиональной направленности и отношения к труду, организованности, внимательности, целеустремленности, общей культуры личности.

       В работе Сорокотягина И. Н. указывается, что для успешности выполнения деятельности, воспитателю отряда требуется обладать сильной волей, педагогическими способностями и тактом, целеустремленностью, гуманизмом и другими высокими нравственно - психологическими качествами. Для адекватного реагирования в конфликтных ситуациях, возникающих в общении с осужденными, он должен обладать твердой волей и настойчивостью. Также в подобных ситуациях важно уметь слушать, находить индивидуальный подход. При этом немаловажно наличие моральных качеств: справедливости, верности слову, спокойствия, выдержки. Он должен быть аккуратным, подтянутым и спокойным в обращении с осужденным, что указывает на уровень культуры личности [22].

    Для успешного осуществления деятельности сотрудника охраны, авторы также выделяют важные профессиональные качества [9, 15]:

  • наблюдательность и внимание (устойчивость внимания; распределение внимания; хороший объем внимания; умение видеть малозаметные изменения на охраняемом объекте и др.);
  • эмоциональные и волевые качества (эмоциональная устойчивость; самообладание; упорство в преодолении возникающих трудностей; высокая активность; ответственность; самокритичность и др.);
  • интеллектуальные качества (умение выбрать из нескольких вариантов решения оптимальный; способность принять решение при недостатке информации; умение определить объем информации, нужный для принятия решения и др.);
  • коммуникативные качества (способность найти целесообразную в зависимости от ситуации форму общения; умение согласованно действовать с другими сотрудниками и др.);
  • качества памяти (хорошая память на внешность и поведение человека; отличная моторная, двигательная память; способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации; хорошая зрительная память на обстановку охраняемого объекта и др.);
  • моторные качества (быстрое действие в условиях дефицита времени; быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление и др.).

       На  основе выше сказанного, можно сделать вывод, что существует множество теорий, освещающих проблему профессионально важных качеств. Мы можем заменить, что для успешности выполнения деятельности различных сотрудников ФСИН, требуется наличие различных качеств. В первую очередь, для начальников отрядов важны качества, позволяющие успешно совершать коммуникацию с осужденными, а для сотрудников охраны важны качества для оптимального реагирования в экстренных ситуациях, возникающих во время охранной деятельности. 

 

ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ

  1. Проанализировав определения разных авторов можно  сделать вывод, что ПВК – это:
    1. Индивидуальные психические и внепсихические качества субъекта труда
    2. Коррелят результативных параметров трудовой деятельности - качество, производительность, надежностью, которые определяют успешность субъекта
    3. Динамическая характеристика, которая связана с формированием психической системы деятельности. 
  2. Понятия ПВК, профессиограмма и психограмма имеют тесную взаимосвязь.
  3. Профессиограмма является комплексным описанием профессии, которое включает в себя характеристику профессии, требования к субъекту труда, а так же описание профессионально важных качеств субъекта труда для успешного выполнения задач трудовой деятельности. В зависимости от целей, выделяют различные виды профессиограмм, к составлению которых применяются единые требования. Чаще всего, в практических целях, используют аналитическую профессиограмму, которая психограмму, составленную на основе нормативных требований к профессионалу.
  4. Деятельность сотрудника ФСИН протекает в условиях повышенной опасности и экстремальности. Она регулируется нормативно – правовыми документами, требует специальной физической и профессиональной подготовки. Сотрудники различных отделов ФСИН имеют перед собой различные задачи, в соответствии с этим, они выполняют различные, специфические для каждого отдела виды деятельности.
  5. Существует множество теорий, освещающих проблему профессионально важных качеств. Для успешности выполнения деятельности различных сотрудников ФСИН, требуется наличие различных качеств. Для начальников отрядов важны качества, позволяющие успешно совершать коммуникацию с осужденными, а для сотрудников охраны важны качества для оптимального реагирования в экстренных ситуациях, возникающих во время охранной деятельности.

 

ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ФСИН: ВОСПИТАТЕЛЕЙ (НАЧАЛЬНИКОВ) ОТРЯДОВ И СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ.

3. 1. Процедура исследования.

       Цель исследования: Изучить особенности профессионально важных качеств сотрудников ФСИН (начальников отрядов и сотрудников охраны).

       Гипотеза  исследования: Профессионально важные качества сотрудника охраны и начальника отряда имеют различия по следующим характеристикам: уровень эмоционального контроля и волевой регуляции, направленность личности, уровень развития свойств внимания, уровень развития коммуникативных, организаторских и педагогических способностей.

       Методы и методики:

    1. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности – «СМИЛ» [21].
    2. Опросник терминальных ценностей – «ОТеЦ» [20].
    3. Методика оценки правового сознания  личности Л. А. Ясюковой.
    4. Корректурная проба Бурдона – Анфимова.
    5. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей – «КОС» [24].

       Исследование  проводилось в одной из исправительных колоний Архангельской области на сотрудниках отдела охраны и начальниках отрядов отдела воспитательной работы. В исследовании приняли участие мужчины в возрасте от 20 до 35 лет. Объем выборки составил 30 человек: 15 сотрудников охраны, 15 начальников отрядов.

    1. Результаты  исследования.

       Перед началом эмпирического исследования, был проведен теоретический анализ литературы в области профессиональной деятельности сотрудников ФСИН, на основе которого составлены следующие аналитические профессиограммы:

      1. Профессиограмма сотрудника отдела воспитательной работы:

       Обязанности:

       Деятельность  сотрудника отдела по воспитательной работе - это работа с отрядом осужденных. На должность воспитателя возложена основная работа по организации и проведению всего комплекса мероприятий с осужденными отряда:

  • воспитательная и просветительская работа с осужденными
  • изучение личности, неформальной роли осужденного
  • изучение взаимоотношений осужденных друг с другом
  • планирование индивидуально – воспитательной работы
  • проводит регулярных собраний с осужденными
  • принимает осужденных по личным вопросам
  • разъяснение правил внутреннего распорядка
  • решение в отряде проблем бытового характера, контроль санитарного состояния помещения и соблюдения правил личной гигиены
  • осуществление общения осужденных с внешним миром: переписка с родственниками, организация свиданий и др.
  • проведение работы по профилактике преступлений
  • контроль процессов формирования групп с отрицательной направленностью
  • применение психологические средств и методы коррекции поведения, для профилактики и предупреждения преступности
  • подготовка осужденных к жизни после освобождения

       Профессионально ванные качества:

  • Чувство долга, патриотизм, ответственность, гуманизм, любовь к профессии, стремление к самосовершенствованию, профессиональная гордость
  • Ориентировка в сложившейся ситуации и принятии решения, самостоятельность, находчивость, быстрота и мобильность, умение взвесить все «за и против»
  • Высокая сензитивность, пластичность нервной системы, преобладание активности над реактивностью
  • Присутствие таких черт, как принципиальность, справедливость, скромность, деловитость, последовательность, тактичность, выдержанность, доброжелательность, внимательность, настойчивость
  • Педагогическая направленность, убежденность, что нет неисправимых людей
  • Сдерживание агрессивных и антисоциальных интересов
  • Коммуникативные и организаторские способности, способность установления контакта, тактичность
  • Культура общения: сочетание командной речи и речи задушевного мягкого общения
  • Твердая воля и настойчивость.
    1. Профессиограмма сотрудника отдела охраны:

       Обязанности:

  • обеспечение охраны
  • обеспечение режима содержания осужденных
  • предупреждение побегов
  • предупреждение и раскрытие преступлений в местах лишения свободы
  • проведение дознания и неотложные следственные мероприятия
  • профилактика группировок отрицательной направленности и развенчивания их лидеров
  • розыск бежавших во взаимодействии с внутренними войсками и органами внутренних дел
  • организация и проведение обысков, осмотров осужденных, помещений и территорий.
  • Осуществление организационных мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при массовых беспорядках, неповиновениях администрации, захватах заложников

    Профессионально важные качества:

  • Чувство долга, патриотизм, ответственность, гуманизм, любовь к профессии, стремление к самосовершенствованию, профессиональная гордость
  • Ориентировка в сложившейся ситуации и принятии решения, самостоятельность, находчивость, быстрота и мобильность, умение взвесить все «за и против»
  • Высокая сензитивность, пластичность нервной системы, преобладание активности над реактивностью
  • Присутствие таких черт, как принципиальность, справедливость, скромность, деловитость, последовательность, тактичность, выдержанность, доброжелательность, внимательность, настойчивость
  • Устойчивость внимания; распределение внимания; хороший объем внимания; умение видеть малозаметные изменения на охраняемом объекте
  • Эмоциональная устойчивость; самообладание;
  • Умение согласованно действовать с другими сотрудниками
  • Память на внешность и поведение человека; моторная, двигательная память; способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации; хорошая зрительная память на обстановку охраняемого объекта.

     Приведенные выше профессиограммы помогают сформулировать гипотезу эмпирического исследования. Опираясь на данные профессиограммы можно сделать вывод, что служебные обязанности сотрудника отдела воспитательной работы и сотрудника отдела охраны имеют существенные различия, на основании чего к профессионально важным качествам данных категорий сотрудников также предъявляются различные требования.

       Статистическая обработка данных эмпирического исследования проводилась с применением статистического пакета SPSS Statistics 17.0. На основании статистической обработки данных (критерий U-Манна-Уитни) получены следующие результаты.

       По данным методики «СМИЛ», статистически достоверных различий не выявлено.

       По результатам опросника терминальных ценностей «ОТеЦ» выявлены различия по такой терминальной ценности, как креативность и сфера жизни увлечений. Это значит, что преобладание стремления к реализация своих творческих возможностей и преобладание сферы интересов (p=0,025) у сотрудников охраны выше, чем у начальников отрядов.

       По методике оценки правового сознания личности Л. А. Ясюковой, получены статистически достоверные различия в деловой сфере: средний ранг воспитателей – 19,33, а охраны – 11,67 (p= 0,015). Следовательно, можно говорить, что уровень развития правосознания преобладает у воспитателей в деловой сфере.

       При сравнении уровня развития коммуникативных и организаторских способностей так же выявлены различия. Этот показатель говорит о том, что коммуникативные (p=0,013) и организаторские способности (p=0,002) воспитателей больше развиты, чем сотрудников охраны.

       Проанализировав данные корректурной пробы Бурдона – Анфимова выявлено (Рис. 1), что график динамики устойчивости внимания у начальников отряда имеет нестабильность, в отличии от графика сотрудников охраны, соответственно, можно считать, что устойчивость внимания воспитателей ниже. При этом коэффициент концентрации у сотрудников охраны так же выше, чем у воспитателей: K`=1,11 при первом предъявлении помехи  и K``=1,02 - при втором у охраны и, соответственно K`=1,03 и K``=0,97 у воспитателей. Потому можно говорить о различии в уровне развития свойств внимания.

     Рис. 1. «График динамики устойчивости внимания сотрудников отдела охраны и воспитательной работы.

       На основе полученного анализа результатов можно сделать вывод, что наша гипотеза подтверждается частично. Выявлены различия в уровне развития свойств внимания, ценностных ориентаций, сфере развития правового сознания, развития коммуникативных, организаторских и педагогических способностей. Различия в уровне эмоционального контроля и волевой регуляции, а так же направленность личности не выявлены.

Информация о работе Особенности профессионально важных качеств сотрудников ФСИН