Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:15, курсовая работа
Цель данной работы: изучить особенности развития различных форм мышления младших школьников.
Введение _____________________________________________________2
Глава 1.Особенности развития различных форм мышления младших школьников
1.1.Общее понятие мышления ___________________________________4
1.2.Общая характеристика младшего школьного возраста ___________ 9
1.3.Развитие форм мышления младших школьников _______________11
Выводы по 1 главе ____________________________________________14
Глава 2.Эмпирическое исследование различных форм мышления младших школьников
2.1.Организация и методы исследования __________________________16
2.2.Анализ результатов исследования ____________________________17
2.3.Рекомендации по развитию теоретических форм мышления младших школьников для учителей начальных классов ______________________22
Выводы по 2 главе _____________________________________________24
Заключение __________________________________________________25
Список использованной литературы _____________________________ 27
В мыслительной деятельности человека все виды мышления неразрывно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь находит свое выражение во взаимных переходах одного вида мышления в другой. В жизнедеятельности человека порой невозможно провести грань между отдельными видами мышления. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются в той или иной степени все виды мыслительной деятельности. Но только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком (8; 53-54).
Итак,
среди процессов умственной и
познавательной деятельности процесс
мышления занимает особое место. Когда
говорят об умственном развитии человека,
то имеют в виду главным образом
то, как этот человек мыслит. Все познавательные
процессы – ощущение, восприятие, память
и воображение получают эффективность,
прежде всего, благодаря тому, насколько
они осмысленны. Мышление человека включает
в себя различные операции, протекает
на различных уровнях, в различных формах,
что в совокупности позволяет говорить
о существовании разных видов мышления.
В жизнедеятельности человека порой невозможно
провести грань между отдельными видами
мышления. Не только у детей, но и у взрослых
постоянно развиваются в той или иной
степени все виды мыслительной деятельности.
Но только развитие всех видов мышления
в их единстве может обеспечить правильное
и достаточно полное отражение действительности
человеком. Рассмотрим же процесс мышления
как один из основных познавательных процессов
младших школьников.
1.2.Общая
характеристика младшего
школьного возраста
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа (4; 42).
В 7 – 11 лет ребенок физически развивается относительно спокойно и равномерно. Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Речь ребенка ко времени вступления в школу уже довольно развита. Она в известной степени грамматически правильна, выразительна. Словарь семилетнего ребенка также достаточно богат, с довольно высоким удельным весом отвлеченных понятий. Ребенок может в достаточно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению, пробует делать выводы (разумеется, далеко не всегда правомерные) (4; 43-45).
C поступлением ребенка в школу резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение, положение в коллективе, в семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Чтобы усвоить знания в начальной школе, младший школьник должен обладать сравнительно высоким уровнем развития наблюдательности, произвольного запоминания, организованного внимания, умением анализировать, обобщать, рассуждать(4; 45).
Очень
большие изменения в процессе
обучения претерпевает мышление младшего
школьника. Развитие мышления приводит
к качественной перестройке восприятия
и памяти, к превращению их в
произвольные, регулируемые процессы.
Именно на основе учебной деятельности
развиваются основные психологические
новообразования младшего школьного возраста.
Обучение выдвигает мышление в центр сознания
ребенка. Исследования показали, что при
разной организации учебного процесса,
при изменении содержания обучения, в
зависимости от разной его методики можно
получить совершенно разные характеристики
мышления детей младшего школьного возраста
(4; 59).
1.3.Развитие
форм мышления младших
школьников
Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения.
Известный швейцарский психолог Ж.Пиаже считал, что мышление школьника 7 – 10 лет находится в основном на стадии конкретных операций, на основании которых может происходить систематизация свойств, данных в непосредственном наглядном опыте. Однако к концу младшего школьного возраста учащиеся при правильном обучении способны перейти к следующей стадии – к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. На это и ориентируются новые программы для 4 класса, которые предусматривают, чтобы школьники, знакомясь с новым материалом, учились самостоятельно рассуждать и делать выводы, сопоставлять, сравнивать и анализировать факты, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности (4; 59-60).
Развитие
мышления ребенка совершается в
нескольких планах – непосредственно
в действенном плане, плане образном
и плане речевом. Эти планы, конечно,
взаимодействуют и
В развитии мышления младших школьников наблюдаются две основные стадии. На первой стадии (она приблизительно совпадает с обучением в I и II классах) их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольника. Анализ учебного материала производится здесь по преимуществу в наглядно-действенном плане. Дети опираются при этом на реальные предметы или их прямые заместители, изображения (такой анализ иногда называют практически-действенным или чувственным).
Учащиеся I-II классов зачастую судят о предметах и ситуациях весьма односторонне, схватывая какой-либо единичный внешний признак. Умозаключения опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Обоснование вывода осуществляется не на основе логических аргументов, а путем прямого соотнесения суждения с воспринимаемыми сведениями. Так, наблюдая в школьной жизни соответствующие факты, дети могут сделать соответствующие выводы: "Галя не поливала свои цветы, и они засохли, а Надя часто поливала цветы, и они хорошо растут. Чтобы цветы были свежими и хорошо росли, их надо часто поливать".
Основным критерием полноценного обобщения знаний является умение ребенка привести конкретный пример или иллюстрацию, которое соответствует полученным знаниям. Эти особенности мышления младших школьников служат основой широкого применения принципа наглядности в начальном обучении.
На основе систематической учебной деятельности в III-IV классе изменяется характер мышления младших школьников. С этими изменениями связана вторая стадия в его развитии. Уже в I-II классах особая забота учителя состоит в том, чтобы показать детям связи, существующие между отдельными элементами усваиваемых сведений. С каждым годом увеличивается объем заданий, требующих указания таких связей или соотношений между понятиями. К IV классу учащиеся овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией (например, "стол - имя существительное"). Дети постоянно отчитываются перед учителем в форме развернутых суждений о том, как они усвоили ту или иную классификацию. Так, в IV классе на вопрос учителя: "Что называется окончанием?" - ученик отвечает: "Окончанием называется изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слова с другими словами в предложении".
В основе суждений школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Но вместе с тем эти суждения являются результатом анализа текста, мысленного сопоставления его отдельных частей, мысленного выделения в этих частях главных моментов, их объединения в целостную картину, наконец, обобщения частностей в некотором новом суждении, теперь уже в отделенном от прямых его источников и ставшем абстрактным знанием.
Формирование
классификации определенных предметов
и явлений развивает у младших
школьников новые сложные формы
собственно умственной деятельности,
которая постепенно сочленяется
от восприятия и становится относительно
самостоятельным процессом
К концу второй стадии большинство учащихся производят обобщения в плане ранее накопившихся представлений, посредством их умственного анализа и синтеза. Развернутые объяснения учителя и рассказы-статьи учебников во многих случаях достаточны для того, чтобы овладевать понятиями без непосредственного оперирования предметным материалом. Растет количество суждений, в которых наглядные моменты сведены до минимума и объекты характеризуются по более или менее существенным связям (2; 89-94).
Таким
образом, учебная деятельность, предъявляющая
новые требования к мышлению школьника,
становится в младшем школьном возрасте
ведущей. В ней формируются основные психологические
новообразования этого периода: теоретические
формы мышления, познавательные интересы,
способность управлять своим поведением,
чувство ответственности и многие другие
качества ума и характера школьника, отличающие
его от детей дошкольного возраста. При
этом главную роль играет развитие мышления,
происходящее в ходе усвоения научных
знаний. Известный педагог П.П. Блонский
отмечал связь развития мышления с теми
знаниями, которые ребенок получает в
процессе обучения. Он считал, что «…мышление
развивается на основе усвоенных знаний,
и если нет последних, то и нет основы для
развития мышления, и последнее не может
созреть в полной мере» (1; 82). Развитие
мышления младших школьников происходит
в двух основных стадиях. На первой стадии
(она приблизительно совпадает с обучением
в I и II классах) их мыслительная деятельность
еще во многом напоминает мышление дошкольника.
Дети опираются при этом на реальные предметы
или их прямые заместители, изображения,
т.е. преобладает наглядно-действенное
мышление. На второй стадии (она совпадает
с обучением в III и IV классах) изменяется
характер мышления, преобладающим становится
теоретическое (абстрактное, логическое)
мышление. Развивается умение самостоятельной
работы с учебным материалом, приобретаются
свои особые приемы и способы обучения.
При разной организации учебного процесса,
при изменении содержания обучения, в
зависимости от разной его методики можно
получить совершенно разные характеристики
мышления детей младшего школьного возраста.
Выводы
по 1 главе
Мышление является высшей формой человеческого познания. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Органы чувств - единственные каналы связи организма с окружающим миром. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека.
В
настоящее время отечественными
и зарубежными психологами
Глава
2.Эмпирическое исследование
различных форм мышления
младших школьников
2.1.Организация
и методы исследования
Исследование проводилось в период с 10 по 25 апреля 2009 года в школе №76 г. Котласа. В качестве объекта исследования был выбран 4 класс данной школы в количестве 30 человек (возраст 10-11 лет). Этот класс обучается по программе 1-4 «Школа России». Обучение проходит во второю смену: в период с 1210 до 1635, по пятидневной системе, урок длится 45 минут. В данном коллективе 11 девочек и 19 мальчиков. В классе преобладает спокойная, равноправная учебная обстановка. Организован высокий уровень дисциплины, поведение во время обучения не вызывает нареканий. Данный класс обладает высоким уровнем общего интеллектуального развития.
Информация о работе Особенности развития различных форм мышления младших школьников