Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:35, курсовая работа
В соответствии с целью нашего исследования мы поставили следующие задачи:
- Провести анализ литературы по проблеме особенностей произвольного и непроизвольного запоминания у детей с ОНР дошкольного возраста.
- Изучить состояние произвольного и непроизвольного запоминания у старших дошкольников с ОНР.
- Определить особенности педагогической работы по обучению дошкольников приемам и способам запоминания.
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СООТНОШЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1.1. Особенности произвольного и непроизвольного запоминания в дошкольном возрасте.
1.2. Особенности запоминания у дошкольников с ОНР.
1.3. Приемы, способы и методы повышения эффективности запоминания в старшем дошкольном возрасте.
ГлаваII. ИЗУЧЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.
Выводы.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Наряду с общей
соматической ослабленностью
Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-грамматического недоразвития.
Р. Е. Левина
в зависимости от степени
1-й уровень
ОНР характеризуется либо
На 2-м уровне ОНР общение осуществляется не только с помощью жестов, мимики и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни, однако рассказ ребенка строится примитивно и чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов, поскольку дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют. Крауезе Е. характеризует этот уровень как “начатки общеупотребительной речи” .
3-й уровень
ОНР характеризуется
Несмотря на
различную природу дефектов, у
этих детей имеются типичные
проявления, указывающие на системное
нарушение речевой
Речь этих детей
малопонятна. Наблюдается
Группой ученых
– В. П. Глуховым , Т. Б. Филичевой
, Н. С. Жуковой, Е. М.
Как показывают
данные исследований логопедов,
Итак, подводя итог выше описанному:
– общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита. Выделяют три уровня речевого развития детей;
– дети с ОНР любого уровня речевого развития не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, одной из главных задач которого является формирование у детей с ОНР связной монологической речи.
Неполноценная
речевая деятельность
Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточное развитие как произвольного, так и непроизвольного запоминания (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У детей с
первым уровнем речевого
В работе «Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью» Л.И.Белякова, Ю.Ф.Гаркуша, О.Н.Усанова, Э.Л.Фигередо (1991) представили результаты исследования психических функций.
При зрительном опознании предмета в усложненных условиях дети с общим недоразвитием воспринимали образ предмета с определенными трудностями, им требовалось больше времени для принятия решения, отвечая, они проявляли неуверенность, допускали отдельные ошибки в опознании. При выполнении задачи «приравнивание к эталону» они использовали элементарные формы ориентировки. Например, при выполнении заданий по моделирующему перцептивному действию дети с ОНР меньше применяли способ зрительного соотнесения. Исследование зрительного восприятия позволяет сделать вывод о том, что у детей с ОНР оно сформировано недостаточно.
Исследование
мнестических функций
1.3. Приемы, способы и методы повышения эффективности запоминания в старшем дошкольном возрасте.
По Л.Ф. Обуховой, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала.
В.Д. Шадриков
и Л.В. Черемошкина выделили
несколько мнемических приемов,
- группировка,
- выделение опорных пунктов,
- составление плана, классификация,
- структурирование,
- схематизация,
- установление аналогий,
- мнемотехнические приемы,
- перекодирование,
- достраивание запоминаемого материала,
- серийная организация,
- ассоциации,
- повторение (Познавательные процессы.., 1990).
Способом, облегчающим
запоминание и последующее
Специальные исследования,
направленные на изучение
а) формирование самого умственного действия
б) использование его как мнемического приема, т. е. средства запоминания.
Таким образом,
прежде чем использовать, например,
прием классификации для
Показателем произвольности
служат приемы запоминания.
Анализируя полученные
данные, А. А. Смирнов намечает
ряд ступеней запоминания
Важнейшим приемом
осмысленного запоминания
Способом, облегчающим
запоминание и последующее
В первой группе
опытов материал для запоминани
Во второй группе
опытов использовался
Без специального
обучения дошкольники не
Это, естественно,
приводит к механическому
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1. Организация и методы исследования.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ.В исследовании принимали участие 20 старших дошкольников с ОНР (3-й уровень) – экспериментальная группа.
Для сравнительного анализа мной была проведена диагностика произвольного и непроизвольного запоминания у дошкольников, не имеющих отклонений в речевом развитии (20 человек), на базе ДОУ– контрольная группа.
Для исследования особенностей соотношения произвольного и непроизвольного запоминания нами использовались следующие методики:
1. МЕТОДИКА «НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ
Стимульный материал: набор из 16 картинок, изображающих знакомые предметы (граб, лук, заяц, шары, собака, мыло, рыба, книга, щетка, коза, елка, пастух, замок, пила, утюг, флаг).
Предложите ребенку
познакомиться с интересными
картинками: «Я сейчас покажу
тебе картинки, а ты внимательно
на них посмотри». Перед
2. МЕТОДИКА «ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ»
Приготовьте набор из 16 картинок (часы, лейка, муха, очки, дом, мяч, кран, утка, стол, арбуз, окно, лодка, зонт, чашка, санки, ведро).
Информация о работе Особенности произвольного и непроизвольного запоминания у дошкольников с ОНР