Особенности произвольного и непроизвольного запоминания у дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание

В соответствии с целью нашего исследования мы поставили следующие задачи:
- Провести анализ литературы по проблеме особенностей произвольного и непроизвольного запоминания у детей с ОНР дошкольного возраста.
- Изучить состояние произвольного и непроизвольного запоминания у старших дошкольников с ОНР.
- Определить особенности педагогической работы по обучению дошкольников приемам и способам запоминания.

Содержание

Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СООТНОШЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1.1. Особенности произвольного и непроизвольного запоминания в дошкольном возрасте.
1.2. Особенности запоминания у дошкольников с ОНР.
1.3. Приемы, способы и методы повышения эффективности запоминания в старшем дошкольном возрасте.

ГлаваII. ИЗУЧЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.
Выводы.

Заключение.
Литература.
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ по СП 2010..doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)

   По Л.Ф. Обуховой, в младшем школьном возрасте  идет интенсивное формирование  приемов запоминания. От наиболее  примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение  материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала.

   В.Д. Шадриков  и Л.В. Черемошкина выделили  несколько мнемических приемов,  или способов, организации запоминаемого  материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация, ассоциации, повторение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

- дошкольники с ОНР  обладают недостаточно развитым  произвольным запоминанием;

- дошкольники с ОНР  по сравнению с их здоровыми  сверстниками обладают недостаточно  развитым произвольным запоминанием;

- у дошкольников с ОНР показатели произвольного и непроизвольного запоминания находятся в следующем соотношении: чем ниже показатели непроизвольного запоминания, тем ниже показатели произвольного запоминания;

- У большинства дошкольников  с ОНР (60 %) непроизвольное запоминание преобладает над произвольным. В группе детей без речевых нарушений произвольное запоминание преобладает над непроизвольным.

- В то же время,  можно утверждать, что наилучшие  результаты были достигнуты детьми  при применении классификаций  в запоминании.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. - М., 1999
  2. Волкова Л.С., В.И. Селиверстова. Хрестоматия по логопедии. Ч. I. -М., 1998
  3. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте//Лекции по психологии. – М.: Психология. 1999
  4. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. — М., 1995
  5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М, 1998
  6. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С. Овчинникова. — М., 2006
  7. Косякова О.О. Логопсихология. – М., 2007
  8. Краузе Е. Логопедия. – СПб, 2002
  9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология. - М, 2001
  10. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии . М.. 1998
  11. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М., 1976
  12. Общая психология. под ред. А.В. Петровского. – М., 1996
  13. Основы логопедической работы с детьми./ Под ред. Чиркиной Г. В. - М, 2002
  14. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2002
  15. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1998
  16. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1995
  17. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999
  18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 1998
  19. Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов пед. институтов и спец. школ. – М., 1991
  20. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений; Т.II / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. – М., 2002
  21. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М., 2003
 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Использование приемов  и способов запоминания

Игра в слово

   Дошкольники называют  по одному слову из правила  по порядку. Например, первый ученик  произносит слово "чтобы", второй - "проверить", третий - "безударную", четвертый - "гласную" и т.д. Правило читается несколько раз. Секрет запоминания в том, что, отвечающие, произносят только одно слово из правила, но, по правилам игры, вынуждены держать в уме все правило, причем длительное время (пока игра продолжается), так как неизвестно, какое из слов ему достанется в следующий раз. Другие игры связаны с рассказыванием правила в разных вариантах и ролях:

Игра «Поучи правилу попугая»

   В роли "учителя" - ученик, хорошо усвоивший правило,  в роли "попугая" - ученик, который нуждается в повторении правила. Игрок "учитель" произносит правило по частям, "попугай" повторяет за "учителем".

Игра «Запомни суффикс»

   Детям предлагаются  слова с суффиксами – очк  и – ов.

   На доске рисуются  очки. В левую колонку дети должны соотнести все слова с суффиксами – очк, в правую – с суффиксом – ов.

 

 
 



 

 


Информация о работе Особенности произвольного и непроизвольного запоминания у дошкольников с ОНР