Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:35, курсовая работа
В соответствии с целью нашего исследования мы поставили следующие задачи:
- Провести анализ литературы по проблеме особенностей произвольного и непроизвольного запоминания у детей с ОНР дошкольного возраста.
- Изучить состояние произвольного и непроизвольного запоминания у старших дошкольников с ОНР.
- Определить особенности педагогической работы по обучению дошкольников приемам и способам запоминания.
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СООТНОШЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1.1. Особенности произвольного и непроизвольного запоминания в дошкольном возрасте.
1.2. Особенности запоминания у дошкольников с ОНР.
1.3. Приемы, способы и методы повышения эффективности запоминания в старшем дошкольном возрасте.
ГлаваII. ИЗУЧЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.
Выводы.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Содержание
Введение
1.1. Особенности произвольного и непроизвольного запоминания в дошкольном возрасте.
1.2. Особенности запоминания у дошкольников с ОНР.
1.3. Приемы, способы и методы повышения эффективности запоминания в старшем дошкольном возрасте.
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.
Выводы.
Введение
Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постепенно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Память, таким образом, становится важнейшей характеристикой психической жизни личности. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, т.к. протекание любого когнитивного процесса обязательно предполагает удержание каждого элемента психического акта.
Понятие памяти всесторонне
изучено как зарубежными, так
и отечественными психологами
(А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев, В.Г.
Крысько, Ж. Пиаже, Л.С.
Непроизвольное запоминание играет большую роль в дошкольном возрасте. Как показывают исследования А. А. Смирнова, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьева, дети без особых усилий запоминают материал, с которым они действуют.
На современном этапе развития общества все большее внимание уделяется всестороннему развитию детей с речевой патологией. Проблемой нашего исследования является уровень связной письменной речи детей с общим недоразвитием речи. Изучением младших школьников с бощим недоразвитием речи (ОНР) занимались Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и многие другие. Ими было доказано, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие познавательной сферы ребенка.
Актуальность данной работы заключается в том, что несмотря на то, что ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточное развитие как произвольного, так и непроизвольного запоминания (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова), проблема изучения соотношения произвольного и непроизвольного запоминания у дошкольников с ОНР изучена недостаточно. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Цель исследования – изучить особенности соотношения произвольного и непроизвольного запоминания у дошкольников с ОНР.
Объект исследования – соотношение между произвольным и непроизвольным запоминанием.
Предмет исследования - особенности соотношения между произвольным и непроизвольным запоминанием у старших дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: старшие дошкольники с ОНР обладают недостаточным уровнем развития произвольного и непроизвольного запоминания по сравнению со своими здоровыми сверстниками; у старших дошкольников с ОНР непроизвольное запоминание преобладает над произвольным.
В соответствии с целью нашего исследования мы поставили следующие задачи:
- Провести анализ литературы
по проблеме особенностей
- Изучить состояние
произвольного и
- Определить особенности
педагогической работы по
Методы исследования:
- анализ литературы;
- констатирующий эксперимент;
- сравнительный анализ.
Структура работы:
Работа состоит из введение, заключения, списка литературы, приложения и 3 глав. Первая глава содержит обзор теоретических источников по проблеме, вторая глава содержит проведение экспериментального исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СООТНОШЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1.1. Особенности произвольного и непроизвольного запоминания в дошкольном возрасте.
Непроизвольное
запоминание играет большую
Продуктивность
непроизвольного запоминания
Некоторые психологи
считают, что у детей старшего
дошкольного возраста
В то же время
известны такие факты - дети
легко запоминают непонятное (объективно
бессмысленное) и заучивают
А.Н. Леонтьев показывает и экспериментально доказывает, что к концу дошкольного возраста происходит постепенное замещение процесса непосредственного запоминания опосредствованным. А.Н Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредствованного запоминания, изображенную на рис. 1. («параллелограмм памяти»)
рис. 1
Развитие непосредственного (верхняя кривая) и опосредствованного (нижняя кривая) запоминания у школьников (по А.Н. Леонтьеву)
Начиная со
школьного возраста идет
Л.С. Выготский
пишет о том, что осмысленный
материал запоминается легче,
чем бессмысленный. Память
К концу дошкольного возраста идет развитие произвольного и осмысленного запоминания.
Исследования
С.Л. Рубинштейна, А. Бине, К.
Бюлера отчетливо вскрыли роль
осмысливания в запоминании и
показали, что осмысленное запоминание
подчинено иным
Зависимость воспроизведения
от смыслового содержания была
выявлена в работе А. Г. Комм
особым экспериментальным
Другой момент,
обнаружившийся в тех же
Дошкольники лучше запоминают наглядным материал: предметы, которые ребенка окружают и с которыми он действует, изображения предметов, людей. Продуктивность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминания словесного материала.
Если же говорить
о запоминании словесного
В исследованиях
советских психологов
В работе П.
И. Зинченко (1961) показано, что, если
у младших дошкольников
Абстрактный материал
также запоминается различно. Лучше
запоминается абстрактный
Конкретно - образный
характер памяти старших
Процесс развития
памяти у старших дошкольников
должен быть специально
1.2. Особенности запоминания у дошкольников с ОНР.
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте . В группу с ОНР объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам. Но, несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов, не развита связная речь.
Неполноценная
речевая деятельность
Информация о работе Особенности произвольного и непроизвольного запоминания у дошкольников с ОНР