Особенности развития различных форм мышления младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:15, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить особенности развития различных форм мышления младших школьников.

Содержание

Введение _____________________________________________________2
Глава 1.Особенности развития различных форм мышления младших школьников
1.1.Общее понятие мышления ___________________________________4
1.2.Общая характеристика младшего школьного возраста ___________ 9
1.3.Развитие форм мышления младших школьников _______________11
Выводы по 1 главе ____________________________________________14
Глава 2.Эмпирическое исследование различных форм мышления младших школьников
2.1.Организация и методы исследования __________________________16
2.2.Анализ результатов исследования ____________________________17
2.3.Рекомендации по развитию теоретических форм мышления младших школьников для учителей начальных классов ______________________22
Выводы по 2 главе _____________________________________________24
Заключение __________________________________________________25
Список использованной литературы _____________________________ 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая по психологии.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)

   Оглавление

    Введение _____________________________________________________2

    Глава 1.Особенности развития различных форм мышления младших школьников

    1.1.Общее понятие мышления ___________________________________4

    1.2.Общая характеристика младшего школьного возраста  ___________ 9

    1.3.Развитие форм мышления младших школьников _______________11

     Выводы по 1 главе ____________________________________________14

    Глава 2.Эмпирическое исследование различных форм мышления младших школьников

    2.1.Организация и методы исследования __________________________16

    2.2.Анализ результатов исследования  ____________________________17

    2.3.Рекомендации по развитию теоретических форм мышления младших школьников для учителей начальных классов ______________________22

    Выводы по 2 главе _____________________________________________24

    Заключение __________________________________________________25

     Список использованной литературы  _____________________________ 27

    Приложение

 

Введение 

      Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять — это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.

     Мыслительную деятельность человека изучали известные зарубежные: Ж. Пиаже, К. Дункер, Дж. Брунер, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон и др.; и отечественные: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров, М.Н. Скаткин, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов,  Б.М. Величковский и др. исследователи. Благодаря их выдающимся работам современная психология развивается в настоящее время.

      Мышление  совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Так, психолог А.А. Смирнов отмечал, что мышление младшего школьника – это «обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира» (11; 244).

      Актуальность  темы обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике  ребёнка. Усвоение новых знаний, новых  представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, т. е. по словам Д. Б. Эльконина «Память становится мыслящей, а восприятие - думающим». Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте (9; 105).

      Цель  данной работы: изучить особенности развития различных форм мышления младших школьников.

      Объект: дети младшего школьного возраста в  количестве 30 человек, в возрасте 10-11 лет школы № 76 г. Котласа.

      Предмет: формы мышления младших школьников.

      Гипотеза: предполагаем, что в период младшего школьного возраста:

  1. все формы мышления развиваются гармонично;
  2. происходит переход от наглядно-образного мышления к теоретическому мышлению.

      Задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ научно-исследовательской литературы по изучению особенностей развития различных форм мышления младших школьников.
  2. Изучить особенности развития различных форм мышления младших школьников.
  3. Выработать рекомендации по развитию теоретических форм мышления младших школьников для учителей начальных классов.

 

Глава 1.Особенности развития различных форм мышления младших школьников

 
1.1.Общее понятие мышления
 

      Мышлением в собственном значении слова  называется процесс сознательного  отражения  действительности в таких объективных её свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию. Например, человек не воспринимает ультрафиолетовых лучей, но он, тем не менее, знает об их существовании и их свойствах. Как же возможно такое познание? Оно возможно опосредованным путем. Этот путь и есть путь мышления. В самом общем плане он состоит в том, что мы подвергаем вещи испытанию другими вещами и, сознавая установившиеся отношения и взаимодействия между ними, судим по воспринимаемому нами их изменению о непосредственно скрытых от нас свойствах этих вещей.

      Мышление, как познавательная теоретическая  деятельность, теснейшим образом  связано с действием. Первичный  вид мышления – это мышление в  действии, которое совершается в  действии и в действии выявляется. Все мыслительные  операции (анализ, синтез и т.д.) возникли сначала как практические операции и лишь за тем стали операциями теоретического мышления (12; 68-69).

      Мышление  выступает главным образом как  решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения.

      Мышление  – это неразрывно связанный с  речью социально обусловленный  целенаправленный психический процесс  самостоятельного искания и открытия существенно-нового, т.е. опосредованного  и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы (12; 79-80).

      Мышление  всегда несколько опережает речь, а язык отстает от достигнутой  ступени развития мышления. Когда новое знание только формируется, оно еще не может быть словесно оформленным. Это содержание мысли фиксируется в наглядных образах (воображаемых моделях, схемах и пр.). Элементы наглядности в мышлении освобождают от необходимости осуществления всех звеньев цепи рассуждений, облегчают тем самым внутреннюю работу мысли (12; 84).

      Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через  органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов(7; 263-264).

      В процессе мыслительной деятельности человек  познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

      Анализ - это мыслительное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим). Если анализ оторван от других операций, он становится порочным, механистическим.

      Синтез - это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов или частей к их сложному целому, предмету или явлению.

      И синтез, и анализ занимают важное место  в учебном процессе. Анализ и синтез протекают всегда в единстве.

      Сравнение - это установление сходства или  различия между предметами и явлениями  или их отдельными признаками. Сравнение  бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и  глубоким; неопосредствованным и опосредованным.

      Абстракция  состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях.

      Конкретизация предполагает возвращение мысли  от общего и абстрактного к конкретному  с целью раскрыть содержание. К  конкретизации обращаются в том  случае, если высказанная мысль оказывается  непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном.

      Обобщение - мысленное объединение предметов  и явлений по их общим и существенным признакам. Простейшие обобщения заключаются  в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более  сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложное обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект включается в систему понятий.

      Все указанные операции не могут проявляться  изолировано вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и прочие. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие. Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления (7; 282-284).

      Так в психологии выделяют три формы  мышления: понятия, суждения и умозаключения.

      Понятие – это мысль, выраженная в слове, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Понятия лежат в основе знаний людей о предметах и явлениях окружающего мира, накопленных человечеством в процессе его исторического развития. Понятия делятся на несколько видов: конкретные и абстрактные, общие и единичные.

      Содержание  понятий раскрывается в суждениях. Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями  действительности или между их свойствами и признаками. Суждение может быть утвердительным или отрицательным, истинным или ложным, единичным или всеобщим.

      С понятиями и суждениями связан процесс  умозаключения. Умозаключение представляет собой рассуждение, в котором  истинность определенного суждения выводится из истинности других суждений. Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения, а также умозаключения по аналогии. Дедукция – это умозаключение, в котором из частных заключений выводится общее. Индукция – логический метод, основанный на умозаключении от частных, единичных случаев общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. Аналогия – это умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий (8; 49-50).

      На  основе операций и форм мышления в психологии принято выделять три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и теоретическое (абстрактное, словесно-логическое).

      Наглядно-действенное (или практическое) мышление характеризуется  тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе практической деятельности. Этот вид мышления свойственен спортсменам, летчикам, водителям, операторам и т.д. Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что мыслительная задача решается на образном материале. Значение наглядно-образного мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действенность.

      Теоретическое мышление характеризуется тем, что задача решается в словесной (вербальной) форме. Теоретическое мышление развивается на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и выступает в виде практических действий, наглядных образов и отвлеченных понятий и рассуждений. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека.

Информация о работе Особенности развития различных форм мышления младших школьников