По Л.Ф. Обуховой,
в младшем школьном возрасте
идет интенсивное формирование
приемов запоминания. От наиболее
примитивных приемов (повторение,
внимательное длительное рассмотрение
материала) в более старшем возрасте ребенок
переходит к группировке, осмыслению связей
разных частей материала.
В.Д. Шадриков
и Л.В. Черемошкина выделили
несколько мнемических приемов,
или способов, организации запоминаемого
материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана,
классификация, структурирование, схематизация,
установление аналогий, мнемотехнические
приемы, перекодирование, достраивание
запоминаемого материала, серийная организация,
ассоциации, повторение
Проведенное исследование позволило сделать следующие
выводы:
- дошкольники с ОНР
обладают недостаточно развитым
произвольным запоминанием;
- дошкольники с ОНР
по сравнению с их здоровыми
сверстниками обладают недостаточно
развитым произвольным запоминанием;
- у дошкольников с ОНР показатели произвольного и непроизвольного
запоминания находятся в следующем соотношении:
чем ниже показатели непроизвольного
запоминания, тем ниже показатели произвольного
запоминания;
- У большинства дошкольников
с ОНР (60 %) непроизвольное запоминание преобладает над произвольным. В группе
детей без речевых нарушений произвольное
запоминание преобладает над непроизвольным.
- В то же время,
можно утверждать, что наилучшие
результаты были достигнуты детьми
при применении классификаций
в запоминании.
Литература
- Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. - М., 1999
- Волкова Л.С., В.И. Селиверстова. Хрестоматия по логопедии. Ч. I. -М., 1998
- Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте//Лекции по психологии. – М.: Психология. 1999
- Житникова Л.М. Учите детей запоминать. — М., 1995
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М, 1998
- Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С. Овчинникова. — М., 2006
- Косякова О.О. Логопсихология. – М., 2007
- Краузе Е. Логопедия. – СПб, 2002
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология. - М, 2001
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии . М.. 1998
- Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М., 1976
- Общая психология. под ред. А.В. Петровского. – М., 1996
- Основы логопедической работы с детьми./ Под ред. Чиркиной Г. В. - М, 2002
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2002
- Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1998
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1995
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 1998
- Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов пед. институтов и спец. школ. – М., 1991
- Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений; Т.II / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. – М., 2002
- Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М., 2003
ПРИЛОЖЕНИЕ
Использование приемов
и способов запоминания
Игра в слово
Дошкольники называют
по одному слову из правила
по порядку. Например, первый ученик
произносит слово "чтобы", второй
- "проверить", третий - "безударную", четвертый
- "гласную" и т.д. Правило читается
несколько раз. Секрет запоминания в том,
что, отвечающие, произносят только одно
слово из правила, но, по правилам игры,
вынуждены держать в уме все правило, причем
длительное время (пока игра продолжается),
так как неизвестно, какое из слов ему
достанется в следующий раз. Другие игры
связаны с рассказыванием правила в разных
вариантах и ролях:
Игра «Поучи
правилу попугая»
В роли "учителя"
- ученик, хорошо усвоивший правило,
в роли "попугая" - ученик, который нуждается
в повторении правила. Игрок "учитель"
произносит правило по частям, "попугай"
повторяет за "учителем".
Игра «Запомни
суффикс»
Детям предлагаются
слова с суффиксами – очк
и – ов.
На доске рисуются
очки. В левую колонку дети должны соотнести все слова
с суффиксами – очк, в правую – с суффиксом
– ов.
|