Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:15, курсовая работа
Цель данной работы: изучить особенности развития различных форм мышления младших школьников.
Введение _____________________________________________________2
Глава 1.Особенности развития различных форм мышления младших школьников
1.1.Общее понятие мышления ___________________________________4
1.2.Общая характеристика младшего школьного возраста ___________ 9
1.3.Развитие форм мышления младших школьников _______________11
Выводы по 1 главе ____________________________________________14
Глава 2.Эмпирическое исследование различных форм мышления младших школьников
2.1.Организация и методы исследования __________________________16
2.2.Анализ результатов исследования ____________________________17
2.3.Рекомендации по развитию теоретических форм мышления младших школьников для учителей начальных классов ______________________22
Выводы по 2 главе _____________________________________________24
Заключение __________________________________________________25
Список использованной литературы _____________________________ 27
Оглавление
Введение ______________________________
Глава 1.Особенности развития различных форм мышления младших школьников
1.1.Общее понятие
мышления ______________________________
1.2.Общая характеристика младшего школьного возраста ___________ 9
1.3.Развитие форм мышления младших школьников _______________11
Выводы
по 1 главе ______________________________
Глава 2.Эмпирическое исследование различных форм мышления младших школьников
2.1.Организация и методы исследования __________________________16
2.2.Анализ результатов исследования ____________________________17
2.3.Рекомендации по развитию теоретических форм мышления младших школьников для учителей начальных классов ______________________22
Выводы по 2 главе
______________________________
Заключение ______________________________
Список использованной литературы _____________________________ 27
Приложение
Введение
Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять — это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.
Мыслительную деятельность человека изучали известные зарубежные: Ж. Пиаже, К. Дункер, Дж. Брунер, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон и др.; и отечественные: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров, М.Н. Скаткин, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, Б.М. Величковский и др. исследователи. Благодаря их выдающимся работам современная психология развивается в настоящее время.
Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Так, психолог А.А. Смирнов отмечал, что мышление младшего школьника – это «обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира» (11; 244).
Актуальность темы обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, т. е. по словам Д. Б. Эльконина «Память становится мыслящей, а восприятие - думающим». Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте (9; 105).
Цель данной работы: изучить особенности развития различных форм мышления младших школьников.
Объект: дети младшего школьного возраста в количестве 30 человек, в возрасте 10-11 лет школы № 76 г. Котласа.
Предмет: формы мышления младших школьников.
Гипотеза: предполагаем, что в период младшего школьного возраста:
Задачи:
Глава 1.Особенности развития различных форм мышления младших школьников
1.1.Общее понятие мышления
Мышлением в собственном значении слова называется процесс сознательного отражения действительности в таких объективных её свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию. Например, человек не воспринимает ультрафиолетовых лучей, но он, тем не менее, знает об их существовании и их свойствах. Как же возможно такое познание? Оно возможно опосредованным путем. Этот путь и есть путь мышления. В самом общем плане он состоит в том, что мы подвергаем вещи испытанию другими вещами и, сознавая установившиеся отношения и взаимодействия между ними, судим по воспринимаемому нами их изменению о непосредственно скрытых от нас свойствах этих вещей.
Мышление, как познавательная теоретическая деятельность, теснейшим образом связано с действием. Первичный вид мышления – это мышление в действии, которое совершается в действии и в действии выявляется. Все мыслительные операции (анализ, синтез и т.д.) возникли сначала как практические операции и лишь за тем стали операциями теоретического мышления (12; 68-69).
Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения.
Мышление
– это неразрывно связанный с
речью социально обусловленный
целенаправленный психический процесс
самостоятельного искания и открытия
существенно-нового, т.е. опосредованного
и обобщенного отражения
Мышление всегда несколько опережает речь, а язык отстает от достигнутой ступени развития мышления. Когда новое знание только формируется, оно еще не может быть словесно оформленным. Это содержание мысли фиксируется в наглядных образах (воображаемых моделях, схемах и пр.). Элементы наглядности в мышлении освобождают от необходимости осуществления всех звеньев цепи рассуждений, облегчают тем самым внутреннюю работу мысли (12; 84).
Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов(7; 263-264).
В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
Анализ - это мыслительное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим). Если анализ оторван от других операций, он становится порочным, механистическим.
Синтез
- это мысленное объединение
И синтез, и анализ занимают важное место в учебном процессе. Анализ и синтез протекают всегда в единстве.
Сравнение - это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредствованным и опосредованным.
Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях.
Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном.
Обобщение
- мысленное объединение
Все указанные операции не могут проявляться изолировано вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и прочие. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие. Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления (7; 282-284).
Так в психологии выделяют три формы мышления: понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – это мысль, выраженная в слове, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Понятия лежат в основе знаний людей о предметах и явлениях окружающего мира, накопленных человечеством в процессе его исторического развития. Понятия делятся на несколько видов: конкретные и абстрактные, общие и единичные.
Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждение может быть утвердительным или отрицательным, истинным или ложным, единичным или всеобщим.
С понятиями и суждениями связан процесс умозаключения. Умозаключение представляет собой рассуждение, в котором истинность определенного суждения выводится из истинности других суждений. Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения, а также умозаключения по аналогии. Дедукция – это умозаключение, в котором из частных заключений выводится общее. Индукция – логический метод, основанный на умозаключении от частных, единичных случаев общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. Аналогия – это умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий (8; 49-50).
На основе операций и форм мышления в психологии принято выделять три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и теоретическое (абстрактное, словесно-логическое).
Наглядно-действенное (или практическое) мышление характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе практической деятельности. Этот вид мышления свойственен спортсменам, летчикам, водителям, операторам и т.д. Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что мыслительная задача решается на образном материале. Значение наглядно-образного мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действенность.
Теоретическое мышление характеризуется тем, что задача решается в словесной (вербальной) форме. Теоретическое мышление развивается на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и выступает в виде практических действий, наглядных образов и отвлеченных понятий и рассуждений. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека.
Информация о работе Особенности развития различных форм мышления младших школьников