Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:15, курсовая работа
Цель данной работы: изучить особенности развития различных форм мышления младших школьников.
Введение _____________________________________________________2
Глава 1.Особенности развития различных форм мышления младших школьников
1.1.Общее понятие мышления ___________________________________4
1.2.Общая характеристика младшего школьного возраста ___________ 9
1.3.Развитие форм мышления младших школьников _______________11
Выводы по 1 главе ____________________________________________14
Глава 2.Эмпирическое исследование различных форм мышления младших школьников
2.1.Организация и методы исследования __________________________16
2.2.Анализ результатов исследования ____________________________17
2.3.Рекомендации по развитию теоретических форм мышления младших школьников для учителей начальных классов ______________________22
Выводы по 2 главе _____________________________________________24
Заключение __________________________________________________25
Список использованной литературы _____________________________ 27
В качестве методов исследования выступили тестирование, констатирующий эксперимент, методы обработки материалов исследования.
Использованные тесты:
1. Опросник типа мышления (сокращенный вариант).
2. Простые аналогии, или Найдите сходство между понятиями.
3. Исключение лишнего, или От чего не может отказаться человек.
Тест №1. Опросник типа мышления.
Цель: Исследование и определение типов мышления в коллективе.
Этот
тест используется для
Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Выделяют четыре базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое, символическое. В данной версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися в отечественной психологии классификациями: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное.
Тест № 2. Простые аналогии, или Найдите сходство между понятиями.
Цель: Выявление характера логических связей и отношений между понятиями.
Тест рассчитан на возраст от 10 лет и старше, поэтому для психологически корректно-верной работы с данным возрастом (10-11 лет) количество заданий было уменьшено. Данная методика определяет уровень развития логического мышления, умение выделять существенные признаки, находить логические связи, делать верные умозаключения, определять родовые понятия.
Тест № 3. Исключение лишнего, или От чего не может отказаться человек.
Цель: Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки.
Тест
может быть использован для любого
возраста. В связи с этапом развития
мышления количество заданий было уменьшено.
Данная методика определяет умение выделять
в предметах самые разнообразные свойства
и оперировать с каждыми из них в отдельности,
а также умение способностей выделять
общее и классифицировать предметы по
их признакам.
2.2Анализ
результатов исследования
Разные уровни и типы мышления могут сосуществовать у одного и того же человека одновременно в зависимости от его знаний и практики соответствующего мышления в тех или иных областях.
В ходе проведения первого эксперимента по определению преобладающих типов мышления в коллективе выявились следующие данные: предметно-действенное мышление имеет такие показатели: 12 человек (40%) – высокий уровень, 18 человек (60%) – средний уровень. Про них говорят: «Золотые руки!» Они лучше усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.
Абстрактно-
Словесно-логическое мышление: 16 человек (53%)– высокий уровень, 12 человек (40%) – средний уровень, 2 человека (7%) – низкий уровень развития. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
Самые лучшие показатели имеет наглядно-образное мышление: 20 человек (67%) – высокий уровень, 10 человек (33%) – средний уровень развития. Это люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет. Это – художники, поэты, писатели, режиссеры.
Показатели креативности: 9 человек (30%) – высокий уровень, 21 человек (70%) – средний уровень. Креативность - это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем незаменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.
Эти данные подтверждаются в следующей таблице:
Таблица №1
Показатели различных форм мышления младших школьников
График №1
Графическое изображение уровня развития различных форм мышления младших школьников
Как
видно теоретические формы
В ходе проведения второго эксперимента по определению уровня развития логического мышления выяснилось, что: 16 человек (53%) имеют высокий уровень развития, 3 человека (10%) имеют средний уровень, 11 человек (37%) – низкий уровень. Высокий уровень развития логического мышления свидетельствует о том, что эти дети обладают аналитическим складом ума, у них высоко развито умение размышлять, аргументировать, строить умозаключения, находить причинно-следственные связи. Низкий уровень развития логического мышления говорит о том, что эти дети обладают конкретным мышлением: они думают и говорят только о том, что видят, ощущают, наблюдают; они не умеют строить умозаключения, находить причинно-следственные связи.
Это подтверждено данными в следующей таблице:
Таблица №2
Уровень
развития типа мышления младших школьников
График №2
Графическое изображение уровня развития типа мышления младших школьников
Сопоставив данные таблиц №1 и №2, получаем, что высокий уровень развития подтвердился у 16 испытуемых. Также подтвердился и низкий уровень у двух испытуемых. Но самое интересное то, что из оставшихся 12 человек только трое подтвердили средний уровень, а 9 - показали низкий уровень развития логического мышления. Значит, в данном коллективе имеются большие предпосылки для развития логического мышления, как с низкими показателями, так и со средними показателями.
В ходе проведения третьего эксперимента по определению уровня развития абстрактного мышления выяснилось, что: 17 человек (57%) имеют высокий уровень развития, у 8 человек (27%) – средний уровень, а у 5 человек (16%) – низкий уровень развития абстрактного мышления. Высокий уровень абстрактного мышления свидетельствует об умении находить, выделять существенные и не существенные признаки предметов и явлений, мыслить о предметах и явлениях, не видя их. Другими словами, они обладают отвлеченным, пространственным мышлением. Низкий уровень абстрактного мышления говорит о неумении мыслить отвлеченно, строить обобщения по существенным признакам, т.е. такие дети обладают конкретным мышлением.
Эти данные подтверждаются в следующей таблице:
Таблица №3
Уровень
развития типа мышления младших школьников
График №3
Графическое изображение уровня развития типа мышления младших школьников
Сопоставив
данные таблиц №1 и №3, получаем, что
у 17 человек подтвердился высокий уровень
развития, а у 2 оказался средний уровень.
У троих испытуемых подтвердился низкий
уровень развития, а у 6 человек – средний
уровень. Также у 2 испытуемых оказался
низкий уровень развития, а не средний
как показало ранее. Тем самым, еще раз
утверждается то, что и абстрактное мышление
требует педагогической доработки. Необходимость
развития данного типа мышления имеется
как у детей с низким и средним уровнями
развития, так и с высоким уровнем развития.
2.3.Рекомендации
по развитию теоретических
форм мышления младших
школьников для учителей
начальных классов
Все операции теоретического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию теоретического мышления в целом. Приёмы теоретического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы учащимся уже и в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала.
Вышеизложенные данные показывают, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительной деятельности. Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут задания и упражнения на поиск закономерностей, логические задачи, головоломки. Предлагаю ряд заданий, которые могут быть использованы учителем в проведении развивающих занятий со школьниками:
И
многие другие, какие только можно
найти в современной
Выводы по 2 главе
Мыслительная деятельность младшего школьника, несмотря на значительные успехи в усвоении словесного материала, абстрактных понятий, довольно сложных закономерностей и особенностей предметов и явлений, в основном сохраняет наглядный характер и в значительной степени связана с чувственным познанием. Однако излишнее увлечение в обучении наглядностью может в определенных условиях привести к задержке, торможению теоретического мышления у детей. Необходимо строго согласовывать в процессе обучения младшеклассников наглядность и слово учителя.
В наше время при огромной информации, которую дети получают помимо школы (радио, телевидение, кино, книги), учителю нельзя ограничиваться в работе с младшими школьниками только тем, что написано в учебниках. Прежде всего, из урока в урок нужно развивать у ребенка способности к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями. Также необходимо включать в учебный процесс занимательные и игровые формы обучения, обеспечивающие всестороннее развитие личности, а в частности развитие теоретических форм мышления.
Заключение
Глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления, которое является высшим познавательным процессом, направленным на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей. Мышление есть результат развития человека, развития его мыслительной деятельности (5; 149).
Вначале отражение действительности во всем многообразии связей и отношений явлений, предметов, осуществляемое мышлением ребенка, очень несовершенно. Мышление у ребенка возникает в тот момент, когда он впервые начинает устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями окружающего мира и правильно действовать (5; 164). На ранних ступенях развития ребенок накапливает чувственный опыт и научается решать практическим путем ряд конкретных, наглядных задач. Осваивая речь, он приобретает возможность формулировать задачу, задавать вопросы, строить доказательства, рассуждать и делать выводы. Ребенок овладевает понятиями и рядом умственных действий. Эти возможности в будущем должен использовать учитель, обучая детей с первого дня их работы в школе различным операциям и формам словесного мышления (6; 199).
Информация о работе Особенности развития различных форм мышления младших школьников