Особенности развития различных форм мышления младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:15, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить особенности развития различных форм мышления младших школьников.

Содержание

Введение _____________________________________________________2
Глава 1.Особенности развития различных форм мышления младших школьников
1.1.Общее понятие мышления ___________________________________4
1.2.Общая характеристика младшего школьного возраста ___________ 9
1.3.Развитие форм мышления младших школьников _______________11
Выводы по 1 главе ____________________________________________14
Глава 2.Эмпирическое исследование различных форм мышления младших школьников
2.1.Организация и методы исследования __________________________16
2.2.Анализ результатов исследования ____________________________17
2.3.Рекомендации по развитию теоретических форм мышления младших школьников для учителей начальных классов ______________________22
Выводы по 2 главе _____________________________________________24
Заключение __________________________________________________25
Список использованной литературы _____________________________ 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая по психологии.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)

      В качестве методов исследования выступили тестирование, констатирующий эксперимент, методы обработки материалов исследования.

      Использованные  тесты:

 1. Опросник типа мышления (сокращенный вариант).

 2. Простые аналогии, или Найдите сходство между понятиями.

 3. Исключение лишнего, или От чего не может отказаться человек.

      Тест  №1. Опросник типа мышления.

      Цель: Исследование и определение типов мышления в коллективе.

 Этот  тест используется для определения  преобладающих типов мышления  в коллективе, а также для индивидуального  определения профиля мышления, который  характеризует стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Он предназначен для любого возраста.

      Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Выделяют четыре базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое, символическое. В данной версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися в отечественной психологии классификациями: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное.

      Тест  № 2. Простые аналогии, или Найдите сходство между понятиями.

      Цель: Выявление характера логических связей и отношений между понятиями.

      Тест  рассчитан на возраст от 10 лет и старше, поэтому для психологически корректно-верной работы с данным возрастом (10-11 лет) количество заданий было уменьшено. Данная методика определяет уровень развития логического мышления, умение выделять существенные признаки, находить логические связи, делать верные умозаключения, определять родовые понятия.

      Тест  № 3. Исключение лишнего, или От чего не может отказаться человек.

      Цель: Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки.

      Тест  может быть использован для любого возраста. В связи с этапом развития мышления количество заданий было уменьшено. Данная методика определяет умение выделять в предметах самые разнообразные свойства и оперировать с каждыми из них в отдельности, а также умение  способностей выделять общее и классифицировать предметы по их признакам. 

2.2Анализ результатов исследования 

      Разные  уровни и типы мышления могут сосуществовать у одного и того же человека одновременно в зависимости от его знаний и практики соответствующего мышления в тех или иных областях.

      В ходе проведения первого эксперимента по определению преобладающих типов мышления в коллективе выявились следующие данные: предметно-действенное мышление имеет такие показатели: 12 человек (40%) – высокий уровень, 18 человек (60%) – средний уровень. Про них говорят: «Золотые руки!» Они лучше усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.

      Абстрактно-символическое  мышление: 19 человек (63%) – высокий уровень, 8 человек (27%) – средний уровень, 3 человека (10%) – низкий уровень развития. Люди с таким типом мышления могут  усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

      Словесно-логическое мышление: 16 человек (53%)– высокий уровень, 12 человек (40%) – средний уровень, 2 человека (7%) – низкий уровень развития. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

      Самые лучшие показатели имеет наглядно-образное мышление: 20 человек (67%) – высокий уровень, 10 человек (33%) – средний уровень развития. Это люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет. Это – художники, поэты, писатели, режиссеры.

      Показатели  креативности: 9 человек (30%) – высокий  уровень, 21 человек (70%) – средний  уровень. Креативность - это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем незаменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

      Эти данные подтверждаются в следующей таблице:

Таблица №1

Показатели  различных форм мышления младших  школьников

 

График  №1

Графическое изображение уровня развития различных форм мышления младших школьников

      Как видно теоретические формы мышления имеют хорошие показатели в своем развитии, но в отличие от других форм мышления имеют и низкие показатели. Поэтому решено провести еще два исследования по состоянию развития логического и абстрактного мышления с целью выработки рекомендаций для учителей младших классов.

      В ходе проведения второго эксперимента по определению уровня развития логического мышления выяснилось, что: 16 человек (53%) имеют высокий уровень развития, 3 человека (10%) имеют средний уровень, 11 человек (37%) – низкий уровень. Высокий уровень развития логического мышления свидетельствует о том, что эти дети обладают аналитическим складом ума, у них высоко развито умение размышлять, аргументировать, строить умозаключения, находить причинно-следственные связи. Низкий уровень развития логического мышления говорит о том, что эти дети обладают конкретным мышлением: они думают и говорят только о том, что видят, ощущают, наблюдают; они не умеют строить умозаключения, находить причинно-следственные связи.

      Это подтверждено данными в следующей  таблице:

Таблица №2

Уровень развития типа мышления младших школьников 

График  №2

Графическое изображение уровня развития типа мышления младших школьников

      Сопоставив  данные таблиц №1 и №2, получаем, что высокий уровень развития подтвердился у 16 испытуемых. Также подтвердился и низкий уровень у двух испытуемых. Но самое интересное то, что из оставшихся 12 человек только трое подтвердили средний уровень, а 9 - показали низкий уровень развития логического мышления. Значит, в данном коллективе имеются большие предпосылки для развития логического мышления, как с низкими показателями, так и со средними показателями.

      В ходе проведения третьего эксперимента по определению уровня развития абстрактного мышления выяснилось, что: 17 человек (57%) имеют высокий уровень развития,  у 8 человек (27%) – средний уровень, а у 5 человек (16%) – низкий уровень развития абстрактного мышления. Высокий уровень абстрактного мышления свидетельствует об умении находить, выделять существенные и не существенные признаки предметов и явлений, мыслить о предметах и явлениях, не видя их. Другими словами, они обладают отвлеченным, пространственным мышлением. Низкий уровень абстрактного мышления говорит о неумении мыслить отвлеченно, строить обобщения по существенным признакам, т.е. такие дети обладают конкретным мышлением.

      Эти данные подтверждаются в следующей  таблице:

Таблица №3

Уровень развития типа мышления младших школьников 

 

График  №3

Графическое изображение уровня развития типа мышления младших школьников

      Сопоставив  данные таблиц №1 и №3, получаем, что у 17 человек подтвердился высокий уровень развития, а у 2 оказался средний уровень. У троих испытуемых подтвердился низкий уровень развития, а у 6 человек – средний уровень. Также у 2 испытуемых оказался низкий уровень развития, а не средний как показало ранее. Тем самым, еще раз утверждается то, что и абстрактное мышление требует педагогической доработки. Необходимость развития данного типа мышления имеется как у детей с низким и средним уровнями развития, так и с высоким уровнем развития. 

2.3.Рекомендации по развитию теоретических форм мышления младших школьников для учителей начальных классов 

      Все операции теоретического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию теоретического мышления в целом. Приёмы теоретического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы учащимся уже и в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала.

      Вышеизложенные данные показывают, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительной деятельности. Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут задания и упражнения на поиск закономерностей, логические задачи, головоломки. Предлагаю ряд заданий, которые могут быть использованы учителем в проведении развивающих занятий со школьниками:

  1. Прохождение различной сложности лабиринтов.
  2. Составление различных фигур с помощью разного количества спичек.
  3. Составление и решение математических задач по картинкам; по данным.
  4. По набору картинок составить последовательность событий и придумать рассказ.
  5. Составление предложений из набора слов.
  6. Разгадки ребусов, кроссвордов, загадок и т.д.
  7. Задания на выявление сходств и различий предметов или явлений.
  8. Исключение лишнего.
  9. Поиск аналогов.
  10. Способы применения предмета.
  11. Придумывание недостающих частей рассказа.
  12. Задачи, требующие нешаблонного мышления, нестандартного умозаключения.

      И многие другие, какие только можно  найти в современной литературе. Ведь чем разнообразней проходят занятия, тем легче заинтересовать учащихся. Именно интерес младшего школьника может активизировать его учебную деятельность, обеспечить его интеллектуальное развитие.

 

Выводы по 2 главе 

      Мыслительная  деятельность младшего школьника, несмотря на значительные успехи в усвоении словесного материала, абстрактных  понятий, довольно сложных закономерностей  и особенностей предметов и явлений, в основном сохраняет наглядный характер и в значительной степени связана с чувственным познанием. Однако излишнее увлечение в обучении наглядностью может в определенных условиях привести к задержке, торможению теоретического мышления у детей. Необходимо строго согласовывать в процессе обучения младшеклассников наглядность и слово учителя.

      В наше время при огромной информации, которую дети получают помимо школы (радио, телевидение, кино, книги), учителю  нельзя ограничиваться в работе с младшими школьниками только тем, что написано в учебниках. Прежде всего, из урока в урок нужно развивать у ребенка способности к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями. Также необходимо включать в учебный процесс занимательные и игровые формы обучения, обеспечивающие всестороннее развитие личности, а в частности развитие теоретических форм мышления.

 

Заключение 

      Глубокое  и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления, которое является высшим познавательным процессом, направленным на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей. Мышление есть результат развития человека, развития его мыслительной деятельности (5; 149).

      Вначале отражение действительности во всем многообразии связей и отношений явлений, предметов, осуществляемое мышлением ребенка, очень несовершенно. Мышление у ребенка возникает в тот момент, когда он впервые начинает устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями окружающего мира и правильно действовать (5; 164). На ранних ступенях развития ребенок накапливает чувственный опыт и научается решать практическим путем ряд конкретных, наглядных задач. Осваивая речь, он приобретает возможность формулировать задачу, задавать вопросы, строить доказательства, рассуждать и делать выводы. Ребенок овладевает понятиями и рядом умственных действий. Эти возможности в будущем должен использовать учитель, обучая детей с первого дня их работы в школе различным операциям и формам словесного мышления (6; 199).

Информация о работе Особенности развития различных форм мышления младших школьников