Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:35, курсовая работа
В соответствии с целью нашего исследования мы поставили следующие задачи:
- Провести анализ литературы по проблеме особенностей произвольного и непроизвольного запоминания у детей с ОНР дошкольного возраста.
- Изучить состояние произвольного и непроизвольного запоминания у старших дошкольников с ОНР.
- Определить особенности педагогической работы по обучению дошкольников приемам и способам запоминания.
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СООТНОШЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1.1. Особенности произвольного и непроизвольного запоминания в дошкольном возрасте.
1.2. Особенности запоминания у дошкольников с ОНР.
1.3. Приемы, способы и методы повышения эффективности запоминания в старшем дошкольном возрасте.
ГлаваII. ИЗУЧЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.
Выводы.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Предложите ребенку запомнить как можно больше картинок, чтобы затем их припомнить: «Я покажу тебе картинки, а ты их внимательно рассмотри и постарайся запомнить, потом расскажешь, какие картинки ты запомнил». Время показа – 5 секунд. После демонстрации картинки делается небольшая пауза, можно поговорить с ребенком на отвлеченные темы, потом необходимо предложить ему вспомнить картинки. Зафиксируйте порядок воспроизведения.
3. МЕТОДИКА «СООТНОШЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ И НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ»
Подберите 2 разных комплекта из 16 картинок, которые можно разбить по тематике на 4 группы (одежда, овощи, посуда, животные – в первом комплекте, обувь, фрукты, птицы, цветы – во втором).
Задание 1. Предъявите один комплект картинок, предложите ребенку рассмотреть все картинки, затем закройте их и после небольшой паузы попросите назвать те, что он запомнил. Материал в этом опыте не классифицируется, т.е. идея классификации ребенку не задается. Зафиксируйте порядок воспроизведения картинок и установите, не пытался ли ребенок классифицировать их самостоятельно. Сравните результаты исследования детей, которые не применяли принцип группирования с теми, кто пытался ее применять.
Задание 2. Предъявите второй комплект картинок, предложите разложить его на 4 группы. Попросите ребенка назвать картинки каждого ряда и уберите комплект. Ребенок должен вспомнить и перечислить все картинки по рядам.
Задание 3. Предъявите ребенку третий комплект картинок, аналогичный предыдущим, предложите разложить картинки на 4 группы (про одно и то же). Выделите цель – запомнить, подчеркните, что нужно назвать сформированные группы так, как он их раскладывал.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.
Результаты проведения методики «Непроизвольное запоминание» в экспериментальной группе и контрольной группах представлены в таб.1 и табл.2
Таблица 1.
Непроизвольное запоминание у дошкольников с ОНР
Испытуемый |
кол-во воспроизведенных картинок |
кол-во отобранных картинок |
Оксана Е. |
5 |
6 |
Иван Г. |
10 |
11 |
Анастасия В. |
4 |
7 |
Евгений Р. |
9 |
10 |
Данила О. |
6 |
4 |
Кристина П. |
4 |
5 |
Ольга А. |
12 |
11 |
Лиза Н. |
8 |
9 |
Матвей К. |
3 |
4 |
Арсений У. |
9 |
9 |
Мария Щ. |
5 |
8 |
Елена Е. |
7 |
10 |
Александр О. |
3 |
6 |
Олеся В. |
6 |
8 |
Марина А. |
11 |
12 |
Павел Р. |
4 |
8 |
Полина Я. |
6 |
9 |
Евгений А. |
5 |
3 |
Валентина Д. |
7 |
10 |
Диана Г. |
11 |
14 |
Вывод:
Таким образом, большинство дошкольников с ОНР обладают недостаточно развитым непроизвольным запоминанием.
Непроизвольное запоминание у дошкольников без речевой патологии
Испытуемый |
кол-во воспроизведенных картинок |
кол-во отобранных картинок |
Ольга Е. |
14 |
15 |
Егор К. |
12 |
11 |
Евгений Ж. |
15 |
16 |
Петр С. |
10 |
12 |
Василий Д. |
13 |
14 |
Дмитрий В. |
11 |
11 |
Евгений П. |
14 |
15 |
Андрей Р. |
9 |
13 |
Алексей М. |
10 |
10 |
Александр Т. |
15 |
16 |
Андрей С. |
11 |
12 |
Дмитрий П. |
6 |
9 |
Максим Н. |
12 |
14 |
Мария Ч. |
11 |
14 |
Татьяна К. |
15 |
16 |
Светлана З. |
12 |
15 |
Татьяна С. |
9 |
12 |
Ольга А. |
12 |
16 |
Екатерина П. |
15 |
14 |
Оксана П. |
16 |
16 |
Вывод:
Таким образом,
в целом большинство старших
дошкольников, не имеющих речевой
патологии, успешно справились
с заданием, т.е. обладают достаточным
уровнем непроизвольного
По сравнению с нормой, непроизвольное запоминание дошкольников с ОНР развито недостаточно.
Результаты проведения
методики «Произвольное
Таблица 3.
Произвольное запоминание у дошкольников с ОНР
Испытуемый |
кол-во воспроизведенных картинок |
Оксана Е. |
6 |
Иван Г. |
9 |
Анастасия В. |
6 |
Евгений Р. |
8 |
Данила О. |
7 |
Кристина П. |
6 |
Ольга А. |
10 |
Лиза Н. |
12 |
Матвей К. |
5 |
Арсений У. |
4 |
Мария Щ. |
3 |
Елена Е. |
6 |
Александр О. |
3 |
Олеся В. |
5 |
Марина А. |
12 |
Павел Р. |
3 |
Полина Я. |
4 |
Евгений А. |
4 |
Валентина Д. |
6 |
Диана Г. |
10 |
Вывод:
Таким образом,
можно утверждать, что дошкольники
с ОНР обладают недостаточно
развитым произвольным
Таблица 4.
Произвольное запоминание у дошкольников без речевой патологии
Испытуемый |
кол-во воспроизведенных картинок |
Ольга Е. |
15 |
Егор К. |
13 |
Евгений Ж. |
14 |
Петр С. |
9 |
Василий Д. |
15 |
Дмитрий В. |
12 |
Евгений П. |
16 |
Андрей Р. |
8 |
Алексей М. |
12 |
Александр Т. |
14 |
Андрей С. |
10 |
Дмитрий П. |
6 |
Максим Н. |
13 |
Мария Ч. |
12 |
Татьяна К. |
15 |
Светлана З. |
14 |
Татьяна С. |
8 |
Ольга А. |
15 |
Екатерина П. |
16 |
Оксана П. |
14 |
Вывод:
Таким образом,
большинство дошкольников без
речевой патологии успешно
Следовательно,
дошкольники с ОНР по
Результаты проведения
методики «Соотношение
Таблица 5.
Соотношение произвольной и непроизвольной памяти у дошкольников с ОНР
Испытуемый |
задание 1 |
задание 2 |
задание 3 |
Оксана Е. |
6 |
5 |
6 |
Иван Г. |
10 |
10 |
11 |
Анастасия В. |
6 |
5 |
6 |
Евгений Р. |
7 |
6 |
8 |
Данила О. |
7 |
9 |
9 |
Кристина П. |
6 |
4 |
7 |
Ольга А. |
9 |
8 |
9 |
Лиза Н. |
11 |
12 |
12 |
Матвей К. |
3 |
5 |
6 |
Арсений У. |
9 |
6 |
10 |
Мария Щ. |
5 |
3 |
7 |
Елена Е. |
7 |
6 |
9 |
Александр О. |
3 |
4 |
3 |
Олеся В. |
6 |
6 |
9 |
Марина А. |
10 |
11 |
13 |
Павел Р. |
4 |
3 |
5 |
Полина Я. |
4 |
6 |
5 |
Евгений А. |
5 |
4 |
7 |
Валентина Д. |
7 |
5 |
8 |
Диана Г. |
11 |
13 |
13 |
Вывод:
Таким образом,
можно сделать вывод о том,
что у дошкольников с ОНР
показатели произвольного и
Соотношение произвольной и непроизвольной памяти у дошкольников без речевой патологии
Испытуемый |
задание 1 |
задание 2 |
задание 3 |
Ольга Е. |
13 |
14 |
14 |
Егор К. |
10 |
12 |
13 |
Евгений Ж. |
14 |
14 |
16 |
Петр С. |
8 |
9 |
9 |
Василий Д. |
12 |
15 |
15 |
Дмитрий В. |
11 |
12 |
14 |
Евгений П. |
12 |
16 |
16 |
Андрей Р. |
7 |
8 |
8 |
Алексей М. |
10 |
12 |
13 |
Александр Т. |
13 |
14 |
14 |
Андрей С. |
9 |
10 |
11 |
Дмитрий П. |
6 |
7 |
7 |
Максим Н. |
14 |
16 |
15 |
Мария Ч. |
13 |
12 |
14 |
Татьяна К. |
12 |
15 |
15 |
Светлана З. |
11 |
14 |
16 |
Татьяна С. |
9 |
8 |
11 |
Ольга А. |
12 |
15 |
15 |
Екатерина П. |
14 |
16 |
16 |
Оксана П. |
12 |
14 |
15 |
Вывод:
Таким образом,
у дошкольников без речевой
патологии показатели
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
- дошкольники с ОНР обладают недостаточно развитым произвольным запоминанием;
- дошкольники с ОНР
по сравнению с их здоровыми
сверстниками обладают
- у дошкольников с ОНР показатели произвольного и непроизвольного запоминания находятся в следующем соотношении: чем ниже показатели непроизвольного запоминания, тем ниже показатели произвольного запоминания;
- У большинства дошкольников с ОНР (60 %) непроизвольное запоминание преобладает над произвольным. В группе детей без речевых нарушений произвольное запоминание преобладает над непроизвольным.
- В то же время,
можно утверждать, что наилучшие
результаты были достигнуты
Значит, можно сделать вывод о подтверждении гипотезы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Непроизвольное запоминание играет большую роль в дошкольном возрасте. Как показывают исследования А. А. Смирнова, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьева, дети без особых усилий запоминают материал, с которым они действуют. К концу дошкольного возраста непроизвольное запоминание становится более продуктивным.
Л.С. Выготский
пишет о том, что осмысленный
материал запоминается легче,
чем бессмысленный. Память
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте .
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Ряд авторов
отмечают у детей с ОНР
Информация о работе Особенности произвольного и непроизвольного запоминания у дошкольников с ОНР