Особенности произвольного и непроизвольного запоминания у дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание

В соответствии с целью нашего исследования мы поставили следующие задачи:
- Провести анализ литературы по проблеме особенностей произвольного и непроизвольного запоминания у детей с ОНР дошкольного возраста.
- Изучить состояние произвольного и непроизвольного запоминания у старших дошкольников с ОНР.
- Определить особенности педагогической работы по обучению дошкольников приемам и способам запоминания.

Содержание

Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СООТНОШЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1.1. Особенности произвольного и непроизвольного запоминания в дошкольном возрасте.
1.2. Особенности запоминания у дошкольников с ОНР.
1.3. Приемы, способы и методы повышения эффективности запоминания в старшем дошкольном возрасте.

ГлаваII. ИЗУЧЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.
Выводы.

Заключение.
Литература.
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ по СП 2010..doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)

   Предложите ребенку запомнить как можно больше картинок, чтобы затем их припомнить: «Я покажу тебе картинки, а ты их внимательно рассмотри и постарайся запомнить, потом расскажешь, какие картинки ты запомнил». Время показа – 5 секунд. После демонстрации картинки делается небольшая пауза, можно поговорить с ребенком на отвлеченные темы, потом необходимо предложить ему вспомнить картинки. Зафиксируйте порядок воспроизведения.

       3. МЕТОДИКА «СООТНОШЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ И НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ»

   Подберите 2 разных комплекта из 16 картинок, которые можно разбить по тематике на 4 группы (одежда, овощи, посуда, животные – в первом комплекте, обувь, фрукты, птицы, цветы – во втором).

Задание 1. Предъявите один комплект картинок, предложите ребенку рассмотреть все картинки, затем закройте их и после небольшой паузы попросите назвать те, что он запомнил. Материал в этом опыте не классифицируется, т.е. идея классификации ребенку не задается. Зафиксируйте порядок воспроизведения картинок и установите, не пытался ли ребенок классифицировать их самостоятельно. Сравните результаты исследования детей, которые не применяли принцип группирования с теми, кто пытался ее применять.

Задание 2. Предъявите второй комплект картинок, предложите разложить его на 4 группы. Попросите ребенка назвать картинки каждого ряда и уберите комплект. Ребенок должен вспомнить и перечислить все картинки по рядам.

Задание 3. Предъявите ребенку третий комплект картинок, аналогичный предыдущим, предложите разложить картинки на 4 группы (про одно и то же). Выделите цель – запомнить, подчеркните, что нужно назвать сформированные группы так, как он их раскладывал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования.

   Результаты проведения методики «Непроизвольное запоминание» в экспериментальной группе и контрольной группах представлены в таб.1 и табл.2

Таблица 1.

Непроизвольное запоминание  у дошкольников с ОНР

Испытуемый

кол-во воспроизведенных картинок

кол-во отобранных картинок

Оксана Е.

5

6

Иван Г.

10

11

Анастасия В.

4

7

Евгений Р.

9

10

Данила О.

6

4

Кристина П.

4

5

Ольга А.

12

11

Лиза Н.

8

9

Матвей К.

3

4

Арсений У.

9

9

Мария Щ.

5

8

Елена Е.

7

10

Александр О.

3

6

Олеся В.

6

8

Марина А.

11

12

Павел Р.

4

8

Полина Я.

6

9

Евгений А.

5

3

Валентина Д.

7

10

Диана Г.

11

14


Вывод:

Таким образом, большинство  дошкольников с ОНР обладают недостаточно развитым непроизвольным запоминанием.

 

 

 

 

                                                                                                                                       Таблица 2.

Непроизвольное запоминание  у дошкольников без речевой патологии

Испытуемый

кол-во воспроизведенных картинок

кол-во отобранных картинок

Ольга Е.

14

15

Егор К.

12

11

Евгений Ж.

15

16

Петр С.

10

12

Василий Д.

13

14

Дмитрий В.

11

11

Евгений П.

14

15

Андрей Р.

9

13

Алексей М.

10

10

Александр Т.

15

16

Андрей С.

11

12

Дмитрий П.

6

9

Максим Н.

12

14

Мария Ч.

11

14

Татьяна К.

15

16

Светлана З.

12

15

Татьяна С.

9

12

Ольга А.

12

16

Екатерина П.

15

14

Оксана П.

16

16


 

 

Вывод:

   Таким образом,  в целом большинство старших  дошкольников, не имеющих речевой  патологии, успешно справились  с заданием, т.е. обладают достаточным  уровнем непроизвольного запоминания.

   По сравнению  с нормой, непроизвольное запоминание  дошкольников с ОНР развито  недостаточно.

   Результаты проведения  методики «Произвольное запоминание»  в экспериментальной группе и  контрольной группах представлены  в таб.3 и табл.4

 

 

Таблица 3.

Произвольное запоминание у дошкольников с ОНР

Испытуемый

кол-во воспроизведенных картинок

Оксана Е.

6

Иван Г.

9

Анастасия В.

6

Евгений Р.

8

Данила О.

7

Кристина П.

6

Ольга А.

10

Лиза Н.

12

Матвей К.

5

Арсений У.

4

Мария Щ.

3

Елена Е.

6

Александр О.

3

Олеся В.

5

Марина А.

12

Павел Р.

3

Полина Я.

4

Евгений А.

4

Валентина Д.

6

Диана Г.

10


 

 

Вывод:

   Таким образом,  можно утверждать, что дошкольники  с ОНР обладают недостаточно  развитым произвольным запоминанием.

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.

Произвольное запоминание у дошкольников без речевой патологии

Испытуемый

кол-во воспроизведенных картинок

Ольга Е.

15

Егор К.

13

Евгений Ж.

14

Петр С.

9

Василий Д.

15

Дмитрий В.

12

Евгений П.

16

Андрей Р.

8

Алексей М.

12

Александр Т.

14

Андрей С.

10

Дмитрий П.

6

Максим Н.

13

Мария Ч.

12

Татьяна К.

15

Светлана З.

14

Татьяна С.

8

Ольга А.

15

Екатерина П.

16

Оксана П.

14


Вывод:

   Таким образом,  большинство дошкольников без  речевой патологии успешно справились  с заданием, а значит, обладают  высоким уровнем произвольного запоминания.

   Следовательно,  дошкольники с ОНР по сравнению  с их здоровыми сверстниками  обладают недостаточно развитым  произвольным запоминанием.

   Результаты проведения  методики «Соотношение произвольной  и непроизвольной памяти» в  экспериментальной группе и контрольной группах представлены в таб.5 и табл.6

 

 

Таблица 5.

Соотношение произвольной и непроизвольной памяти у дошкольников с ОНР

Испытуемый

задание 1

задание 2

задание 3

Оксана Е.

6

5

6

Иван Г.

10

10

11

Анастасия В.

6

5

6

Евгений Р.

7

6

8

Данила О.

7

9

9

Кристина П.

6

4

7

Ольга А.

9

8

9

Лиза Н.

11

12

12

Матвей К.

3

5

6

Арсений У.

9

6

10

Мария Щ.

5

3

7

Елена Е.

7

6

9

Александр О.

3

4

3

Олеся В.

6

6

9

Марина А.

10

11

13

Павел Р.

4

3

5

Полина Я.

4

6

5

Евгений А.

5

4

7

Валентина Д.

7

5

8

Диана Г.

11

13

13


Вывод:

   Таким образом,  можно сделать вывод о том,  что у дошкольников с ОНР  показатели произвольного и непроизвольного  запоминания находятся в следующем  соотношении: чем ниже показатели  непроизвольного запоминания, тем ниже показатели произвольного запоминания. У 12 дошкольников с ОНР (60 %) непроизвольное запоминание преобладает над произвольным. В то же время, можно утверждать, что наилучшие результаты были достигнуты детьми при применении классификаций в запоминании. Таблица 6.

 

 

 

 

Соотношение произвольной и непроизвольной памяти у дошкольников без речевой патологии

Испытуемый

задание 1

задание 2

задание 3

Ольга Е.

13

14

14

Егор К.

10

12

13

Евгений Ж.

14

14

16

Петр С.

8

9

9

Василий Д.

12

15

15

Дмитрий В.

11

12

14

Евгений П.

12

16

16

Андрей Р.

7

8

8

Алексей М.

10

12

13

Александр Т.

13

14

14

Андрей С.

9

10

11

Дмитрий П.

6

7

7

Максим Н.

14

16

15

Мария Ч.

13

12

14

Татьяна К.

12

15

15

Светлана З.

11

14

16

Татьяна С.

9

8

11

Ольга А.

12

15

15

Екатерина П.

14

16

16

Оксана П.

12

14

15


 

 Вывод:

   Таким образом,  у дошкольников без речевой  патологии показатели произвольного  и непроизвольного запоминания  существенно не различаются между  собой, т.е. если у ребенка  зафиксирован высокий уровень  непроизвольного запоминания, то у него наблюдается высокий уровень произвольной памяти. В то же время очевидно, что наиболее высокие результаты были получены в выполнении 3-го задания, а значит, при осознанном употреблении метода классификации дошкольники запоминают больше материала, чем в предыдущих заданиях, где они использовали непроизвольное и произвольное запоминание. У 17 дошкольников (85 %) произвольное запоминание преобладает над непроизвольным. 

 

  

 

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

- дошкольники с ОНР обладают недостаточно развитым произвольным запоминанием;

- дошкольники с ОНР  по сравнению с их здоровыми  сверстниками обладают недостаточно  развитым произвольным запоминанием;

- у дошкольников с  ОНР показатели произвольного  и непроизвольного запоминания находятся в следующем соотношении: чем ниже показатели непроизвольного запоминания, тем ниже показатели произвольного запоминания;

- У большинства дошкольников  с ОНР (60 %) непроизвольное запоминание  преобладает над произвольным. В  группе детей без речевых нарушений произвольное запоминание преобладает над непроизвольным.

- В то же время,  можно утверждать, что наилучшие  результаты были достигнуты детьми  при применении классификаций  в запоминании. 

Значит, можно сделать  вывод о подтверждении гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Непроизвольное запоминание играет большую роль в дошкольном возрасте. Как показывают исследования А. А. Смирнова, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьева, дети без особых усилий запоминают материал, с которым они действуют. К концу дошкольного возраста непроизвольное запоминание становится более продуктивным.

   Л.С. Выготский  пишет о том, что осмысленный  материал запоминается легче,  чем бессмысленный. Память настолько  логизирована, что запоминание сводится  к установлению и нахождению логических отношений, а припоминание заключается в искании того пункта, который должен быть найден. Логизация и представляет противоположный полюс, показывающий, как в процессе развития изменились эти отношения. Если же говорить о запоминании словесного материала, то на всем протяжении старшего дошкольного возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия.

   В теории и  практике логопедии под общим  недоразвитием речи (в дальнейшем  ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте .

   Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

   Ряд авторов  отмечают у детей с ОНР недостаточное развитие как произвольного, так и непроизвольного запоминания (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Информация о работе Особенности произвольного и непроизвольного запоминания у дошкольников с ОНР